ИНДИЯ В «БУДДИЙСКИЙ ПЕРИОД». ДЕРЖАВА МАУРЬЕВ.



«Буддийский период» Индии датируется следующим образом: 5-3 вв. до н.э.

Время возникновения и распространения буддийской религии. Распространение сельского хозяйства, культура риса. Земледелие развивалось трудно, так как климат был жаркий и отличался повышенной влажностью, почва была трудна для распашки. Появление в сер. I тыс. до н.э. монетной чеканки. Начало урбанизации. В военном деле лёгкие колесницы сменились тяжёлыми квадригами, применялась чаще конница и боевые слоны.

В сельских общинах медленно развивались частнохозяйственные отношения; главным субъектом хозяйства стала отдельная семья, и имущественная дифференциация создавала возможности частной эксплуатации в среде основной массы населения. Распространяются долговая кабала, продажа членов семьи и самопродажа в долговое рабство. Однако традиции общнной взаимопомощи тормозили этот процесс. Семья была патриархальной, была практика усыновления.

Формируется социальная группа крупных частных собственников, состоящая прежде всего из купцов, ростовщиков и верхушки ремесленных корпораций. Увеличилось количество рабов, своих рабов нередко имели и рядовые общинники. Однако рабство по-прежнему носило домашний патриархальный характер - непосредственно в производстве рабы использовались мало.

Держава Маурьев.

В IV-III в. до н.э. было создание общеиндийской державы Маурьев (317-180гг. до н.э.), со столицей в Паталипутре (её описал Мегасфен, прибывший ко двору к Чандрагупте). Борьба за влияние между знатью из государства Магадха - династия Нандов, и Чандрагупты (Сандракотт), который возглавил антимакедонское движение в период завоевательных походов Александра Македонского. Расцвет держава Маурьев достигла в сер. III в. до н.э. при внуке Чандрагупты Ашоке. Ашока объединил многие территории (от Кабула до Декана на Юге /не вошли южные районы Индостана), от устья Инда до устья Ганга. Покровительствовал буддизму как религии, поэтому проводил успешную миссионерскую деятельность, связанную с распространением буддизма.

Завоевание провинцией не уничтожило в них прежних династий. Власть царя была ограничена царским советом, состоящим из родственников царя и представителей наиболее знатных фамилий. Маурии покровительствовали буддизму - нетрадиционной тогда религии. Традиционны были жрецы-брахманы.

 

 

ИНДИЯ В «КЛАССИЧЕСКУЮ ЭПОХУ» (2 В. ДО Н.Э. – 5 В. Н.Э.). ДЕРЖАВА ГУПТОВ.

В начале II в. до н.э. последний представитель династии Маурьев был убит. С этого времени начался длительный период политической нестабильности и постепенного распада державы. Между тем Северо-Западная Индия испытывала мощный напор извне - вторжения иноземцев.

Первыми появились греко-бактрийцы. В индийской литературе о греках сохранилась память как о жестоких завоевателях. Вслед за ними в I в. до н.э. в Индию проникли восточно-иранские племена - саки (шаки). Образовалось несколько мелких индо-сакских государств. Сакские правители, установившие гегемонию над небольшими соседними царствами, начинали именовать себя "великими" и "царями царей".

На рубеже христианской эры некоторые области Северо-Западной Индии покорились парфянам. Среди индо-парфянских царьков наибольшей известностью пользовался правивший в Таксиле Гондофар. Позднейшая легенда повествует о том, что он был обращен в христианство апостолом Фомой. Индийские христиане впоследствии относились с особым почтением к святому Фоме. В легенде о его миссионерской деятельности, очевидно, нашли отражение активные связи между Индией и Римской империей.

Таким образом, при завоеваниях образовалось множество новых государств. Это отмечается и на найденных старинных монетах. Они содержали изображения богов стран завоевателей и надписи на различных языках. Но постепенно индийский язык начал преобладать.

Итак, в этот период происходило становление независимых государств.

Рассматриваемый период был временем расцвета древнеиндийской экономики. Индийцы научились плавить высококачественную сталь, которая славилась не только в ближайших странах, но и в далеком Средиземноморье. Крепости строились уже не из дерева, а из кирпича и камня, для их штурма использовались стенобитные машины и другие военные механизмы.

О социальном строе Индии можно составить лишь самое общее представление, анализируя сохранившиеся литературные памятники. Основу социальной организации древнеиндийской деревни составляла соседская община. Вероятно, она имела те или иные особенности в различных районах страны, но источники позволяют представить лишь тот тип общинной организации наиболее развитых районов Северной Индии, который сложился к концу древности.

В 4-5 веках новый подъем переживала Магадха под властью династии Гуптов. Расцвет Гуптской державы относится ко времени правления Чандрагупты 2, но уже вскоре после его смерти усилилась тенденция к ее распаду. Ослабленное внутренними усобицами государство не смогло противостоять внешним угрозам. Описание политической истории большинства древнеиндийских государств основано на случайно сохранившихся источниках, главным образом немногочисленных царских надписях. Запечатленные в них отдельные яркие эпизоды не всегда могут быть представлены в ряде последовательных событий. Да и сама политическая ситуация отличалась крайней нестабильностью.

Конец эпохи характеризуется ростом крупного землевладения. Деревни - путем пожалований или покупки - переходили в собственность монастырей, храмов и отдельных брахманов. Владельцами селений могли стать и разбогатевшие купцы. Сосредоточившие в своих руках землю деревенские старосты из представителей самоуправления превращались в мелких помещиков, в деревне распространялись кабальное должничество и аренда. Эти процессы роста крупного землевладения и расширения крестьянской зависимости в конце периода древности в историографии рассматриваются как главные признаки перехода к новому периоду - средневековью.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 1243; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!