Смерть мамы. Картина «Влюбленные».



В 1912 году мать Магритта покончила жизнь самоубийством, бросившись в реку Самбр. Магритт так и не посмотрел на нее в последний раз, но до последнего утверждал (из-за сильного шока),что в этом нет ничего страшного (со слов из лекции: ) «В детстве казалось, что нет ничего невозможного. Казалось, что с помощью мысли можно воплотить любую мечту – передвигать предметы, видеть будущее и даже летать. И не полетел я только потому, что недостаточно старался. Недостаточно сосредоточился. Вот и тогда, когда мать вытащили из реки, я подумал, что зря все плачут, ведь мне осталось совсем немного потренироваться, и я силой мысли верну ее к жизни. Обязательно верну». До этого события Рене был обделён вниманием как семьи, так и сверстников, поэтому он счёл это происшествие удачным, таккак он стал в центре внимания огромного количества людей: соседей, соучеников школы в Шарлеруа (как сказала его будущая жена Жоржетта, в беседе с Луи Скютенером).

В комментариях к своей книге Скютенер говорил: «Если бы я писал всё только по рассказам одного Рене, то первый бы раздел назывался: «Детство: ничего», ведь Магритт ни сказал ни слова о своем отце, до полу часа вспоминая его имя, а о матери сказал лишь: «Мать решила, что не хочет дальше жить и всё». Так же он дополнил, что художник будто не способен помнить вообще

Многие исследователи творчества Магритта склонны полагать, отголосок детской травмы, связанный с гибелью матери - это ткань, закрывающая лица влюбленных на знаменитом полотне - Рене видел, как бездыханное тело утопленницы накрывали простыней.

Рассмотрим картину «Влюбленные», написанную в двух вариантах. На полотнах изображены мужчина и женщина, головы которых укутаны белыми покрывалами. На одной картине они целуются, на другой – развёрнуты лицом к зрителю. Первая мысль, приходящая на ум практически каждому - любовь слепа. Но если бы всё было так просто, Рене Магритт не был бы автором этих картин. В варианте 1928 года художник изобразил персонажей в порыве страсти: это видно по складкам наброшенных на головы полотен. Второй распространённый перевод названия картины – «Любовники». Их страсть слепа. Она лишает человека способности объективно мыслить, видеть многие вещи. Кстати, я нашла интересное мнение: Магритт не просто закрыл глаза влюблённым, он замотал им головы – реализованная метафора «потеряли голову от любви».

«Поцелуй через полотно» - очень интересна деталь. Может, это ненастоящая любовь. А может, Магритт хотел вынести приговор человеческим чувствам: даже влюблённые люди остаются слепыми: они не видят никого и ничего вокруг себя, они не видят даже настоящего лица друг друга и, возможно, никогда друг друга до конца не познают.

Возможно, кстати, и «оптимистическое» толкование картины. Любовь настолько самодостаточна, что зрение ей не нужно. Влюблённым совершенно не обязательно видеть друг друга и весь окружающий мир. И чувствуют они друг друга даже сквозь двойной слой ткани, ведь истинные чувства не знают каких-либо материальных преград.

Все эти догадки подтверждаются второй картиной. Если присмотреться, можно легко заметить ряд отличий на полотнах, далеко не исчерпывающихся позами влюблённых. Во-первых, сменился фон: действие первой картины происходит в комнате, вторую пару мы наблюдаем под открытым небом. Во-вторых, сменилась одежда на персонажах. В-третьих, сменилось настроение: сгущённая напряжённость первой сцены сменилась расслабленным умиротворением второй. Магритт как будто хочет сказать, что страсть тут не при чём: вот совершенно спокойные персонажи смотрят уже не друг на друга, а на зрителей или на мир вокруг. И по-прежнему мы не видим их лиц, и по-прежнему они «слепы»!

Часть 3

Любимые фильмы и книги. Первые картины

С 1913 года Магритт живет в Шарлеруа с отцом и двумя младшими братьями. Посещает Среднюю школу. С увлечением смотрит фильмы о приключениях Фантомаса, много читает Р.-Л.Стивенсона, Э.-А.По, М. Леблана и Ж.Леру.

В 1916 году поступает в Академию изящных искусств в Брюсселе (в 18 лет). На следующий год в Брюссель переезжает его семья. Магритт заканчивает обучение в 1918 году.

Представление об этом периоде жизни дают две работы, связанные с (тогда еще) хорошими отношениями с братьями. «Голубое кино» 1925 года: женщина, изображенная на нем как Фантомас, меняет свое обличие; «Рынок снобов» 1924 года, которая являлась обложкой для нот для фортепьяно Фернана Руссо.


 

Глава 3

Муза на всю жизнь

Часть 1


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 508; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!