ЭПОХА «СРАЖАЮЩИХСЯ ЦАРСТВ» ЧЖАНЬГО. РОСТ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ ЦИНЬ. РЕФОРМЫ ШАН ЯНА.



Чжаньго – эпоха бурных социальных потрясений, коренных изменений во многих областях общественной жизни в Древнем Китае. Предпосылкой были важные сдвиги в развитии производительных сил: распространении железа, появление пахотных орудий, развитие ирригации.

В 371 году до н. э. правитель царства Вэй У-хоу умер, не назначив наследника. Началась война за наследие царства Вэй. Царства Чжао и Хань вступили в конфликт, но по непонятным причинам войска отошли, и престол занял сын У-Хоу, который позже провозгласил себя ваном и вошёл в историю как вэйский Хуэй-ван.

В 354 году до н. э. вэйский Хуэй-ван предпринял массированное наступление на царство Чжао.

Период Чжаньго в политической истории Китая был временем сосуществования и междоусобной борьбы семи крупнейших царств - мелкие и ослабевшие уже не шли в счет. К этим семи, кроме трех новых царств (Вэй, Чжао и Хань, на которые распалось некогда крупнейшее царство Цзинь), относились также Цинь, Ци, Янь и Чу. В большинстве из них в период Чжаньго были проведены реформы легастского типа. Но наиболее полно и радикально такие реформы были осуществлены в Цинь в середине IV в, до н. э. знаменитым теоретиком легизма министром-реформатором Шан Яном.

В окраинном и в недавнем прошлом полуварварском царстве Цинь позиции наследственной знати были слабее, чем где-либо. Но и традиций централизованной власти там практически не было. Нужно было все создавать заново. Вот почему, когда представитель легистов из числа странствующих ши, выходец из царства Вэй (где он не был признан и его заслугами не пожелали воспользоваться), некий Вэй Ян - в будущем Шан Ян - прибыл в Цинь, правитель этого царства Сяо-гун внимательно его выслушал и взял к себе на службу. Следуя своему основному тезису, согласно которому главное для процветания государства - это успехи в земледелии и военном деле, новый министр начал свои реформы именно с этих сфер.

Реформы Шан-Яна.

В 4 веке до н.э. во многих древнекитайских царствах были проведены социально-политические реформы, направленные на окончательный слом изжившей себя системы общественных отношений. Инициаторами этих реформ были представители легистской школы, большинство которых пытались не только сформулировать свою точку зрения на методы решения социальных проблем современности, но и осуществить ее на практике. К 359 г. до н.э. относятся первые указы о реформах, подготовленные Шан Яном. Они предусматривали:

1. Введение нового территориального деления населения на «пятки» и «десятки» семей, связанных между собой круговой порукой;

2. Наказание тех, кто имел более двух взрослых сыновей, продолжавших жить под одной крышей со своими родителями;

3. Поощрение военных заслуг и запрещение кровной мести;

4. Поощрение занятий земледелием и ткачеством;

5. Ликвидацию привилегий представителей наследственной знати, не имевших военных заслуг.

Вторая серия реформ в Цинь относится к 350 г. до н.э. Было введено административное деление на уезды; жителям царства Цинь разрешалось свободно продавать и покупать землю. Все эти мероприятия наносили большой удар по традиционной системе социальной иерархии. Шан Ян поплатился за них смертью.

Реформы Шан Яна отвечали потребностям поступательного развития общества и стимулировали развитие рабовладения.

ФИЛОСОФСКИЕ «ШКОЛЫ» В КИТАЕ (ДАОСИЗМ, КОНФУЦИАНСТВО, ЛЕГИЗМ), ИХ РОЛЬ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЕ В 6-3 ВВ. ДО Н.Э.

Стремительный взлет философской мысли в Древнем Китае связан с 6-3 веками до н.э., когда изменения в социальном строе требовали осмысления важнейших принципов, лежавших в основе взаимоотношений между людьми. Было очень много идейно-нравственных течений, но наиболее крупными были:

1. Конфуцианство

2. Легизм

3. Даосизм

Конфуцианство - этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае, спустя 300 лет после смерти Конфуция. Учение конфуцианство оказало огромное влияние на развитие всей духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении свыше двух тысяч лет. Основы Конфуцианства были заложены в 6 в. до н. э. Конфуцием и затем развиты его учениками и последователями.

Главными в Конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством. Основным принципом конфуцианской этики является понятие жэнь ("гуманность") - высший закон взаимоотношений людей в обществе и семье.

Легизм - философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств), сформировавшаяся в IV–III вв. до н.э. Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра.

Даосизм - одна из основных религий Поднебесной. Религиозно-философское учение Даосизма сформировалось в Китае более 2000 лет назад. Основателем Даосизма считается китайский философ Лао-цзы.

 

 

ИМПЕРИЯ ЦИНЬ.

После проведения реформ Шан Яна царство Цинь превратилось в мощную державу. С этого времени циньские правители становятся на путь агрессии. Используя внутренние противоречия древнекитайских царств и их междоусобицы, циньские ваны захватывали одну территорию за другой и после ожесточенной борьбы подчинили себе все государства Древнего Китая. В 221 г. до н.э. Цинь завоевало последнее самостоятельное царство Ци на Шаньдунском полуострове. Циньский ван принял новый титул «хуанди» — император — и вошел в историю как Цинь Шихуанди — «Первый император Цинь». Столица царства Цинь Сяньян была объявлена столицей империи.

Цинь Шихуанди распространил на всю страну установления Шан Яна, создав военно-бюрократическую империю во главе с единовластным деспотом. В стране царил террор. Были ликвидированы уделы, провинции делились на уезды.

 «Цинь учредило рынки рабов и рабынь в загонах вместе со скотом; управляя подданными, всецело распоряжалось их жизнью», — сообщают древнекитайские авторы, усматривая в этом чуть ли не главную причину быстрого падения династии Цинь. Колоссальных затрат и человеческих жертв требовали далекие походы, сооружение Великой стены, ирригационных каналов, проведение дорог, широкое градостроительство, возведение дворцов и храмов, создание гробницы для Цинь Шихуанди — недавние раскопки вскрыли огромные масштабы этого подземного мавзолея. Тяжелейшие трудовые повинности легли на плечи основной массы рабочего населения.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 554; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!