Современная система образования. 75 страница



В странах Зап. Европы и Америки значит, число произведений для дет. голосов и хоров создаётся на тексты духовного

604

содержания и нередко предназначается для исполнения в церкви.

Вопросы, связанные с М. для детей, находят отражение на конференциях Междунар. об-ва по муз. воспитанию при ЮНЕСКО (созд. в 1953).

Лит.: Асафьев Б. В., Рус. музыка о детях и для детей, в его кн.: Избр. труды, т. 4, М., 1955; Сац Н. И., Дети приходят в театр, [М., 1961]; P з я н. к и и а Т., Композиторы — детям, Л., 1962; Г о л д с н-штейн М., Очерки из истории пионерской песни, Л1963; Томпакова О., Книга о рус. музыке для детей, М- — Л., 1966; Блок В., Музыка Прокофьева для детей, М., 1969; Сосновская О., Сов. композиторы детям, М., 1970; Попова Т. В., Основы рус. нар. музыки, М., 1977; Т о л-ченова Н. П., Идем за синей птицей, М., 1983; Они пишут для детей. Сб. ст., в. 1—4, М., 1975—88; Braun H.^ Untersuchungen zur Typologie der zeitgenössischen Schul- und Jugendoper, Rogensburg, 1963; Contemporary music for schools, Wash., 1966; Gregor V., Ceska av Slovenskä hudebne dramatickä tvorba pro deti, Ostrava. [1966]; Gundlach W., Die Schulliederbücher von Ludwig Erk, Köln. 1969.

M. И . Ройтерштейн .

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ, процесс приобщения личности к муз. культуре общества. Цель М. в. — передача опыта муз. деятельности (создания, исполнения, восприятия, анализа муз. произведения) новому поколению. М. в. предполагает целенаправленное пед. воздействие на индивида и рассматривается как средство общего гармонич. развития личности, формирования нравств.-эсте-тич. чувств, идеалов, муз. вкуса и потребностей. Содержание, формы и методы М. в. зависят от признанных в обществе социальных, филос., общепед. установок, сложившегося типа муз. культуры, от соотношения видов муз. деятельности и «звуковой среды» окружающей человека.

М. в. является особой областью эстетического воспитания. Оно опирается на закономерности муз. иск-ва, особенности муз. языка и исторически сложившуюся логику муз. мышления. Система средств муз. выразительности отличается сложностью и высокой степенью худож. обобщённости. Являясь иск-вом «интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев), музыка способна воплощать широкий спектр эмоциональных состояний человека, обобщать его отношение к окружающей действительности, отражать уровень духовных и худож. потребностей об-ва. Существенным компонентом М. в. являются муз. обучение и образование, позволяющие овладеть языком музыки, приобрести знания, умения, навыки, развить муз. способности, необходимые для муз. деятельности.

Теория М. в. формируется на основе интеграционного взаимодействия фундаментальных гуманитарных наук — общей и муз. педагогики, психологии, эстетики, музыкознания, культурологии. Для совр. теории М. в. важную роль играют положения муз. науки об интонационно-фабульной и коммуникативной специфике музыки, концепции о социальных функциях муз. иск-ва и худож.-творческой природе муз. деятельности. Психол. исследования позволяют выявить закономерности психич. развития ребёнка в процессе освоения разнообразных форм муз. исполнительства и творчества. Данные психологии используются в М. в. для разработки теории возрастных особенностей муз. обучения.

Важнейшими в теории М. в. являются проблемы муз. восприятия и муз. способностей. Восприятие музыки (слушание, переживание, понимание, оценка) основано на сложном взаимодействии эмоционального и рационально-логич. механизмов психики, в результате к-рого в сознании слушателя рождается муз. образ. В совр. науке утвердилось мнение об активной творческой природе муз. восприятия и, следовательно, множественности слушательских интерпретаций муз. образа. Вместе с тем для теории М. в. особое значение имеет положение об адекватном и реальном восприятии муз. произведения. Потенциально каждый ребёнок обладает способностью активно-творческого постижения замысла композитора. Однако такая возможность зависит от общего культурного развития, личного муз. опыта человека, наличия сформированного эстетич. вкуса, муз. воспитанности и муз. образованности, а также от социальных факторов, играющих важную роль в формировании муз.-эстетич. оценок.

Формирование муз. способностей рассматривается в теории М. в. как процесс, подчинённый общим психич. закономерностям развития творческих способностей. Считается, что муз. способности развиваются в процессе муз. деятельности и зависят от эмоционально-эстетич. от-ношения человека к действительности, развитости образного мышления, муз.-слуховых представлений (муз. слух, ладовое и ритмич. чувства). Совр. педагогика исходит из положения о возможности развития муз. способностей у детей при условии применения соответствующих методик обучения и воспитания, среди к-рых важное место занимают активное музицирование и творчество. Соотношение нравственно-эстетич., воспитат. и худож. начал в теории и практике М. в. было исторически изменчивым. Их разл. сочетания обусловливали ведущие установки, формы и методы М. в. Для антич. периода (Др. Греция) характерно понимание М. в. (мусического воспитания) в тесной связи с требованиями гармоничного сочетания духовного и физич. развития личности. В ср.-век. худож. культуре религ. мировоззрение существенно влияло на идейный смысл и средства выразительности муз. иск-ва, канонизировав музыку и определив её место в богослужении. Тем самым М. в. полностью подчинилось религ. дидактич. задачам. Центрами М. в. стали монастыри и кафедральные соборы. В теоретич. трактатах, создававшихся в них, воздействие музыки на человека рассматривалось сквозь призму абстрактного рационализма и символизма, умалявшего непо-средств.-чувственный эстетич. элемент в муз. восприятии. В эпоху Возрождения (15 в.) формировалась муз. педагогика, возвращавшаяся к древнегреч. идеалу человеческой личности. Формированию гуманистич. позиций М. в. способствовали ломка ср.-век. муз. мышления в самом муз. творчестве, возникновение новых светских форм музицирования. Развитию М. в. способствовало возникновение более точной системы нотной записи и постепенное распространение нотопечатания.

М. в. в эпоху Просвещения тесно связано с тенденциями демократизации культуры, с интересом к науч. познанию мира. Ярко выраженная просветит, направленность М. в. сказалась в трудах Ж. Ж. Руссо, к-рому принадлежит изобретение цифровой нотации, облегчающей приобщение к муз. иск-ву широких нар. масс. После Вел. Франц. революции иск-во стало восприниматься как активное средство воспитания человека-гражданина. Под воздействием демократизации худож. культуры и муз. творчества изменялись и формы М. в., на к-рые влияли такие факторы муз. жизни, как развитие нац. оперных и симфо-нич. школ, расцвет концертного музицирования. В ряде европ. стран появились муз. уч. заведения, в к-рых занимались не только профессионалы, но и любители разного возраста и уровня подготовки. В нек-рых странах музыка закрепилась в качестве уч. предмета в школе.

В 20 в. тенденции М. в. в заруб, странах отличаются сложностью и противоречивостью. Рождение муз. авангарда, характерными чертами к-рого являются ликвидация традиц. муз. интонаций и ладовой системы, отрицание логики гармо-нич. и мелодич. движения, способствовало возникновению авангардистских форм М. в. В 70-е гг. возникла концепция «экспериментальной» муз. педагогики, основанная на приобщении детей к звуковым конструкциям «новой» музыки (напр., система М. Р. Кагеля).

На развитие совр. теории М. в. оказывают влияние разнообразные течения муз. социологии и культурологии, а также полемика о специфике музыки как вида иск-ва, о её социальной роли и воспитат. функциях. Нек-рые педагоги считают, что музыка предназначена гл. обр. для развлечения и освобождения психики человека от напряжения, вызываемого темпом совр. жизни. Поэтому большое место в муз.-пед. лит-ре занимают исследования, посвящённые воздействию раз-влекат. муз. жанров (прежде всего рок-музыки) на личность. Мн. социологич. концепции массового М. в. опираются на теорию «массового общества». Большое место в совр. заруб, методиках М. в. занимают системы, основанные на процессе освобождения спонтанной дет. экспрессии.

В числе наиб, распространённых методик в странах Зап. Европы и в США остаются системы К. Орфа (комплексное сочетание пения, движения, декламации, игры на элементарных муз. инструментах) и Э. Жак-Далькроза (в основе — ритмич. движение, сочетающееся с сольфеджио и муз. импровизацией на фп.). Плодотворным оказалось также фольклорное направление (3. Кодай, Б. Бар-ток), в к-ром ведущая роль принадлежит приобщению широких масс к нар. музыке, обладающей высокохудож. и этич. ценностью.

Становление традиций М. в. в Др. Руси тесно связано с развитием нар. муз. творчества и церк. знаменного пения. Сис-тематич. освоение проф. хорового иск-ва проходило в церквах и монастырских школах. В сер. 16 в. распространению певческой культуры способствовало решение Стоглавого собора об открытии школ для обучения детей грамоте и «пению псалтырному». В 15—17 вв. было создано большое кол-во певческих азбук, к-рые служили пособиями по изучению знаменного одноголосия. Рождение партесной многоголосной музыки во 2-й пол. 17 в. изменило основы М. в. (см. в ст. Музыка).

Во 2-й пол. 19 в. развитие теории и практики М. в. в России связано с расцветом нац. композиторской школы (П. И. Чайковский, А. П. Бородин, М. П. Мусорг-

605

ский, Н. А. Римский-Корсаков и др.), открытием первых консерваторий в Петербурге и Москве, бесплатной муз. школы (1862) под руководством М. А. Балакирева и Г. А. Ломакина. Проблемы муз. просвещения становятся предметом анализа в статьях В. В. Стасова, А. Н. Серова. Вопросы М. в. разрабатывались в трудах известных педагогов-музыкантов А. И. Пузыревского, А. Л. Масло-ва, А. Н. Карасёва, Д. И. Зарина, П. П. Мироносицкого, С. И. Миропольского, позднее С. Т. и В. Н. Шацких. На рубеже 19—20 вв. большой вклад в развитие М. в. внесла школа Синодального уч-ща (С. В. Смоленский, А. Д. Кастальский, П. Г. Чесноков), Моск. нар. консерватория (осн. под руководством С. И. Танеева в 1906).

В 1918 музыка (пение) становится обя-зат. уч. дисциплиной в общеобразоват. школе. Важное значение для становления теории и практики М. в. имела пед. деятельность Б. Л. Яворского, труды Б. В. Асафьева и др.

В 30—40-х гг. складывается разветвлённая система муз. уч. заведений: консерватории, муз. уч-ща, муз. пед. ин-ты, муз.-пед. ф-ты пед. ин-тов и пед. уч-щ, муз. школы, школы-студии при общеобразоват. школах, муз. кружки, хоровые студии, кружки общего эстетич. воспитания и т. д. Одновременно с этим закрепляются негативные тенденции в М. в., связанные с излишней идеологизированностью уч. программ, преобладанием в них технологич. знаний о музыке в ущерб её воспитат. задачам. Кол-во часов на уроки музыки в общеобразоват. школе постепенно сокращалось. Изменения в теории и практике М. в. наметились в 60- 70-х гг., когда в процессе критич. осмысления накопленного опыта начала складываться совр. система М. в. Были созданы методики М. в. дошкольников и мл. школьников (Н. А. Ветлугина), школьников на уроках музыки в 1—8-х кл. (Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Д. Б. Кабалевский и др.), в дет. муз. школах (Л. А. Баренбойм, А. А. Николаев, А. И. Лагутин и др.), а также старшеклассников при изучении курса «Мировая худож. культура» (Л. М. Предте-ченская). В 80-е гг. получило развитие новое науч. направление, связанное с подготовкой учителя музыки для массового М. в. (Л. Г. Арчажникова, В. И. Муцмахер, Л. А. Рапацкая, Г. М. Цы-пин и др.).

Для методики М. в. дошкольников большое значение имеют теоретич. исследования и метод, разработки H. A. Вет-лугиной, Т. С. Бабаджан и др. Программа дошк. М. в. рассчитана на детей от 2 мес до 6 лет. Муз. занятия усложняются и видоизменяются в зависимости от возраста ребёнка. В основе М. в. дошкольников — совр. науч. представления о возможных формах муз. деятельности детей во взаимосвязи с др. видами худож. деятельности на основе активного восприятия музыки. На 1-м году жизни ребёнка его муз. деятельность ограничена прислушиванием к мелодиям разного характера, на 2—3-м — в муз. деятельность детей наряду с прослушиванием простых и ярких муз. произведений вводятся элементы подпевания, при-плясывания; на 4—6-м — эмоциональное и осознанное слушание музыки, пение, ритмич. движения под музыку, игра на дет. муз. инструментах. Методика М. в. дошкольников непосредственно связана

с подготовкой детей к урокам музыки в общеобразоват. школе (см. Музыка в школе).

Существенную роль играет внешк. М. в., осуществляющееся в разл. формах. Наиб, распространённой является худож. самодеятельность; созданы хоры, ансамбли, оркестры, известные в нашей стране и за рубежом: Ансамбль песни и пляски им. В. С. Локтева (осн. в 1941), дет. хор НИИ ХВ АПН СССР (осн. в 1936, руководитель — проф. В. Г. Соколов) и др. Распространены муз. школы, школы-студии при общеобразоват. школах, программа М. в. в к-рых предполагает обучение муз. лит-ре, муз. грамоте, игру на муз. инструментах, хоровое пение. Внешк. М. в. занимаются также Все-рос. хоровое об-во, филармонии, муз. театры, в т. ч. Муз. дет. театр (худ. рук. Н. И. Сад), радио и телевидение. Науч. разработки теории и методики М. в. осуществляют НИИ развития личности и Центр эстетич. воспитания РАО, муз.-пед. ф-ты пед. вузов. Существ, вклад вносят журн. «Муз. академия», «Музыка в школе», «Муз. жизнь». В 1953 при ЮНЕСКО было создано Междунар. об-во по М. в. — ИСМЕ (ISME).

Лит.: Муз. воспитание в СССР, в. 1, Ми978; Из истории муз. воспитания, сост. О. А. Апраксина М., 1990; Муз. воспитание в школе, в. 1 — 17, М., 1961—86; Ветлу-гина Н. А., Муз. развитие ребенка, М., 1968; Асафьев Б. В., Избр. статьи о муз. просвещении и образовании. Л19732; Шацкая В. Н., Муз.-эстетич. воспитание детей и юношества, М., 1975; Роль музыки в эстетич. воспитании детей и юношества. Сб. ст., Л1981; Апраксина О. А., Методика муз. воспитания в школе, М., 1983; Ветлугина Н. А., Кенеман А. В., Теория и методика муз. воспитания в дет. саду, М.,' 1983; Назайкинский Е., О психологии муз. восприятия, М., 1972; Медушевский В. В., О закономерностях и средствах худож. воздействия музыки, Ми976; Б арен бой м Л. А., Путь к музицированию. Л.. 19792; Т а р а с о- в а К. В., Онтогенез муз. способностей, М.. 1988; Ражников В. Г., Диалоги о муз. педагогике, М., 1989; Мелик-Паша-е в А. А., Педагогика иск-ва и творческие способности, Ми981; Кабалевский Д. Б., Прекрасное пробуждает доброе, М., 1973; его же, Воспитание ума и сердца. M., 19842; Ц ы и и и Г. М., Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества, кн. 1, М., 1988; Рапацкая Л. А., Формирование худож. культуры учителя, М., 1991; Jaques-Dalcrose E., Le rythme, la musique et l'education, P., 1920; Гайтанджиев Г. С., Масовото музи-кально везпитание. Принципи, идеи, проб-леми, София. 1980; О г. f r K., Schulwerk: elementare Musik, Tutzing, 1976.

Л. А. Рапацкая.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей, уч. заведения, дающие учащимся нач. муз. образование. В дорев. России частные платные М. ш. возникли в 1-й пол. 19 в. в нек-рых крупных городах (напр., «Муз. класс» Д. Кашина в Москве, 1840). Общедоступные бесплатные М. ш. были созданы во 2-й пол. 19 в. рус. музыкантами А. К. Лядовым, Н. А. Римским-Корсаковым, С. И. Танеевым (часто они наз. нар. консерваториями и не были предназначены специально для детей, но подростки, молодёжь их посещали). Наиб, известна Бесплатная М. ш., организованная М. А. Балакиревым и руководимая им в 1862 — нач. 70-х гг. и в 1881—1908 (специфич. муз. просветит, opr-ция; в неё принимались и одарённые дети с 10 лет). В нач. 20 в. появились спец. дет. М. ш. (напр., в Петербурге в 1906). Первая гос. дет.

М. ш. создана в Петрограде в 1918. Ко 2-й пол. 20-х гг. определилось два типа М. ш.: 4-летняя I ступени (для детей) и курсы общего муз. образования для взрослых муз.-просветительного характера. В 1933 4-летние школы преобразованы в 7-летние и стали нач. звеном в системе муз. проф. образования. Гл. внимание уделялось в них обучению игре на инструментах. Одновременно при консерваториях создавались спец. муз. школы с 10-летним сроком обучения с целью дать учащимся (параллельно с общим ср. образованием) проф. подготовку, необходимую для продолжения обучения в муз. вузе. В послевоен. годы получили развитие вечерние школы общего муз. образования для подростков и молодёжи, воспитывающие грамотных любителей музыки, участников худож. самодеятельности.

В М. ш. дети обучаются игре на одном-двух муз. инструментах, поют в хоре, осваивают дисциплины, дающие практич. навыки (умение играть в ансамбле, аккомпанировать, сочинять, импровизировать), изучают муз.-теоретич. предметы (сольфеджио, муз. лит-ра). Срок обучения 5—7 лет, в зависимости от избранного инструмента; возраст поступающих 7—9 лет. Во многих М. ш. имеется подготовительная (дошкольная) группа для детей 5—6 лет. Для наиб, одарённых детей введён дополнит, год обучения для подготовки к поступлению в ср. спец. уч. заведения иск-в. При консерваториях и ин-тах иск- в имеются ср. спец. М. ш. для особо одарённых детей, дающие также общее ср. образование (срок обучения 11 лет). Муз. дисциплины в них преподают, как правило, педагоги консерваторий. М. ш. участвуют в культ.-просвет, деятельности, организуют шефскую работу в общеобразоват. школах и др. воспитат. учреждениях, по месту жительства. Педагоги М. ш. проводят занятия в группах продлённого дня общеобразоват. школ.

Лит.: Из истории сов. муз. образования. Сб. мат-лов и док-тов. 1917 — 1927, Л.. 1969; Музыка — детям. Сб. ст., в. 2, Ми975; Михайловская Н., Музыка и дети, М.. 1977; Муз. воспитание в СССР. Сб. ст., в. 1—2, М.. 1978—85; Комплексный подход к проблемам совр. муз. образования. Сб. науч. трудов Моск. гос. консерватории им. П. И. Чайковского, М., 1986. В. И. Кузнецов.

МУЛЬТФИЛЬМЫ для детей, область киноискусства, представленная фильмами, к-рые создаются путём покадровой съёмки последоват. фаз движения рисованных, живописных (графич. мультипликация) или объёмно-кукольных (объёмная мультипликация) образов. Мультипликация (от лат. multiplicatio — умножение) благодаря специфике и неограниченным выразит, возможностям (трансформации могут подвергаться и пространство, и движение, и время) позволяет не только «оживить», но и «одушевить» героев лит. произведений, нар. сказок и оригинальных сценариев, сделать их понятными для детей. Иск-ву мультипликации подвластно практически всё, что доступно человеческой фантазии и может быть выражено визуально.

Попытки создания движущихся графич. лент, демонстрируемых посредством спец. аппаратов, предпринимались ещё до изобретения кинематографа («Оптический театр» Э. Рейно, 1892). На основе этой традиции возник метод графич. мультипликации (1906—08, Э. Коль, Франция; С. Блэктон, США). Первые объёмные М. были поставлены в России реж.

806

В. А. Старевичем в 1911—13. Позже с развитием дет. кино на студиях страны были организованы спец. мульти-пликац. мастерские. Уже первые М. для детей, выпущенные ими («Каток» И. П. Иванова-Вано и Д. Я. Черкеса; «Почта» M. M. Цехановского; «Сказка о царе Дурандае» Иванова-Вано, В. С. и 3. С. Брумберг), отличала высокая изобразит, культура, творчески использующая опыт дет. книжной графики тех лет. В 1935 реж. А. Л. Птушко снял полнометражный мультипликац. игровой фильм «Новый Гулливер», сочетающий игру живого актёра и кукольных персонажей, чрезвычайно выразит, мимика к-рых обеспечивалась впервые применённой пластилиновой техникой. Решающее значение для развития отеч. мультипликации имела организация студии «Союзмульт-фильм» (1936). Первые десятилетия студия осваивала конвейерные методы создания М. и технику пластич. движения персонажей, разработанные амер. реж. У. Диснеем, под сильным влиянием к-ро-го в 30—40-х гг. находилось иск-во мультипликации. В послевоен. годы коллектив студии постепенно отошёл от подражания диснеевским образным стереотипам, обращаясь в поисках нац. и творческого своеобразия к произведениям дет. лит-ры, рус. фольклору, традициям рус. изобразит, культуры. М. «Конёк-Гврбунок», «В некотором царстве» Иванова-Вано, «Серая шейка» Л. А. Амальрика и В. И. Полковникова, «Сказка о рыбаке и рыбке» Цехановского, полнометражным М. «Снежная королева» Л. К. Атаманова, ставшим образцовым достижением в области классич. волшебной сказки, утвердилась школа нац. рус. мультипликации. Важный вклад в развитие мультипликац. иск-ва внесли М. «Федя Зайцев» Брумберг, «Волшебный магазин» Амальрика и др., в к-рых была сделана попытка введения в действие М. совр. человека.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 156; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!