ДРЕВНЕЙШАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ИРАНА. ДРЕВНИЙ ЭЛАМ.



Благоприятные природные условия способствовали раннему переходу племен, населявших территорию Западного Ирана, к земледелию и скотоводству.

К началу III тысячелетия до н. э. в Эламе возникли раннегосударственные объединения. Столицей одного из этих объединений стали Сузы.

Система управления. В III—II тысячелетиях до н. э. выработалась характерная для эламитов система государственной организации. Наряду с верховным правителем всей страны, который носил шумерский титул суккалмах («великий посланец»), государством управлял его заместитель — суккал («посланец»). На третьей ступени государственной иерархии стоял наместник или царь города Сузы. Более мелкими областями управляли «отцы» (адда), подчинявшиеся верховной власти суккалмаха.

Для царских семей Элама были характерны браки с сестрами и левират, согласно которому после смерти царя его брат и преемник женился на вдове умершего и тем самым получал право на престол.

Значение: Браки с сестрами, левират и управление государством тремя лицами — характерные черты эламского общества, отражающие архаические элементы общественной жизни, пережитки родоплеменного строя.

Начиная с XIII в. до н. э. царский престол стали передавать по наследству от царя к его старшему сыну, т. е. по отцовской линии. Шло формирование централизованной монархии.

Эламское общество. Существовали хозяйства двух типов:

· Сельские общины, куда входили все свободные люди независимо от их родственных уз. Позже им на смену пришли большесемейные общины, члены которых были связаны родственными узами. Эти общины коллективно владели землей, сообща обрабатывали ее и затем делили доходы между своими членами.

· Царские и храмовые хозяйства. Храмы были собственниками крупных земельных владений, а также занимались торговыми и ростовщическими операциями, отдавая в долг под проценты деньги, зерно и т. д.

Важно: В Эламе в отличие от Вавилонии и многих других стран Древнего Востока женщина занимала высокое социальное и экономическое положение.

Культура Элама. Эламиты создали пиктографическое (рисуночное) письмо, на смену которому пришло линейное слоговое письмо.

Господствующее место в идеологической жизни эламитов занимала религия. Во главе эламского пантеона стояла Пинекир («Великая богиня»), которую считали матерью богов. Ее культ свидетельствует о сохранении значительных матриархальных пережитков в жизни эламского общества.

Эламиты владели следующими ремеселами:

· Изготовление керамики (помощью гончарного круга)

· Литье из металла (топоры и булавы)

Вывод: Эламская цивилизация оказывала значительное влияние на племена других областей Ирана, развивавшихся в условиях первобытнообщинного строя.

 

МИДИЙСКОЕ ЦАРСТВО В VIII – VI ВВ. ДО Н.Э.

Мидия занимала территорию Северо-Западного Ирана. Западная часть страны, охватывавшая районы горных хребтов Загроса у границ с Ассирией, позднее, в античной историографии, получила название Мидия Атропатена. К востоку от Атропатены простиралась равнинная часть Мидии.

В настоящее время считается, что предками ираноязычных племен были скотоводы Восточной Европы, откуда часть их направилась через Кавказ и вдоль побережья Каспийского моря в Иран и Среднюю Азию. С процессами расселения ираноязычных племен и ассимиляцией ими местного населения — связано широкое распространение могил вооруженных всадников.

Возникновение и расцвет Мидийской державы. В 673 г. до н. э вспыхнуло восстание против ассирийского ига, которое возглавил один из мидийских вождей по имени Каштарити (Геродот называет его Фраорт).

К середине VII в. до н. э. Мидия стала крупным государством Древнего Востока

В 625 г. до н. э. царем Мидии стал сын Каштарити – Киаксар.

Киаксар расширял границы своего государства за счет южных и восточных соседей. Была лишена независимости Персия, удалось захватить также Парфию и Гирканию, расположенные к юго-востоку от Каспийского моря. В конце 590-х гг. мидийцы подчинили своей власти Урарту ликвидировали Скифское царство в Сакасене и покорили Манну.

В 585 г. до н. э. Киаксар умер, оставив в наследство своему сыну Астиагу, последнему царю Мидии (585— 550 гг. до н. э.), большую и могущественную державу, подчинившую своей власти также Элам, ранее находившийся в зависимости от Вавилонии. Это привело к резкому ухудшению отношений между Вавилонией и Мидией, и бывшие союзники начали готовиться к войне, еще не подозревая о том, что вскоре им поодиночке придется обороняться от нового могущественного врага. Этим врагом были персы, которые восстали против Мидии и в 550 г. до н. э. захватили ее.

В настоящее время наука еще не располагает достаточными данными для исследования социального строя и государственной структуры индийского общества, поскольку Мидия в археологическом отношении все еще недостаточно изучена и архивы индийских городов пока не раскопаны.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 498; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!