Шумное окружение. Тихая жизнь. Картина «Грядущее»



В 1929 Рене проводит Каникулы в Кадакесе вместе с Сальвадором Дали и группой сюрреалистов (Миро, Бунь Элем, Элюаром и Гюмансом).

Магритт не любил шумные мероприятия и часто отнекивался со словами: «Моя собака не хочет туда идти». Объясню подробнее: у Жоржетты ( жены Рене Магритта ) была маленькая «карманная» собачка. Рене бросал кусочек колбасы / сладкого и т.п. в противоположную сторону от здания, в котором будет происходить мероприятия, и его собака вырывалась у него из рук, прочь от «шума», а он говорил лишь то, что без своей собаки никуда не пойдет.

В 1938 году художник создает неожиданную, шокирующую картину. "Грядущее". На полотне – торжество смерти над жизнью, абсолютный конец всего, пустыня. Ни единого живого существа, даже травы. Палящее неумолимое солнце и одинокая могила без надписи.

Когда Магритт показал работу Жоржетте, она нащупала на груди крестик и выбежала из комнаты. Это полотно – своего рода победа смерти над жизнью, сильно испугало ее.


 

Глава 4

Странное время

Поиски своего стиля. Периоды депрессий и «яркого солнца». Картина «Благоприятные предзнаменования»

Когда в 1940 году немцы оккупировали Бельгию, Магритт провел сначала три месяца в изгнании в Каркассоне (Франция), а затем вернулся в Брюссель, где и пережил военное лихолетье. Во время войны, когда художник погрузился в депрессию, он написал такие картины, как «Возвращение пламени», «Магнит», «Совокупность» и «Взгляд изнутри» и другие. Сразу после войны, Магритт решил писать картины размашистыми мазками, в стиле Ренуара и Матисса, объясняя это необходимостью поиска радости в противовес общему пессимизму тех лет. Рене начинает понимать, что именно он может помочь огромному количеству человек, даже не просто помочь, а может и спасти, придавая надежду и уверенность в завтрашнем дне. Даже не смотря на постоянный стресс, он пишет светлую картину «Благоприятные предзнаменования». Она вошла в период творчества Магритта, которого чаще всего называют периодом "яркого солнца" ("pleinsoleil") или периодом «счастливой жизни».

Но мотивы импрессионизма и фовизма в творчестве мастера картин-загадок не убедили публику и критику, и к 1948 году художник вернулся в собственный стиль.


 

Глава 5

Завершающий пик в карьере

Часть 1

Круговорот побед. Картины «Голконда», «Месяц сбора винограда»

В 1952 году Магритт публикует первый номер журнала «Почтовая карточка с натуры», который поначалу выходил в виде почтовой карточки с картинкой и текстом

В 1953 году художник пишет знаменитую картину «Голконда». Голконда – древний полулегендарный индийский город, славившийся роскошью и процветанием: по соседству с ним располагались богатые алмазные копи. Персонажи одноимённой работы Магритта – современные состоятельные буржуа, почти лишённые индивидуальности. Они то ли спускаются с небес на землю, то ли – в прямом и переносном смысле – теряют свой вес.

Магритт говорил: «Здесь изображена толпа людей — разных людей. Когда вы думаете о толпе, вы ведь не думаете об индивидууме. Поэтому все люди одеты одинаково, как можно проще, чтобы проще было представить толпу… Голконда был богатым городом в Индии, нечто вроде чуда. А я считаю чудом, что смогу на земле шагать по небу. С другой стороны, котелок — самый неоригинальный головной убор — удивления не вызывает. Человек в котелке — это господин. Посредственность при всей своей анонимности. Я тоже ношу котелок — у меня нет особого желания выделяться из массы».

Есть множество интересных мнений по поводу этой картины:

Марина Хайкина, искусствовед: «Образы, которые сюрреалист Магритт предлагает зрителю, навязчивы и абсурдны, и наше сознание живо реагирует на диссонанс с реальностью: мы замираем и пытаемся разгадать ребус. Именно в этом процессе осмысления и заключается, по мнению Магритта, подлинный смысл картины. И у каждого зрителя этот смысл свой.

Для меня «Голконда» – «своеобразное размышление Магритта о месте каждого отдельного человека в обществе ему подобных, о балансе общего и индивидуального. Мы видим множество почти идентичных мужских фигур, последовательно удаляющихся от зрителя. Они одеты в одинаковые плащи и котелки, их позы похожи, что заставляет нас думать о них как о группе, сообществе людей. И расположены они в виде ромбических решеток, которые напоминают нам о кристаллической структуре алмаза (вспомним, что картина названа по имени алмазной столицы Голконды). Мир людей – это своего рода многогранник, наше существование подчинено жестким нормам. Но если приглядеться, каждый человек на картине отличен от другого, индивидуален и по-своему неповторим».

Андрей Россохин, психоаналитик: «Чем больше я погружаюсь в эту картину, тем сильнее меня охватывает тревога и дискомфорт. Я ощущаю удушающую атмосферу мира, в котором нет ничего живого, природного. И действительно, здесь нет ни одного дерева, ни одной травинки. Даже небо изображено как искусственный фон, декорация. Шторы на окнах задернуты. Моя фантазия не может и не хочет пробиться сквозь эти занавеси. Такое чувство, что за ними нет ничего. Бесстрастно парящие в небе фигуры в деловых пальто и котелках, казалось бы, подчеркивают власть мужчин – сильных мира сего. Им доступно все, даже хождение по небу. Я представляю себе, что этих мужчин становится все больше и больше, и наконец, они сливаются в один огромный серый объект, заполняющий все пространство картины. В нем стираются не только половые, но и любые индивидуальные различия. Он становится похож на гигантский Фаллос, каменную бабу, образ языческого божества древних народов. Возможно, никто кроме Магритта не передал так точно отравляющую силу фантазии о всемогуществе. Магритт показывает нам, что это всемогущество основано на власти мужчин или на власти денег. Но эмоционально картина передает значительно более глубокое послание: в мире, где царствует фантазия о бесконечной власти, природе и живому человеку места нет.

Однако внезапно я нахожу убежище и в картине Магритта. Я замечаю, что парящие мужчины не занимают все пространство картины. Справа мы видим свободный угол дома. Именно на нем и стоит подпись самого Магритта. Я чувствую, что у мира всемогущества есть свои границы, он не бесконечен. Я не могу заглянуть в окна этого углового дома, но моя фантазия рисует живое пространство, полное чувств, энергии, творчества».

Часть 2


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 242; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!