Новая социально-экономическая ситуация и трансформация художественной самодеятельности



Конец 80-х — начало 90-к годов ускорил начавшийся про­цесс свертывания, а далее и трансформации художественной самодеятельности. Наступил переломный этап в социально-экономическом, а потом и внутриполитическом развитии страны. В каком-то смысле произошел возврат к 20-ым го­дам, периоду нэпа, но. на другом витке исторической спирали. Суть его,в том, что государственные предприятия, колхозы и совхозы были сняты с государственных дотаций и переве­дены на хозрасчет, т. е. на условия самостоятельного эконо­мического хозяйствования, самоокупаемости. Разрешено соз­дание малых предприятий как на кооперативной основе, так и частных. Произошло разрушение хозяйственных связей, резкое сокращение производства и неудержимое повышение цен. Август 1991 г. ускорил процесс вхождения в условия ры­ночной экономики.

Все это отразилось и на социокультурных институтах, ко­торые перестраивали свою деятельность па культурно-про­изводственную из-за резкого снижения финансирования. Уч­реждения культуры вынуждены были перейти на самофинан­сирование, что привело к необходимости использовать фор­мы, связанные с массовым потреблением, и отказаться от не­рентабельных коллективов и кружков художественной само­деятельности.

1992 г. стал годом массового изгнания кружков худо­жественной самодеятельности из учреждений культуры. Ока­завшись на улице, неспособные заработать, они просто пре­кращали свое существование. Но не все. Остались функцио­нировать коллектйвы-«эвезды», получившие в прошлом зва­ние «Народный», занимавшиеся обслуживанием зрителей, научившиеся самоокупаемости еще раньше. Они находили организацию-учредителя и открывали свои расчетные счета, арендовали помещения, или оставались на балансе клубного учреждения, принося доход. Это коллективы, в деятельно­сти которых главной является ориентация на достижение ре­зультатов творчества по типу профессиональных, а по возможности и переход в статус профессионального. Использу­ется денежное вознаграждение участников.

Кроме того, появились коллективы кооперативно-коммер­ческого типа, чаще всего из профессионалов или полупро­фессионалов, ставящие своей целью получение материальных средств за счет концертного обслуживания зрителей. Появи­лись любительские коллективы типа дореволционных, кото­рые объединены единством духовных потребностей на само­организационной основе. Остались и малочисленные типич­ные, традиционные кружки художественной самодеятельно­сти, сохранившиеся в большинстве своем в национальных республиках и в сельской местности, где они не успели по­лучить достаточного развития. Сохранилось также детское художественное творчество, самоокупаемые кружки и студии в различного типа учебных заведениях и внешкольных уч­реждениях.

Широкое распространение получили прикладные виды на­родного творчества: лепка, резьба, плетение, кройка и шитье, вязание, машинопись, обучение иностранным языкам и др. Управленческие структуры большое значение стали прида­вать возрождению национальных традиций российской куль­туры в связи с распадом СССР и образованием самостоя­тельного Российского государства. Это вызвало к жизни раз­витие народных промыслов: изготовление сувениров (пас­хальные яйца, куклы-матрешки, лапти и др.), ювелирных из­делий, предметов бытового назначения (расписные подносы, плетеные корзины, мебель и т. п.). Такое расширение видов и жанров художественного творчества обусловило использова­ние для его обозначения понятия «Народное художественное творчество», которое более емкое по значению и вбирает в себя как традиционные, так и современные направления и формы.

Все эти явления народного художественного творчества развиваются на фоне общей тенденции коммерциализации и расширения рыночных отношений в культуре и художествен­ном творчестве. А на рынке художественной культуры сегодня преобладает спрос на потребление художественной продук­ции над творчеством. В художественно-творческой деятельног сти изменилась ее мотивация с духовной на материальную. Если раньше изготовлением изделий народных ремесел зани­мались для души, для радости других, то теперь — для про­дажи, для денег. Это породило появление изделий ширпотреб-ного характера, что представляет массовую культуру, лишен­ную авторской индивидуальности, оригинальности и самобыт­ности.

170


Свертывание же массовых кружков художественной само­деятельности в условиях перехода к рыночным отношениям привело к отторжению широких народных масс от художест­венного производства, отбрасыванию их в сферу потребления массовой низкопробной культуры, большей частью идущей с Запада. Высокое искусство1, профессиональное искусство в лучших классических традициях и современные его образцы все больше превращаются в достояние избранной элиты, но часто далеко не по духовному, а материальному принци­пу. Таким образом, на данном этапе социально-экономичес­кое и внутриполитическое развитие страны на первое место ставит материальные ценности в ущерб не только худол<ест-венному творчеству, но и всей социокультурной сфере.

Причина резкого спада и свертывания художественной са­модеятельности состоит не только в снижении финансирова­ния и внедрении хозрасчета, но и в том, что новая экономиче­ская ситуация вызвала резкое и массовое обнищание всех категорий населения. На этом фоне у большинства произошла перестройка духовных потребностей в сторону материальных ■, ради выживания, а также изменение объема и структуры сво­бодного времени, которое сократилось в результате увели­чения времени, необходимого на коммунально-бытовые нуж­ды. Потребности заниматься в каких-либо художественно-творческих коллективах отошли на второй план.

К тому же последние десятилетия показали, что эти пот­ребности в художественном творчестве во многом уступали занятиям техникой и спортом. По результатам исследований они находятся на 9—10 месте. Художественная самодеятель­ность все годы развивалась благодаря государственной под­держке и усилиям управленческих структур. В последние го­ды она переживала большие трудности в связи с катастрофи­ческим снижением участников, зрительской аудитории и пре­вратилась в искусственно развиваемую систему.

Вполне закономерно, что, лишившись административно-командного управления, оказавшись в условиях демократиче­ского саморазвития и саморегулирования, художественная са­модеятельность мгновенно рассыпалась. Как явление совет­ской массовой культуры она оказалась нежизнеспособной в условиях демократизации общества и социокультурных про­цессов, что свидетельствует об отсутствии на данном этапе реальных потребностей.

Сыграли свою роль и управленченские просчеты. Прежде всего это игнорирование объективных заколов развития ху­дожественной самодеятельности, администрирование в разви­тии видов и жанров, в выборе репертуара, негативное воздействие критериев оценок на смотрах и фестивалях, недо­статок кадров, низкий уровень их подготовки по специали­зации, общего уровня образованности и культуры. Все годы негативно воздействовал на развитие культуры «остаточный» принцип финансирования, а теперь — перевод на хозрасчет, отсутствие прогнозирования в развитии художественной куль­туры.

Таким образом, художественная самодеятельность как явление, зародившееся после революции, как естественный порыв масс, как проявление социально-политической активно­сти через художествендо-выразительные средства развива­лось под влиянием управленческих структур, достигло своего расцвета в середине 60-х годов, постепенно стало свертывать­ся, изживать себя и окончательно распалось с введением хоз­расчета, потеряв финансовую поддержку государства и со­циальную значимость. 75-летний путь завершен.

Однако следует оговориться. Изжила себя та художест­венная самодеятельность, которая представляла собой идео­логический механизм передачи культурных ценностей, кото­рая была призвана выполнять партийные установки в воспи­тательном воздействии на массы. Но не исчезла художествен­ная деятельность взрослых и детей в сфере свободного вре­мени. Она лишь трансформировалась, освободилась от давле­ния, нажима и приобрела другие черты.

В этих условиях демократизации общества особенно ак­тивизировалось театральное любительство как проявление самостоятельности, инициативы и творчества в атмосфере свободы личности, возможности индивидуального самовыра­жения. 1990-е годы породили театр подвалов, цокольных эта­жей, улиц. Играют стихи, прозу, документальную хронику, пьесы, которые создают сами. Современному "любительскому театру присущи новые тенденции театральной практики—иг­ровое начало, аскетизм, метафора, студийность, завоевание пространства. Это малая сцена, где звучит вызов, психологи­ческий бунт, новая театральная эстетика, которая связана с подачей драматургического материала зрителю лицом к ли­цу. Альтернативой массовой зрелищности, гигантским пред­ставлениям является камерность, которая присуща не только театру, но и другим жанрам.

Сегодня художественное творчество не только приобре­тает камерность, но и все больше одомашнивается, становит­ся личным делом каждого и снова на «горизонте» появляется любительство, но уже на другом уровне, в других условиях. Художественная деятельность любителей ориентирована в своем репертуаре на возрождение народных национальных, фольклорных традиций. Выступления отдельных исполните­лей и коллективов представляют на суд зрителей и слушате­лей исконно народные песни, пляски, музыкальные наигры­ши, сценические действа различных национальностей России. На выставках демонстрируют изделия народных промыслов, которые представляют собой явление городского «примитива». Но фольклор ли это? Конечно, нет. Фольклор — это такое явление народной художественной культуры, которое непо­средственно было связано с жизнью и бытом и неотделимо вплеталось в производство или отражало его особенности. Показ фольклорных произведений со сцены — это не что иное, как любительство или , художественная самодеятель­ность в зависимости от организационной основы и социаль­ной сущности, значимости. Любители осваивают художест­венную культуру своих далеких предков и передают другим эти ценности как память о прошлом. Неслучайно поэтому и народные ремесла возрождаются те, которые связаны с из­готовлением сувенирных изделий и украшений.

Однако едва ли имеет перспективу народное художест­венное творчество и его традиции, зародившиеся в условиях натурального хозяйства, в стране, которая ориентируется на цивилизацию. Возрождение этих традиций поможет лишь сохранить их в окультуренном виде как сувениры, музейные экспонаты и воспроизводство в специальных учебных заведе­ниях и учреждениях культуры и искусства. Они безвозврат­но ушли из жизни и быта народа, стали его историческим прошлым, которое требует анализа, осмысления, памяти и

уважения.

Перспективы развития народной художественной культу­ры в современных условиях связаны с детским художествен­ным творчеством. Наиболее благоприятные условия для раз­вития художественно-творческих способностей детей в воз­расте с 3 до 7 лет. Именно в этот период необходимо закла­дывать основы, с тем чтобы не произошло одностороннего развития рационального сознания. Дети — будущее челове­чества. Каким око будет? Это целиком и полностью зависш от наполненности содержания обучения и воспитания во все? образовательных и социокультурных учреждениях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За всю историю народное художественное творчество про шло в своем развитии несколько стадий. Вместе с этим про исходила смена типов народного искусства, или они существовали параллельно, взаимодополняя друг друга. Особен­ности их были обусловлены всей социально-исторической и социокультурной ситуацией.

Первый этап начался с первобытнообщинного строя и продолжался вплоть до отмены крепостного права. Это фольклорный тип народного искусства, расцвет которого при­ходится на эпоху феодализма. Он зародился в условиях на­турального крестьянского хозяйства и тесно связан с устным народным творчеством. Вбирает в себя игрищные, обрядовые элементы искусства и характеризуется синкретизмом духов­ной и практической деятельности.

Второй этап начался с развитием городов, обусловивших появление нового типа народной художественной культуры— городского «примитива». Как явление он четко обозначился в XVII веке, развивался параллельно с крестьянским фольк­лором и просуществовал в разных видах и формах вплоть до Октябрьской революции. Это 'было народное искусство го­родских окраин, в большинстве своем выходцев из крестьян. Особенностью его было сохранение фольклорных элементов и ориентация на ученое, академическое искусство. Во мно­гом этот тип городского народного искусства сформировался на основе скоморошества.

Третий этап связан с падением крепостного права и дви­жением прогрессивных представителей интеллигенции за де­мократизацию художественной культуры. Появился новый тип народного искусства — любительство, которое полностью отошло от фольклорной основы. Это явление выражало стрем­ление народных масс освоить формы, методы и стиль ака­демического искусства, его репертуар. Это искусство рабочих, крестьян, солдат и матросов, учащихся и студентов, которое было организовано в кружки, использовало силу воздействия сцены на зрителя через исполнение классического, художест­венного наследия и лучших образцов фольклора.

Четвертый этап развития народного художественного творчества начался после Октябрьской революции. Появился новый тип народной художественной культуры — советская художественная самодеятельность. Она вытеснила собой и фольклор, и городской «примитив», сохранила элементы лю­бительства и развивалась как явление массовой культуры. Прошла сложный путь поисков, становления, высшего подъ­ема и распада. Художественная самодеятельность была соз­дана государством, развивалась усилиями управленцев и рас­палась, как только лишилась экономической поддержки.

В условиях современных социально-экономических ре­форм народное художественное творчество вступило в новый этап своего развития. Оно снова стало явлением саморазви­вающимся по своим объективным закономерностям и само­регулирующимся в зависимости от общей социокультурной ситуации. Сегодня народное творчество многообразно. Оно включает в себя элементы и фольклора, и городского «при­митива», и любительства, и художественной самодеятельно­сти.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ............................................................... 3

Глава I. Понятие и структура народного художественного творчества

23

1. Понятие и концепции творчества.......................... 6

2. Понятие и концепции народного художественного творчества 17

3. Структура и классификация современного народного худо­жественного творчества     •  .  •

Глава II. Происхождение и развитие художественного творчества

31 39 46

1. Подлинно народная основа происхождения художественного

творчества . ...............................................................

2. Появление трех типов художественной культуры как резуль­тат разделения труда и развития городов .........................................................................

3. Социально-исторические условия и этапы развития народного художественного творчества       

Глава III. Фольклор как явление народного художественного творчества

1. Календарно-обрядовые формы бытования фольклора . .  .51

2. Дотеатральный фольклор.......................................... 57

3. Музыкально-песенный фольклор......................... 61

4. Танцевальный фольклор.......................................... 67

5. Народные ремесла и декоративно-прикладное творчество   . 73

Глава IV.

Городской «примитив» как явление народного художественного творчества

1. Истоки возникновения городского «примитива» .  .  .  .81

2. Народный театр городского «примитива»                    ....  84

3. Народное музыкальное искусство городского «примитива» . 89

4. Народное танцевальное искусство городского «примитива» . 92

5. Народные промыслы, декоративно-прикладное и изобрази­тельное искусство городского «примитива» .  .                                                       . 95

Глава V.

Дореволюционное любительство как явление народного художественного творчества

1. Социально-исторические условия возникновения любительства 102

2. Любительский народный театр- .  .  . ...        .  .105

3. Любительское хоровое исполнительство . ...  .  .  .110

4. Любительское музыкальное исполнительство на народных ин­струментах .  .  .   ..:"-,.   .115

Глава VI.

Советская художественная самодеятельность как явление художественного творчества

1. Понятие самодеятельности и художественной самодеятельности 121

2. Становление художественной самодеятельности   ... .  . 123

 

2.1. Художественная самодеятельность в первое годы после революции .".'.-■.  .  .  .  .  .  .123

2.2. Нэп и агитационно-художественная направленность художественной самодеятельности..................................................... 130

■3. Развитие и расцвет художественной самодеятельности .  .138

3.1. Возврат художественной самодеятельности к традици­ям профессионального искусства .  .  .  . - .                                                      .138

3.2. Новые формы и содержание художественной самодея­тельности в военных условиях .          146

3.3. Восстановление и утверждение художественной са­модеятельности   .  .  150

3.4. Расцвет художественной самодеятельности как явле­ния советской массовой культуры  .  .  .  .  .  . 154

4. Тревожные симптомы, кризис и трансформация художествен­
ной самодеятельности (1970—1990)........................... 157

4.1. Тревожные симптомы, застой в развитии художест­венной самодеятельности 70-х годов .  ...  .  . 157

4.2/ Основные тенденции развития художественной само­
деятельности 80-х годов.......................................... 163

4.3. Новая социально-экономическая ситуация и трансфор­мация художественной самодеятельности .  .  .  .  .169

173

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Л. И. Михайлова

НАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ


К печати 20. 06. 94 г. Форм. бум. 60X84Vi6                    Печ. л. 11

Тираж 1000 экз.                                                        Зак. 359

Типография ПВВКИУ


УДК 398; 7.071.7

Рецензенты: Иванов В. Г.—кандидат искусствоведения, доцент кафедры хореографии ПГИИК; Ильев В. А.—доцент кафедры театральной режис­суры ПГИИК; Салин В. А. —заслуженный деятель искусств России, доцент кафедры оркестрового дирижирования ПГИИК; Черниченко В. И. — кандидат педагогических наук, доцент МГИК

ВВЕДЕНИЕ

Михайлова Людмила Ивановна. Народное художественное творчество как социокультурное явление.—Пермь, 1994.

В книф 'рассматривается понятие народного художественного творчест­ва на основе значения слов «народ», «художественное», «творчество», что позволяет отнести к этому явлению не только фольклор, но и городской «примитив», дореволюционное любительство и советскую художественную самодеятельность. Дается социокультурный анализ названных типов на­родного художественного творчества, раскрываются их характерные чер­ты и особенности, связанные с конкретной социально-исторической ситу­ацией. В этом контексте представлены в совокупности различные виды и жанры, прослеживается их развитие от синкретизма до самостоятельных форм проявления.

Предназначена для учащихся, студентов и преподавателей шщэл, учи­лищ и вузов культуры и искусства, а также для широкого круга читате^ лей, Социально-экономические реформы, происходящие • стра­не, охватили и социокультурную сферу, в которой значитель­ное место занимает непрофессиональное творчество трудя­щихся масс. С распадом СССР и-образованием Российского государства возникла необходимость поиска % утверждений' новых ценностей, идеалов, представлений, на основе- котор-щ могло бы произойти объединение большинстве населен»*. Эти функции единения призвана выполнить народная нацио­нальная культура, которая является фактором идентифика­ции и дает человеку чувство принадлежности к тому ила ино­му народу.

В связи с этим появляется необходимость ш-иовому взглянуть, заново проанализировать и переосмыслить явле­ние народного художественного творчества. В исследова­тельской литературе утвердилось его понимание как традици­онного фольклора, связанного с устным народиад творчест­вом. Истоки его связаны с крестьянством, так как на Руси на- протяжении многих веков именно крепостное крестьянство было олицетворением народа. Однако история показывает, что уже с появлением и развитием городе® это понятие р*с-ширяется за счет городского, населения, его низших й сред* них слоев. С развитием капиталистических отношений появ­ляются новые представители народа — это рабочие. После революции понятием «народ» обозначают вое населениестрв-ны, подчеркивая тем самым отсутствие господ.

Исторический процесс, который постепенно привел к Щ' менению социальной и классовой структуры народа-, обуслог вил необходимость переосмысления понятия «народное ?удо* жественное творчество». Этому и посвящена первая глава книги, в которой это понятие определяется на основе этимоло­гии слов «народ», «художественное» и «творчество». Кроме того, дается авторская, оригинальная классификация совре­менного народного художественного творчества.

В последующих главах рассматриваются различные исто­рические типы художественного творчества, которые отражали жизнь и быт народа, а также общие социокультурные про­цессы. Особенности жизненного уклада натурального кресть­янского хозяйства в условиях феодального общества показы­вает фольклор. Народную культуру городских слоев населе­ния XVII—XVIII веков отражает городской «примитив», ко-.... нец XIX— начала XX веков связаны с любительством, совет­ский период — с художественной самодеятельностью. Все это — различные типы народного художественного творчества, которое представляет собой довольно сложное явление со своими объективными закономерностями развития.

Сегодня имеются исследования этого социокультурного явления, особенно фольклора и художественной самодеятель­ности. Меньше изучено дореволюционное любительство и почти нет материалов по городскому «примитиву», так как всего лишь несколько десятилетий, начиная с 60-х годов, он признан в качестве самостоятельного типа художественной культуры. Большинство исследователей его относили к фоль­клору, называли городским фольклором, а некоторые видели в этом явлении признаки вырождения ученого искусства.

В данной книге автор ставит задачу систематизации всех типов народного художественного творчества, анализа и ос­мысления их как социокультурных явлений. В этом плане особенно внимательный подход осуществлен при рассмотрении художественной' самодеятельности, которая ранее преподно-- силась исследователями недостаточно объективно в силу су-• шествовавшего идеологического давления.

В основу работы над книгой легли исследования, осуще­ствленные ранее НИИ искусствознания и отдельными учены-_ми, те фактологические данные, которые были взяты ими из различных документальных источников. Вклад их поистине неоценим. Были использованы материалы таких авторов, как А. Ф. Еремеев, В. Е. Ларичев, В. Б. Мириманов, Я- Я. Рогин-окий, М: С. Каган, Л. Алексеева, А. А. Белкин, ,В. П. Дарке-вич, Е. Й. Смирнова и других.

По различным жанрам художественного творчества данная работа учитывает: бесценный вклад в изучение явлений на­родного театра В. Е. Гусева, Н. И. Савушкиной, Г. А. Хай-ченко, В. М. Кукаретина, В. А. Саруханова; исследования на­родной певческой культуры В. М. Беляева, В. П. Ильина, Л.-В. Ша1мИной; материалы об исполнительстве на народных инструментах К. Верткова, Ф. Соколова, М. И. Имханицкого, Ё. Максимова, А. Пересады, В. Б. Попонова'; о развитии на­родного танцевального искусства работы Н. П. Ивановского, Э. А. Королева, В. И. Уральской, Ю. М. Чурко; по декора­тивно-прикладному И изобразительному искусству исследова-4Ния М. А. Некрасовой, В. С. Воронова, В. М. Василенко, * О. С. Поповой, Н. И. Каплан и других.

Однако книга не является компиляцией работ вышеназ-ванных авторов. Она систематизирует явление народного ху-' \ дожественного творчества, сопоставляет и анализирует ранее известные материалы с социокультурных позиций, впервые рассматривает в совокупности, во взаимосвязи целый комп­лекс видов и жанров, раскрывая их исторический путь раз­вития от синкретизма в ранних формах до полной самостоя­тельности в современных условиях. Предлагаемая работа поможет читателю лучше понять роль и место народного художественного творчества в жизни общества и каждого отдельного человека. Зная исторические типы художественного творчества, сегодня можно'решать за­
дачи сохранения народных традиций для будущих поколений редостеречь их от тех ошибок, которые были совершены в результате игнорирования объективных 'закономерностей' развития. Сокровищница народного искусства —это' и. бога­тый материал для воспитания целостной, всесторонне раз­витой личности.                                                 

 

Автор выражает благодарность рецензентам В. Г..Иванову,
В. А.-Ильеву, В. А. Салину и В., И. Черничецко.     . ,'


,5


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 847; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!