Основные тенденции развития художественной самодеятельности 80-х годов
После первого был объявлен второй Всесоюзный фестиваль на начало 80-х годов. Но после того, как стали известны результаты первого, потребовавшего много сил и средств без должной отдачи, о проведении второго фестиваля умалк-чивалось в течение почти десятилетия. Он был объявлен лишь на 1986 год как Всесоюзный фестиваль народного творчества.
И это неслучайно. Как было уже сказано, в 70-е годы, в условиях тревожных симптомов в развитии художественной самодеятельности, началось движение за возрождение традиций народного творчества. К 80*ым годам это стало модным течением и охватило даже вокально-инструментальные группы, включавшие в свой репертуар народные песни, но исполнявшие их в ускоренном темпе, в современных ритмах. Возродились и некоторые виды народных ремесел и декоратив* но-прикладного творчества. В связи с этим второй Всесоюзный фестиваль народного творчества ставил своей целью при^ влечь к участию не только художественную самодеятельность, как современное, зародившееся после революции направление народного творчества, но и древние, традиционные (фольклорные,, прикладные и изобразительные) его формы. И это удалось.
Но в отличие от первого второй фестиваль прошел без лишнего шума и помпезности. Проводились концерты, спектакли, выставки на местах, в республиках, лучшие работы демонстрировались по радио и телевидению в постоянной передаче «Народное творчество». Были учтены просчеты и в критериях оценок. Появился ряд дискуссионных статей в газетах о том, что должны быть праздники самодеятельного искусства без присуждения мест. Фестиваль показал, что ряд видов и жанров художественной, самодеятельности улучшил свои показатели в количественном отношении после резкого спада в конце 70-х годов. Но уже не восстановил уровень, который был до первого фестиваля.
|
|
После фестиваля было проведено Всесоюзное совещание по народному творчеству, где отмечались успехи, достижения. Но вместе с тем была высказана тревога по поводу дальнейшего снижения активности, особенно в музыкальной самодеятельности. Да, несмотря на прилагаемые усилия, в 80-е годы
163
четко обозначились жанры развивающиеся и свертывающиеся, которые Е. И. Смирнова, анализируя эти процессы, назвала зонами развития и свертывания.
В зоне свертывания оказались традиционные исполнительские коллективы. Это театральные и хоровые, которые потеряли свое лидирующее положение, уступив его хореографии; оркестры духовых и народных инструментов, вытесненные различными группами современных, электромузыкальных инструментов. В зоне развития оказались камерные формы организации коллективов и авторское творчество.
|
|
Каковы причины? Их множество. Но основная причина в том, что на основе высокого уровня образованности и культуры человека уже не удовлетворяют массовые формы художественного самовыражения, где нет или ограничены возможности индивидуального самовыражения. Он ищет индивидуальные или камерные формы групповой художественной деятель-кости, где чувствует себя солистом и таким образом удовлеь творяет потребность в самоутверждении.
Другая существенная причина в том, что изменились вкусы, потребности и интересы людей, особенно молодежи, на приход которой и рассчитывала художественная самодеятельность. Но молодежь всегда ориентируется на новое явление, событие: джаз в 50-е годы, ВИА—в 60-е, дискотеки — в 70-е, рок- и поп-музыку — в 80-е. А художественная самодеятельность безнадежно отстала, реагировала на новые запросы с опозданием лет на 10, стремилась культивировать традиционные жанры, не учитывая изменившихся условий, новой социокультурной ситуации.
Именно этим объясняется то, что хореография вышла в лидирующее положение. Она не утратила своей популярности благодаря тому, что четко реагировала и быстро перестраивалась соответственно запросам молодежи. Начав свое раз,-витие с коллективов народного и классического танца, она освоила жанр бального танца, затем эстрадного, спортивного, пластического и т. д.
|
|
Другие исполнительские жанры, к сожалению, в силу своих специфических особенностей не обладают такими возможностями. Это касается хоровых коллективов, оркестров народных и духовых инструментов, руководители которых могли перестроить свою работу, лишь создав камерные хоры, оркестры и ансамбли и развивая сольное исполнительство. Но результаты их усилий, оказались незначительными, к тому же' не было притока молодых, свежих сил и вскоре новые музыкальные направления и стили превзошли ожидания. Следует добавить и то, что в музыкальной самодеятельности отражались процессы, происходящие в профессиональном искусстве, которое также стало непопулярным у массового зрителя. Это во многом объясняется тем, что хоровое искусство рассчитано на высший вкус, который не развит у массового зрителя. А это уже обусловлено музыкальным воспитанием детей и юношества.
В отличие от музыкальных жанров самодеятельный театр имеет больше возможностей реагировать на требования времени благодаря жанровому разнообразию. Но народные театры и кружки зафиксировались на драматическом жанре, мало развивался театр эстрадных миниатюр, кукольный, агиттеатр и др. В результате неспособности субъектов управления перестроиться самодеятельный театр потерял свое лидирующее положение. К этому следует добавить и то, что свертывание традиционных исполнительских жанров во многом было обусловлено и подготовкой узкожанрового специалиста, который на деле оказался способным организовать работу только академического или народного хора, только оркестра народных инструментов или только драматического театра, тогда как специалист-хореограф мог создать и руководить коллективом любого жанра. Потенциальные же участники ожидали от руководителей широты художественной культуры, охватывающей современные направления развития искусства, не прощали им узости жанровой подготовки.
|
|
Другая категория потенциальных участников, напротив, считала коллективы недоступными для себя из-за их высокого уровня исполнительского мастерства. Считала, что не обладает достаточными способностями, чтобы заниматься в них, чувствовала себя дискомфортно. Не привлекала их и. жесткая регламентированность деятельности. Эти люди не стремились к овладению высоким уровнем мастерства, они искали круг друзей для общения по интересам в разовых, ситуативных формах нерегламентированной деятельности.
Такая потребность большинства молодежи породила неформально организованное и домашнее любительство. Молодые люди, юноши и девушки, сами объединялись в группы по интересам, увлечениям или занимались индивидуально в домашних условиях, где у них были необходимые материально-технические средства. В этом процессе ярко выразилось стремление уйти от излишней заорганизованное™ и ограничений свободы творчества, свободы самовыражения. Учреждения культуры потеряли для них свою привлекательность. При этом они составляли огромный резерв художественной самодеятельности, но лишь потенциальный, так и не ставший реальным. Это позволяет говорить, что 8Q-e годы стали пе риодом расширения субъекта художественного творчества за счет развития самоорганизующихся форм на фоне свертывания организованных.
Такое явление способствовало и развитию авторской самодеятельности, дающей наибольшую возможность индивидуального самовыражения и самоутверждения. Это уже качественно иное авторское творчество, по сравнению с периодом послереволюционных лет, которое было порождено отсутствием созвучного времени репертуара и основывалось на низком общекультурном уровне. Авторская самодеятельность 80-х годов — это проявление художественной зрелости, - возросшего уровня способностей и мастерства, общей культуры личности. Об этом свидетельствуют произведения художников-любителей, поэтов, композиторов, работы кино- и фотолюбителей и других. Особенно популярными стали песнщ-барды, написанные и исполняемые самими авто-рами.
Элементы авторства и исполнительства содержат некоторые камерные формы, благодаря чему они сохранились или появились и утвердились. Это различного вида вокально-инструментальные группы, несущие зрителям массовую музыкальную культуру, рассчитанную на невзыскательный вкус. Стремление играть или петь в таких группах во многом обусловлено не только модностью и престижностью, но и тем, что каждому дает возможность чувствоватьчсебя солистом, а иногда и сочинять.
Не потерял своего статуса и агитбригадный жанр, также соединяющий в себе авторство с исполнительством. С одной стороны, это объясняется тем, что он дает возможность коллективу поднимать наиболее актуальные, злободневные проблемы общественно-политической жизни, что является достаточно привлекательным для участников и зрителей. По данным статистики наблюдается неуклонный рост от смотра к смотру, от фестиваля к фестивалю. Однако, с другой стороны, такой рост в статистике на деле может отражать деятельность сезонных, кампанейских концертных бригад.
Таким образом, статистика свидетельствует о развитии авторских и камерных форм и свертываний массовых. Если сравнить их удельный вес по данным Е. И. Смирновой, то окажется, что свертываются жанры, которые достигли наибольшего развития, а развиваются те, что недостаточно были развиты. В целом этот процесс нельзя считать негативным, происходит упорядочение жанрово-видовой структуры. Несмотря на усилия управленцев, художественная самодеятельность развивается по своим, внутренним закономерностям, заставляя считаться с ними и учитывать в организации работы.
Этот процесс выделения двух зон развития сопровождался и другими тенденциями. В свертывании массовых исполнительских форм значительную роль сыграла и потеря ими зрелищных функций. Особенно стало заметно это в крупных городах и менее выражено в сельской местности. Дело в том, что функция обслуживания зрителей была закреплена за «Народными» коллективами в 50-е годы и постепенно перешла к кружкам. Это была необходимо в связи с недостаточным развитием сети профессиональных коллективов, радио и телевидения.
Однако 80-е годы — это уже качественно иная социокультурная ситуация. Массовое распространение телевидения, многочисленные гастроли профессиональных коллективов привели к пресыщению, изобилию культуры. Если раньше на выступления самодеятельности шли ради проведения свободного времени, удовлетворения художественно-эстетических потребностей, так как не было других коллективов, то теперь зрителями и слушателями были либо коллеги по работе, друзья, знакомые, родственники, либо любители.
Нередки случаи, когда камерный театр выступал перед камерным зрительным залом с постоянным составом любителей, которые обсуждали спектакли, включаясь таким образом в творческий процесс. Массовый зритель все меньше и меньше стал посещать выступления самодеятельных коллективов. Он шел либо на концерт или спектакль профессиональных артистов, либо сидел у телевизора. Хотя, конечно же, были и исключения в тех случаях, когда самодеятельный коллектив приближался или далее в чем-то превосходил профессиональный.
Так или иначе, в этой новой ситуации от руководителей и участников требовалось переключение на реализацию главным образом педагогических функций, решение внутри-коллективных задач и проблем развития личности. К этому оказались не готовы и те, и другие. Сыграла свою роль, с одной стороны, неподготовленность специалистов, с другой стороны, годами утвердившийся стереотип восприятия коллективов художественной самодеятельности как концертных
бригад.
Хотя если говорить о концертной деятельности как стимуле участия в художественной самодеятельности, то здесь наблюдалось уже в 80-е годы крайне противоречивое отношение и восприятие. Одни, не уверенные в способностях, успехе, достижениях, не шли в коллективы, заведомо зная, что предстоят выступления. Если ©се же они приходили в коллектив, то отказывались от выступлений, предпочитая заниматься для себя, не выходя на публику. Но их было мало. Для большинства стимулом занятий были именно концерты. Но и таких становилось все меньше, не каждый был уверен в том, что может конкурировать с теми, кого он слышал по радио, видел по телевидению и на сценах театров, филармоний, концертных залов.
На то были причины. Прежде всего это массовое художественное воспитание детей как основа развития художественно-творческих способностей. Если, по мнению психологов, художественно-образное восприятие мира преобладает в возрасте с 3 до 7 лет, то это значит, что именно в этот период необходимо включить детей в художественную деятельность и развивать дальше. Исследования участников художествен- . ной самодеятельности показывают, что в коллективах большинство участников — это те, кто когда-то занимался детским художественным творчеством. Это явно свидетельствует о преемственности детской и взрослой самодеятельности.
Однако на протяжении многих лет детские сады и общеобразовательные школы художественному воспитанию уделяли крайне недостаточное внимание. В 80-е годы был констатирован тот факт, что 50% школ не имеют учителя музыки, во многих из них рисование и ритмику ведут не специалисты. В школах редко можно встретить кружки художественной самодеятельности, как это было в 20—30-е и даже еще в 50—60-е годы. Избранная часть детей занималась в музыкальных школах, школах искусств, в студиях и кружках клубных учреждений. А остальная часть, и их преобладающее большинство, оказалась лишенной элементарного худо-жественно-зститеческого воспитания, не говоря уже о развитии художественно-творческих способностей.
Все это привело к преобладанию потребительского отношения к искусству как к развлечению в ущерб творчеству и к тому, что художественные интересы стали уступать другим —технике, спорту, прикладному творчеству. Однако такое явление не следует понимать прямолинейно. Желание заниматься тем или иным видом творчества зависит от содержания и степени насыщенности им сферы свободного времени и возможностей, предоставляемых социокультурными учреждениями.
Это становится понятным, если учесть, что 80% в клубных учреждениях составляла художественная самодеятельность. В то же время в ней занималось 4,3% населения (Е. И. Смирнова). Отсюда удовлетворенность потребностей J 68
желающих заниматься художественным творчеством, даже пресыщенность, и неудовлетворенность большей части населения, желающей" заниматься другими видами творчества, во не имеющей таких возможностей. Итак, прогнозы Зворыкина о свертывании художественной самодеятельности к 1990 г. стали общественной реальностью.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 520; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!