Специфика и ограничения сенсорных ощущений



Любое ощущение характеризуется порогами чувствительности. Верхний абсолютный порог чувствительности – максимальная величина раздражителя, которая возможна для неболевого ощущения. Нижний абсолютный порог чувствительности – минимальная величина раздражителя, вызывающая малозаметные ощущения. Эти пороги у людей различны и непостоянны. Они меняются в зависимости от функционального и эмоционального состояния человека, наличия внутренних ощущений (боль, расслабленность), внешних условий и шумов.

Отметим условия, которые необходимо учитывать для возникновения нормальных зрительных ощущений и комфортного восприятия информации с экрана:

1. Достаточное различение цветов возможно при определенной яркости объектов (достаточной считается яркость 175 Кд∙м2). Так, при длительной работе зрительного аппарата (чтение, рисование в графическом редакторе, просмотр фильма и др.) рекомендовано рассеянное освещение.

2. Видимый спектр электромагнитных излучений простирается в пределах от фиолетового цвета (от 400 нм) до красного (700 нм). При этом глаз более чувствителен к различению оттенков в центральной части видимого спектра (желто-зеленые цвета) и слабо чувствителен к различению оттенков по краям спектра.

3. Размер элементов интерфейса должен соответствовать остроте человеческого зрения. Для надежного распознавания элементов (текста, пиктограмм, кнопок и др.) сложного визуального материала важно учитывать их размер и контрастность по отношению к фону. Достаточный размер элементов влияет на скорость и правильность восприятия информации.

4. С точки зрения охвата рассматриваемых элементов выделяют три зоны:

1) зону центрального (форменного) зрения, позволяющего различать формы и мелкие детали предметов. Оно характеризуется остротой, его угловой размер 1,5–2°;

2) зону ясного видения, позволяющего распознавать объект без мелких деталей;

3) зону периферического зрения, позволяющего обнаружить предметы без распознавания деталей. Периферическое зрение необходимо для свободного передвижения и ориентирования в пространстве. Оно характеризуется полем обозрения (глаз без движения охватывает до 180° по горизонтали и 130° по вертикали).

Поля зрения обоих глаз у человека частично совпадают, что имеет большое значение для восприятия глубины пространства. Поля зрения для различных цветов неодинаковы и меньше, чем для черно-белых объектов [44].

5. Зрительное ощущение не постоянно во времени, оно нарастает
и спадает постепенно (до 0,5 с). При частой смене сигналов происходит их слияние в ровный немигающий свет. Благодаря такой особенности зрения возможно создание анимации.

6. Существует задержка между процессами просмотра изображенного, осознания информации и инициации действия. Компьютер способен совершить данные процессы практически моментально, следуя заданному алгоритму. Для распознавания визуального объекта человеку требуется около 0,1 с; для перевода взгляда и переключения внимания с одного объекта на другой – 0,25 с; на принятие простейшего решения (выбор из двух альтернатив) – 1,25 с .

7. Визуальное перемещение от одного объекта к другому происходит значительно быстрее и точнее, чем физическое осуществление такого дейст­вия. Такое очевидное заключение подчиняется закону сенсорно-мотор­ных процессов (закону Фиттса), объединяющему три параметра: время движения до целевого объекта, точность движения и расстояние перемещения.

Все указанные особенности характерны для нормального человеческого зрения. Однако кроме различий в величине пороговых ощущений многие люди имеют отклонения в строении или состоянии зрительного аппарата. Чаще всего отмечают следующие отклонения:

1. Аномалии рефракции глаза: близорукость (затруднено рассмотрение предметов на дальнем расстоянии) и дальнозоркость (затруднено рассмотрение предметов на близком расстоянии).

При проектировании интерфейсов надо учитывать, прежде всего, ограничения дальнозоркости, которая может быть связана как со строением глаза, так и с возрастными изменениями (старческая дальнозоркость). Часто интерфейс включает множество мелких элементов, размер которых должен делать их различимыми даже для людей с дальнозоркостью.

2. Нарушения функции палочек приводят к «куриной слепоте» (расстройство сумеречного зрения), нарушения функции колбочек – к светобоязни (слепота при ярком освещении).

При восприятии зрительного стимула с экрана могут возникнуть сложности с излишней или недостаточной яркостью объектов и фона, динамические изменения яркости также могут затруднить восприятие. Здесь важно найти баланс между контрастом объектов и фона по цвету и светлоте.

3. Цветовая слепота (дальтонизм) включает ряд отклонений: протанопия («краснослепые») препятствует восприятию красного цвета, сине-голубые лучи кажутся бесцветными; дейтеранопия («зеленослепые») не позволяет отличать зеленые цвета от темно-красных и голубых; тританопия позволяет воспринимать лучи синего и фиолетового цвета. Дальтонизм встречается чаще у мужчин и редок у женщин.

Цвета критически важны для возможности различать объекты на экране, должен присутствовать контраст не только по цветовому тону, но и насыщенности, яркости. Если дизайн интерфейса предполагает сложные цветовые сочетания и при этом цвет играет важную роль для распознавания каких-то элементов, то важно протестировать данный дизайн с учетом трех типов цветовых отклонений. Для проведения таких процедур в Интернете существуют специальные сервисы.

Существуют также некоторые трудности, которые возникают при восприятии информации с экрана. Экранное изображение светящееся, малоконтрастное и состоит из отдельных мерцающих точек (пикселей). Дополнительно к свету, исходящему от экрана, добавляется чрезмерно яркое или крайне приглушенное фоновое освещение, блики на экране и окружающих предметах. Все это сильно нагружает орган зрения и приводит к утомлению, затруднениям аккомодации (приспособляемости глаза к ясному видению объектов на разном расстоянии) и конвергенции (сведение зрительных осей глаз при фокусировке на близко расположенных предметах), а в дальнейшем расстройству бинокулярного зрения.

При проектировании пользовательского интерфейса необходимо учитывать все особенности восприятия, принципы работы и ограничения сенсорных систем с целью создания максимально благоприятных условий для организации диалога (общения) пользователя с информационной системой.

 

Требования к созданию презентации, а также описание информационных продуктов для создания презентаций подробно описаны и представлены в издании:

Батенькина О.В., Ткаченко О.Н. Технологии визуализации результатов профессиональной деятельности в области информационных технологий. – М.: Магистр, 2016. – 113 с. (учебный фонд библиотеки ОмГТУ).

 

Практическая работа:

 

Подготовка рефератов, докладов по теме рефератов и презентаций.

 

Выполнение реферата осуществляется за счет часов, отводимых на СРС и предполагает самостоятельное изучение теоретического вопроса.

 

Изучение теоретических и практических аспектов создания презентации осуществляется в рамках ДЗ. При создании презентации учитываются психофизиологические основы восприятия информации с экрана.

 

Методические указания см. в документе «Методические указания к СРС и ДЗ».

 

Примечание : Баллы за реферат по МРК – это баллы за выполнение ЛР 5.

 

Контрольные вопросы:

 

1. Охарактеризуйте закономерности зрительного восприятия.

2. Укажите особенности зрительных ощущений.

3. Опишите отклонения, которые могут возникнуть в зрительных ощущениях.

4. Укажите особенности выбора цветовой схемы для визуального представления данных.

5. Композиция в визуализации данных.

6. Особенности выбора шрифтов.

 


Лабораторная работа 6 и 7

 

Тема:

 

Методы и инструментальные (программные) средства для создания динамичной визуализации. Групповой проект.

 

Цели:

 

1.Знакомство с видами и технологиями анимации, особенностями использования анимации при создании средств визуальной наглядности.

2.Получение навыков работы в группе при создании проекта с формированием средств визуализации с использованием анимации. 

 

Теоретические аспекты:

 

Анимация - искусственное представление движения в кино, на телевидении или в компьютерной графике, путем отображения последовательности рисунков или кадров с частотой, при которой обеспечивается целостное зрительное восприятие образов.

Технологически суть анимации сводится к тому, что последовательный ряд неподвижных изображений методом покадровой съемки фиксируется на кинопленке, и проекция этих изображений на экран со скоростью 24 кадра (во времена немого кино – 16 кадров) в секунду создает иллюзию движения. Само слово «анимация» означает «одушевление» в нашей стране этот термин появился в 1980-е, сменив прежнее определение «мультипликация» (от латинского слова, означающего «умножение»).

Датой рождения анимации принято считать 1892 год, когда состоялся первый сеанс «световых пантомим» в оптическом театре французского изобретателя и художника Эмиля Рейно (1844–1918). Есть версии, в которых указано, что создателями анимации являются Э.Коль, Дж.С. Блэктон, имевшие свои технологии, но тем не менее первые рисованные фильмы ведут начало от иллюстрации, карикатуры и комикса.

Уолт Дисней (Walt Disney) (1901-1966) - американский режиссер, художник, продюсер – разработал собственную технологию производства мультфильмов, которая так и называется диснеевская (классическая). Этот метод представляет собой поочередную смену рисунков, каждый из которых нарисован отдельно. Дисней выпускает первый звуковой мультфильм "Пароходик Вилли" (1928 г.), где впервые появляется Микки Маус; первый музыкальный – «Пляска скелетов» (1929 г.); первый рисованный полнометражный мультфильм – «Белоснежка и семь гномов» (1938г.).

 

Сценарий

Литературный сценарий – описание истории фильма или презентации. Основой сценария становится идея, некий замысел, который необходимо реализовать в фильме.  Структура фильма как правила имеет следующую структуру:

- экспозиция (введение зрителя в ситуацию, обозначение границ условности, места и времени действия, представление главных действующих лиц);

- завязка (события, которые приводят к главному – конфликту, составляющему суть той внутренней «драмы». Конфликт заставляет зрителя сконцентрировать внимание на происходящих событиях, создает необходимое напряжение. При этом следует помнить, что конфликт должен быть выражен визуально);

- кульминация и развязка (резкий поворот в течении событий, происходящих в фильме, способствующий тому, что напряжение, созданное в завязке, выливается в разрешение проблемы);

- вывод.

Режиссерский сценарий – определение визуального и звукового решения фильма, поэтому процесс непосредственной реализации литературного сценария начинается с разработки сценария режиссерского.

Режиссерский сценарий включает видеоряд (ключевые кадры), музыкальный ряд (аудио сопровождение: звуки, шумы, дикторский текст, музыка и др.), тайминг (временные параметры частей фильма) и др.

 

Пример:

Литературный сценарий

Ребенок сидит под одеялом с фонариком и читает книжку Голос за кадром: «В детстве книга была для тебя чудом Но книга — чудо рукотворное» Та же книга рекламируется в магазине, затем показывается процесс ее создания Голос за кадром: «Ты можешь стать одним из тех, кто продвигает книгу на рынок, пишет и редактирует текст, создает иллюстрации…» Двери аудитории, из которых выходят студенты Общий вид здания Московского государственного университета печати Голос за кадром: «…Если будешь учиться в Московском государственном университете печати Поверь в чудо!»

 

Таблица 4


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!