Масштабный проект. Фреска «Очарованное царство»



В начале 1953 года Густав Нелленс, директор популярного казино в бельгийском курортном городке Кнокхе-Хейст, задумал украсить главный зал своего заведения целой серией грандиозных изображений. Зал Люстры, названный так из-за располагавшегося в нем в середине двадцатого века великолепного венецианского светильника, использовался преимущественно для светских приемов. Восемьмасштабных фресок, разделены пилястрами, должны были разместиться по периметру этого помещения, одна за другой, и занять едва ли не всю поверхность высоких скруглённых стен. Заказ на исполнение эскизов к этим монументальным росписям был передан Рене Магритту.

Работа продвигалась быстро: уже в мае 1953 года мастер предоставил Нелленсу 8 завершённых полотен, и команда из пяти художников преступила к перенесению композиций на стены зала. Спустя всего 2 месяца, к 4 июля, грандиозная панорама обрела законченный вид. По воспоминаниям очевидцев, Магритт ни разу не поднялся на строительные леса: он прибыл в Кнокхе-Хейст незадолго до завершения работ и лишь собственноручно смешивал краски для написания голубого неба.

В честь открытия обновлённого Зала Люстры был устроен приём, собравший высший свет французского и бельгийского артистического общества: среди публики были замечены Ив Монтан, Морис Шевалье, Жюльетта Греко и др.

Рене Магритта не было. По слухам, он повздорил с Густавом Нелленсом из-за мелких финансовых разногласий. Когда директора казино спросили об отсутствии почетного гостя, он ответил: «Я не приглашаю своих поставщиков». Впрочем, поступок художника, каковы бы не были его причины, вполне отвечал его любви к уединению: в другой раз откажется прибыть на банкет к Его Величеству королю Бельгии по причине того, что «Прожёг сигаретой дыру в смокинге».

Панорамная роспись, украсившая стены Зала Люстры казино в Кнокхе-Хейст, получила поэтическое название в духе иных работ Рене Магритта – «Заколдованное место». Общая длина композиции составляет 70 метров, высота – 4 метра. Ее можно увидеть и в наши дни, хотя солёной морской воздух и некоторые нарушения в технологии, вызванные ускоренным темпом работы в 1953 году, нанесли изображению определённый ущерб.

Часть 3

Новые вершины. Город детства. Фреска «Несведущая Фея».

Другой масштабный проект Магритта также сохранился до настоящего времени – это фреска «Несведущая Фея» 1957 года, расположенная во Дворце Изящных Искусств в Шарлеруа - городе, где художник провел детские годы.

Это были не единственные блистательные моменты в карьере Рене. В тех же 1950-ых годах он был награжден Премией Гуггенхейма.

Фонд Гуггеннхейма – некоммерческая организация по поддержке современного искусства, созданная американским миллионером и меценатом, так называемым «медным королём» Соломоном Р.Гуггенхаймом. Здания, принадлежащие этому фонду, находятся в Нью-Йорке, Берлине и Венеции.

Вслед за этими «победами» являются и другие: проходят многочисленные выставки во многих странах и создаются скульптуры по 8 произведениям Магритта.

 

 

Часть 4

Магия во снах. Картина «Ключ к сновидениям»

Одно из самых загадочных произведений Магритта серия картин «Ключ к сновидениям», которые многие считают абсурдными. В чем их странность? В соотношении названия и картины.

Работая над темой, я провела эксперимент, своеобразный социологический опрос. Вниманию опрашиваемых предоставлялась картина «Ключ к сновидениям»; задача участников опроса – предположить, как могли называться каждый из фрагментов этой картины. Фантазии и разнообразию версий не было предела. Для кого-то картина имела угнетающий подтекст, а для кого-то наоборот воодушевляющий. В картине «Потолок» участники опроса увидели такие понятия, как жизнь и смерть

Часть 5

Сюжет в единственном предмете. Картина «Прогулки Гегеля».

Поздние работы Рене Магритта – неожиданны, оригинальны и очень глубоки. «Я беру произвольный предмет или тему в качестве вопроса и затем принимаюсь за поиски другого объекта, который мог бы послужить ответом. Чтобы стать кандидатом на ответ, этот искомый объект должен быть связан с объектом-вопросом множеством тайных связей. Если ответ напрашивается во всей ясности, то связь между двумя предметами налаживается»,– писал Магритт. Видимо, именно так «наладилась связь» между стаканом, зонтиком и… Гегелем на полотне «Прогулки Гегеля» (1958г.). Гегель гениален. «Что такое гениальность?» – спросил себя художник. И сам себе ответил: «Стакан, стоящий на зонтике…». В замечательной книги Бернара Ноэля "Магритт", представлено письмо Магритта некой мадмуазели Сузи:

«Дорогая мадемуазель Сузи,

Моя последняя картина началась с вопроса: как изобразить в картине стакан воды таким образом, чтобы он не был безличен? Но при этом и так, чтобы он не был особо причудлив, произволен или незначителен. Одним словом так, чтобы спокойно можно было сказать: гениально! (оставим ложный стыд). Я принялся рисовать стаканы один за другим, всякий раз со штрихом поперек. После сотого или стопятидесятого рисунка штрих стал несколько шире и, наконец, принял форму зонтика. Поначалу зонт стоял внутри стакана, но потом оказался под ним. Так я нашел решение первоначальноговопроса: каким образом стакан воды может быть изображен гениально. Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположных стремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее). Я думаю, это ему понравилось бы или показалось забавным (например, во время каникул). Поэтому я и назвал картину «Каникулы Гегеля».

Искренне Ваш Рене Магритт

P.S. Я задумал картину, сюжетом которой был бы стул. В данный момент у меня только один вариант».

Часть 6


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 343; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!