Закономерности зрительного восприятия



1. Последовательность. Любой зрительно воспринимаемый объект состоит из деталей, рассматривание которых осуществляется последовательно образ за образом. В зрительной памяти остаются характерные признаки объекта, а движение глаз отражает работу мысли. Глаз перескакивает от одной части изображения к другой, повторяя путь несколько раз. При этом решаются следующие задачи:

- обнаружение – фиксация наличия объекта;

- опознание (узнавание) – отнесение его к классу объектов;

- идентификация – сопоставление объекта с конкретным эталоном, хранящимся в памяти.

Закон последовательности указывает на необходимость структурирования предлагаемой для восприятия информации. Поле восприятия должно быть определённым образом разделено и организовано.

2. Константность (предметность) – относительная независимость перцептивного образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности. Характеристики обозреваемого объекта (форма, размер, величина, глубина, цвет) воспринимаются как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно меняются. Так обеспечивается адекватность зрительного образа объекта самому объекту.

В сознании человека в результате многократных восприятий накапливается множество обобщенных образов, необходимых для опознания объектов, оценки их размеров и формы, разглядывания их на фоне других объектов. Увиденный объект по ряду признаков мгновенно сопоставляется с имеющейся в памяти абстракцией и приобщается к нужному классу (например, все мыслимые изображения деревьев объединяются в понятие «дерево»).

3. Предметность перцептивного образа позволяет воспринимать объект как физическое тело обособленно в пространстве и во времени. Речь идет о соотношении фигуры и фона.

Фигура определяется в сознании человека как конкретный с четкими границами воспринимаемый образ объекта на переднем плане. Фигуру формируют те перцептивные сигналы, которые указывают на меньший размер и контраст, правильную конфигурацию и наличие смысла для человека.

Фон – пространство вокруг и позади фигуры, характеризуемое неопределенностью, слитностью очертаний, безграничностью.

При различении фигуры и фона большое значение имеет контраст, который бывает двух видов: прямой (предмет темнее фона) и обратный (предмет ярче фона).

4. Целостность перцептивного образа указывает на то, что человек способен воспринимать одновременно и части (даже если они не видны), и все изображение в целом. Информация о свойствах объекта (форме, размере, цвете, яркости и т. д.) сливается воедино в некий определенный образ. Каждая часть этого образа приобретает значение при соотнесении ее с целым и определяется им. При этом целостный перцептивный образ также зависит от свойств составляющих его частей. Объединение частей
в целостный образ в процессе восприятия осуществляется благодаря рефлекторной деятельности анализаторов и на основе имеющегося у человека практического опыта и знаний.

Результаты теоретических и практических исследований проблемы целостности восприятия изложены в трудах представителей гештальтпсихологии. Выделено два основных аспекта целостности:

1. Доминирование целого над его элементами имеет следующие
формы:

- один и тот же элемент, будучи включенным в разные целостные структуры, воспринимается по-разному;

- замена отдельных элементов с сохранением соотношения между ними не изменяет структуры целого;

- при выпадении отдельных частей сохраняется восприятие структуры как целого.

2. Факторы объединения (группировки) частей в целое подчиняются следующим правилам:

- правило подобия: чем больше части зрительной модели похожи друг на друга по какому-либо качеству, с тем большей вероятностью они будут восприниматься как расположенные вместе;

- правило близости: в любом поле, содержащем несколько объектов, те из них, которые расположены наиболее близко друг к другу, визуально могут восприниматься целостно, как один объект;

- правило общей судьбы: множество элементов, движущихся с одинаковой скоростью и по одной траектории, воспринимается целостно как единый движущийся объект;

- объединяются также объекты, обладающие симметрией или периодичностью.

5. Обобщенность восприятия позволяет соотносить каждый образ
с некоторым классом объектов.

Все больший опыт восприятия позволяет отнести конкретный образ
к большей совокупности предметов определенной категории, т. е. классифицировать его. Благодаря способности к обобщению человек способен правильно соотносить образы с объектами, процессами и явлениями окружающего мира независимо от индивидуальных особенностей или искажений этого образа. Если объект по каким-либо характеристикам отнесен к некоторому классу, то можно ожидать (предсказать), что он будет обладать и другими качествами, присущими для данного класса.

Все вышеперечисленные характеристики восприятия характеризуют его способность к независимости в некоторых пределах от условий восприятия и искажений.

Рассмотрим некоторые ограничения восприятияв связи с особенностями других психических процессов:


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 231; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!