Современная система образования. 72 страница



После октября 1917 демокр. традиции просветительства получили дальнейшее развитие. В 20-е гг. организовывались дет. музеи и выставки (Н. Д. Бартрам, А. У. Зеленко, Я. П. Мексин), использовались методики активизации юных посетителей, организации музейных игр, проводились социологич. исследования шк. аудитории (впервые — в Третьяковской галерее под руководством Л. В. Ро-зенталя). В 1923 Ист. М. устроил выставку — «Музей и школа» с целью знакомства деятелей нар. образования с приёмами пед. работы в М. В центр, и местных М. учащиеся составляли от 40 до 70% посетителей. В кон. 20-х гг. с созданием единой музейной сети возникла тенденция к политизации и идеологизации М. Парт.-гос. постановления о нач. и ср. школе 30-х гг., с одной стороны, нацеливали пед. работников на укрепление связи М. с уч. заведениями, указывали на необходимость усиления в обучении принципов историзма, наглядности, на использование краеведч. материала и экскурсионного метода, а с другой — ставили музейно-образоват. деятельность в прямую зависимость от авторитарных пед. принципов школы. Надолго утвердилась «школоцентристская» точка зрения на музей. Творческие поиски 20-х гг. были искусственно прекращены. Фактически безраздельное влияние в музейном деле получила концепция «музея-учебника», при к-рой экспонаты служили иллюстрацией к уч. материалу шк. программ.

До 80-х гг. музейно-образоват. деятельность оставалась на уровне представлений о М., сложившихся в 30-е гг. Гл. показателем её эффективности считалась посещаемость, содержание составляли основы шк. наук, ограничивающие диапазон экспонируемых собраний, а ведущей формой являлся монолог экскурсовода, рассчитанный на пассивного слушателя. Т. о., экскурсовод оказывался для посетителя своеобразным «говорящим» экспонатом. Межличностное общение почти полностью исключалось из музейной ситуации.

С кон. 80-х — нач. 90-х гг. начался поиск новой модели М. и его образоват. концепции. М. рассматривается как социальный институт, дающий образец восприятия классич. наследия и совр. культуры и ориентированный на развитие ценностных качеств личности. Экспозиция и экскурсия стали пониматься как равноправный диалог со зрителем. Пед. возможности М. используются при создании комплексных образоват. программ, факультативных циклов, организации клубных, обрядовых форм деятельности.

Отношения между М. и уч. заведениями, прежде всего со школами, строятся на принципе партнёрства и сотрудничества.

Внимание М. направляется не только на совершенствование работы с учащимися, но и на контакт с учителями, к-рые вместе с сотрудниками М. привлекаются к разработке и осуществлению музейных проектов в области образования. Эти процессы привели к формированию особой сферы проф. музейной деятельности, а также области науч. исследований — музейной педагогики и возникновению в штате М. новой должности — музейного педагога.

Понятие «музейная педагогика» впервые было сформулировано в кон. 19 в. в Германии (Э. А. Росмелер, А. Лихтварк, А. Рейхвейн) и первоначально трактовалось как направление музейной работы с учащимися. С возрастанием социальной роли М. в обществе в 60-е гг. 20 в. музейная педагогика начала формироваться и как особая область знаний и исследований. В 60—70-е гг. 20 в. появились первые музейно-пед. центры (в Зап. и Вост. Берлине, Кёльне, Мюнхене, Нюрнберге). В нашей стране термин < музейная педагогика» стал употребляться с 70-х гг. 20 в. Музейная педагогика изучает историю и особенности кулыурно-образоват. деятельности, методы воздействия М. на разл. категории посетителей, взаимодействие с др. пед. учреждениями.

Совр. музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на приобщение к М. и его культуре подрастающего поколения с самого раннего возраста, активизацию творческих способностей личности, создание многоступенчатой системы музейного образования. Проблемы образоват. деятельности решаются в связи с глобальными изменениями, происходящими в мировой культуре. Увеличение объёма зрительной информации повлияло на восприятие человека, переставшего замечать предметы и явления, к-рые производили впечатление на старшее поколение.

Центральным для этой отрасли пед. знания становится понятие музейной культуры, трактуемой как степень подготовленности посетителя к восприятию предметной информации. В широком смысле музейная культура — это ценностное отношение человека к действительности, подлинное уважение к истории, умение оценивать в реальной жизни предметы музейного значения. На развитие музейной педагогики оказала также влияние теория диалога культур М. М. Бахтина. М. становится местом осуществления культурно-ист, диалога, поиска новых форм общения с культурными ценностями.

Педагогика М. осн. на идее погружения личности в специально организованную предметно-пространств. среду, включающую произведения иск-ва и памятники природы, экзотич. предметы и ист. реликвии. Осматривая выставленные коллекции и получая информацию о них, посетитель М. приобщается к истории и культуре, постигает разнообразие предметного мира, учится понимать конкретные проявления всеобщего.

Во мн. заруб, странах М. рассматриваются как системы «параллельного обучения». В штаты М. вводится должность музейного педагога, спец. задачей к-рого является активизация посетителя в музее. В ряде М. ведётся оригинальная экспе-рим. работа с детьми и учащимися. Напр., в дет. музее в Каракасе (Венесуэла) для детей создаётся атмосфера чудес, способствующая рождению многочисл. ассоциа-

598

ций, развитию фантазии. Музей «Экспло-раториум» в Сан-Франциско (США) стремится сделать посетителя средоточием пережитого и прочувствованного человечеством опыта. М. воздействует тем самым на образ жизни и деятельность людей, на их понимание науки, иск-ва, техники, а в конечном счёте человечества и самих себя. Город науки и техники «Ла-Виллет» в Париже организовал спец. «залы открытий» для детей и взрослых в целях развития у посетителей навыков к исследоват. деятельности, интереса к познанию. М. рассматривает эти залы как средство установления диалога с посетителем. Широкое распространение получили в США и Канаде т. н. осязаемые экспозиции и интерактивные (действующие) экспонаты. Центры популяризации науч. знаний существуют при М. науки и техники в Чикаго (США), М. науки в Лондоне (Великобритания), Норвежском техн. M., M. коммуникаций и технологий в Берлине (Германия) и др.

Значит, вклад в обобщение и популяризацию мирового музейно-пед. опыта вносит К-т по просветит, работе Между-нар. совета музеев (ИКОМ).

Лит.: История музейного дела в СССР, [в. 1], «Труды НИИ музееведения», 1957, в. 1; Очерки истории музейного дела в России, в. 2—3, Ми960—61; Вопросы истории музейного дела в СССР, в. 4. «Труды НИИ музееведения», 1962, в. 7; Очерки истории музейного дела в СССР, в. 5, «Труды НИИ музееведения», 1963, в. 9; Очерки истории музейного дела в СССР, в. 6—7, М., 1968—71; Федоров Н. Ф., Музей, его смысл и назначение, Соч., М., 1982, с. 575 — 606; Музей и школа. Пособие для учителей, М., 1985; Гнедовский М. Б., Совр. тенденции развития музейной коммуникации в капита-листич. странах: теория и практика, М., 1986; его же, Музей в системе непрерывного образования. Экспресс-информация, в. 1, М., 1990; Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика, М., 1989; Музей и образование, в сб.:' Музейное дело и охрана памятников, в. 5, М., 1989.

З. А. Бонами, М. Б. Гнедовский, Н. Г. Макарова, М. Ю — Юхневич.

МУЗЕИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ, ведут сбор, науч. изучение и хранение, в т. ч. в экспозициях, памятников культуры и документов, отражающих историю образования и пед. деятельности.

В дорев. России М. п. создавались при уч. округах, дирекциях и инспекциях нар. училищ, учреждались земствами и гор. самоуправлениями, разл. просветительными об-вами и частными лицами. М. п. организовывались гл. обр. в крупных городах (С.-Петербург, Москва, Казань, Нижний Новгород, Пермь, Самара, Тифлис и др.), содержали коллекции, уч. наглядные пособия, предметы шк. оборудования и др., изготовляли разл. приборы для уч. опытов и демонстраций, устраивали выставки дет. работ.

Подбор экспонатов проводился в двух направлениях: постоянная пед. выставка и подвижный фонд, материалы к-рого могли выдаваться во временное пользование уч. заведениям и отд. лицам на абонементных условиях. При крупных М. п. имелись б-ка, производств, мастерская, склад книг и уч. пособий, лит.-издательский отдел, справочное бюро и др. Одним из первых М. п. не только в России, но и во всём мире был М. п. воен.-уч. заведений (1864—1917) в Соляном городке в Петербурге, ставший, по отзывам современников, своеобразным ун-том для учителей. Его деятельность была направлена на внедрение в практику уч. процесса принципов наглядного обучения, привлекавших к себе внимание пед. общественности 60-х гг. 19 в. М. п., созданный воен. ведомством для разработки метод, вопросов при перестройке кадетских корпусов в воен. гимназии реального типа, первоначально имел своей задачей собирание и систематизацию наглядных уч. пособий, содействие подготовке отеч. пособий и широкую пропаганду передовых методов преподавания. В дальнейшем музей стал обществ., науч. и просветительским центром, разрабатывающим актуальные вопросы пед. науки, организующим пед. выставки (с 1865). Во время 1-й Всерос. политехн. выставки (1872) были открыты временные курсы для учителей нач. сел. школ и инспекторов нар. училищ с целью ознакомления их с наиб, совершенными методами нач. обучения, издан каталог наглядных пособий и уч. руководств для нач. и ср. школ, представлявший собой своеобразную пед. энциклопедию наглядных средств обучения и методик их использования. Пед. выставки стали местом общения рус. учительства. Отделы музея обсуждали ежегодно более 200 докладов и сообщений. Деятельность М. п. строилась на обществ, началах, отделами бесплатно руководили видные учёные, педагоги и методисты. Пед. отдел объединил творческие усилия специалистов, привлёк видных педагогов (Н. А. Кор-фа, Д. Д. Семёнова, П. Ф. Лесгафта, П. Ф. Каптерева, Л. Н. Модзалевского, А. Н. Острогорского, И. И. Паульсона, П. Г. Редкина, К. К. Сент-Илера и др.), оказывал большую помощь учителям в уч.-воспитат. работе, помогал создавать шк. музеи уч. пособий. При нём работали кружок по нач. обучению, отдел критики и библиографии дет. лит-ры, родительский кружок (в 1890 была впервые организована «Выставка детских игрушек, игр и занятий»). Пед. отдел музея много сделал для изучения и пропаганды наследия Я. А. Коменского и К. Д. Ушин-ского и стал инициатором конкурсов на соискание премий им. Ушинского (проводились с 1899 1 раз в 3 года). Работа музея получила высокую оценку рус. и заруб, науч. общественности. На Брюссельской гигиенич. выставке гигиенич. отдел музея получил высш. награду. Участники Парижской геогр. выставки 1875, высоко оценив работу геогр. секции музея, рекомендовали во всех гос-вах учредить М. п. по образцу петербургского. Большое значение имели организованные музеем публичные лекции крупных учёных и педагогов (И. М. Сеченова, Н. М. Пржевальского, П. Ф. Лесгафта, С. М. Соловьёва, Н. X. Весселя и др.); нар. чтения. Ежегодно лекции посещало св. 100 тыс. слушателей. Музей имел аудитории во мн. городах России. Комиссии на местах получали от него программы, уч. пособия, метод, указания, а часто и тексты чтений. При музее были созданы «Общедоступные муз. классы», ставшие первыми «нар. консерваториями». В их работе принимали участие композиторы Н. А. Римский-Корсаков и М. А. Балакирев. В 90-х гг. 19 в. музей выступил инициатором и организатором всерос. пед. съездов. Независимый от руководства Мин-ва нар. просвещения, музей был постоянно объектом нападок чиновников. После октября 1917 музей вошёл в число науч.-пед. учреждений Нарком-проса РСФСР.

С 90-х гг. 19 в. в России широкую известность получили подвижные М. п., создаваемые по инициативе общественности. В 1892 кружком учителей был образован Петеро. подвижной музей наглядных пособий (с 1894 номинально функционировавший при комиссии по техн. образованию Рус. техн. об-ва). Музей в основном существовал на благотворит, пожертвования, в его работе участвовали видные деятели внешк. образования (Н. А. Рубакин, М. В. Новорусский и др.). Отделы физики, химии, географии и др. оказывали помощь учителям; музей выполнял заказы на пособия, используемые в нач. обучении, осуществлял из-дат. деятельность, содействовал организации учительских курсов. После октября 1917 подвижной музей продолжал нек-рое время функционировать под назв. Центр, внешк. пед. музея.

В 1903 был создан крупнейший в Москве М. п. при Моск. ун-те. В его основе — экспонаты и коллекции, переданные в дар музею профессорами Моск. ун-та Н. А. Умовым, Д. Н. Анучиным, Р. Ю. Виппером и др. Фонд насчитывал св. 3 тыс. предметов (одно из крупнейших собраний уч. пособий того времени в России). Музей приступил к созданию каталога наиб, распространённых уч.-наглядных пособий. После ликвидации Пед. об-ва музей в 1908 был передан уч. отделу Об-ва распространения техн. знаний («Постоянный и передвижной музей О. Р. Т. 3.»).

Число подвижных музеев непрерывно росло (от 10 в 1900 до 67 в 1903). Широкую известность приобрели музеи: Новоузен-ский пед. (осн. в 1901), организовавший серию бесед и лекций для сел. населения; Казанский пед. (осн. в 1902), уездные (Можайский, Волоколамский, Рузский, Сер-пуховский, Подольский, Коломенский, Звенигородский), Моск. и Курской губерний и др. В нек-рых земствах (Вятское, Курское и др.) в кон. 19 — нач. 20 вв. возникли мастерские по изготовлению дешёвых уч. наглядных пособий. В 1910- 1912 земствами была выдвинута идея организации системы музейного обслуживания в губерниях, уездах, р-нах как органов распространения внешк. образования среди крестьянского населения и использования их передвижных фондов для организации лекций, бесед и выставок, а также для распространения проф. знаний.

Большую известность приобрёл Киевский пед. музей (осн. в 1902 при управлении Киевского уч. округа). В 1911 на частные пожертвования (в осн. мецената С. С. Могилевцева) для музея было выстроено спец. здание. Киевский пед. музей был закрыт Центр, радой.

После октября 1917 М. п. оказывали содействие щк. и внешк. образованию, выполняли функции баз, обеспечивающих временное пользование наглядными пособиями. К 1922/23 уч. г. в Москве сложилась музейная сеть, обслуживавшая уч.-воспитат. учреждения. Музеи вели метод, работу с учителями и учащимися. При них комплектовались б-ки. М. п. действовали в Саратове, Казани и др. городах, при них организовывались разл. комиссии, кружки. К кон. 30-х гг. почти все М. п. прекратили своё существование (до 1941 просуществовал Музей по нар. образованию в Москве, до 1962 — Музей по нар. образованию АПН в Ленинграде). Функции музеев стали в значит, степени выполнять музеи

599

школьные и ИУУ. Работа, проводившаяся М. п. с детьми, стала осуществляться внешк. учреждениями.

Лит25-летие пед. музея военно-учебных заведений (1864 — 1889). [СПБ. 1889]; Тимошенко И. Е., К устройству пед. музея при управлении Киевского уч. округа. К.. 1902; Страхова М.. Подвижной музей наглядных уч. пособий в Петербурге СПБ. 1902; Музей пед. общества в 1903 году. Год первый. (Пед. общество при имп. Моск. ун-те), М., 1904; Пед. музей воеино-учебных заведений 1864 — 1914, СПБ, 1914; Медынский E. H.. Внешкольное образование, его значение, организация и техника, М.. 1918; Алпатов Н. И., Уч.-воспитат. работа в дореволюц. школе интернатного типа, М.. 1958; Кумарин В. В., В о л-к о в Н. А., Пед. музей в России. СП, 1985, № 12. А. Я. Айзенберг, 9. Д. Днепров.

МУЗЕИ ШКОЛЬНЫЕ, форма внеурочной воспитат. работы. Создаются учащимися совм. с педагогами в результате собственной поисково-собирательской деятельности. В М. ш. учащиеся занимаются собиранием, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, разл. предметов и док-тов. Являясь неформальными уч. подразделениями обще-образоват. школ, М. ш. выступают как своеобразная часть музейной сети страны. Собранные ими экспонаты входят в состав её музейного и архивного фонда.

Уч. музеи (как кабинеты естеств. истории и т. п.) существовали во мн. рос. гимназиях в 19 в. Вопрос о целесообразности создания шк. музеев ист.-краеведч. тематики был впервые поставлен в кн. В. Я. Уланова «Опыт методики истории в нач. школе» (1914). С развитием шк. краеведения в 20-е гг. 20 в. в России началось массовое создание М. ш., наибольшее развитие этот процесс получил во 2-й пол. 50-х гг. и особенно в 70-е гг. под влиянием широкомасштабных акций, проводившихся коме, и пионерскими орг-циями.

М. ш. возникают как результат многолетней поисковой работы со школьниками по уч. предметам, как итог общей работы ученич. коллектива. В шк. музейном деле особую роль играет личность педагога-организатора М. ш., умение заинтересовать своих воспитанников творческой деятельностью и создать своего рода неформальное общение для знакомства учащихся с общечеловеческими культурными ценностями.

Теория и методика шк. музейного дела с позиций совр. пед. науки разработана недостаточно. Отсутствуют законодат. акты, определяющие статус М. ш. Их деятельность, правила сбора, формирования, учёта и хранения фондов регламентируются «Положением о школьном музее» (1985), согласно к-рому общее руководство М. ш. возложено на органы нар. образования. Статистич. сведения по М. ш. крайне приблизительны и фрагментарны. По данным паспортизации сети М. ш., проводимой станциями юных туристов, в нач. 90-х гг. насчитывалось: в Москве св. 800 музеев, в С.-Петербурге св. 900, в Смоленской обл. св. 70, в Иркутской и Ростовской св. 60, в Костромской св. 50 и т. д.

В практике сложился интересный опыт музейной работы в школах. Разнообразны профили М. ш. — от комплексных (краеведч., ист., естеств.-науч., с.-х., техн., лит., худож. и др.) до ряда уникальных [народной игры и игрушки (Моск. обл.), рус. нар. песни (Воронеж), о блокадной жизни — «Музы не молчали» (С.-Петербург), хлеба (Харьков), материнской славы (Киевская обл.) и др.]. Нек-рые из М. ш. стали народными или переросли в районные краеведческие. Ведётся поиск лучших форм организации музейной, краеведч., поисково-собирательной и уч. работы, действуют музеи-клубы, музеи-уч. кабинеты, сочетающие уч. и внеурочную работу. Мн. М. ш. ведут исследоват. и просветит, работу. Большое воспитат. значение имеет самостоят, освоение учащимися в процессе музейной деятельности ист. прошлого своего края, когда наполняется конкретным содержанием понятие связи поколений, формируются гражд. качества личности. Наиб, жизнеспособны и перспективны музеи, к-рые создаются в результате инициативы шк. коллектива, разрабатывают оригинальную тематику, развивают активные формы работы (восстановление ремёсел, обрядов, игр, песен и т. п.; выпуск рукописных журналов, газет и т. д.; экспедиции, походы, экскурсии и др.), умеют найти нестандартные способы демонстрации экспозиции с привлечением к своей деятельности школьников и общественности.

Лит.! Школьные музеи. Из опыта работы, под ред. В. Н. Столетова, М. П. Кашина, М., 1977; Изучаем свой край, сост. В. Н. Пат-рушев, В. Ф. Сахаров, Киров, 1979; Методика историко-краеведч. работы в школе, М., 1982; Смирнов В. Г., Худож. краеведение в школе, М., 1987; Школьные музеи. Сб. документов, М., 1987; Богуславский С. Р., Школьный лит. музей-клуб, М., 1989. Б. Н. Годунов.

МУЗЕЙ ИГРУШКИ художественно-педагогический, на-уч.-пед. учреждение РАО, ведущее работу по собиранию и хранению игрушек, а также по изучению их роли и методов использования в воспитании детей. Осн. в 1918 при Наркомпросе РСФСР художником Н. Д. Бартрамом (он же первый директор). Открыт 7 нояб. 1920 в Москве. В собрание музея вошли игрушки из царских дворцов (Александровского, Гатчинского, Екатерининского, Ливадийского), частные коллекции, экспонаты Эрмитажа, Русского, Исторического и др. музеев, а также произведения нар. мастеров, в т. ч. и привезённые из спец. экспедиций. К 1921 в М. и, насчитывалось ок. 7 тыс. экспонатов, среди к-рых кроме игрушек были дет. книги, настольно-печатные игры, дет. мебель и дет. посуда, дет. живописные и графич. портреты 18—19 вв., предметы дет. творчества. В 1931 М. и, был переведён в Загорск (ныне Сергиев Посад), где вместе с н.-и, ин-том игрушки и техникумом игрушки (оба открыты в 1932) образовал своеобразный центр игрушечной пром-сти. В 1962—70 М. и, входил в состав Дома пед. пропаганды АПН, в 1970—80 был частью лаб. дидактики] НИИ ОП. В 1980 — 91 — самостоят, учреждение в составе АПН СССР.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!