Социально-политические воззрения



Уже в абстракциях кантовской этики с ее по­ нятиями моральной автономии и достоинства лич­ ности нашли свое идейное выражение противоре­ чия реальной общественно-исторической жизни. Абстрактный и формальный принцип кантовской морали возник как попытка философского осозна­ ния реальных фактов политической жизни. К тому же самому периоду, в течение которого Кант разработал основные свои труды по этике —

«Основы метафизики    нравственности»   (1785),

«Критика практического разума» (1788),— отно­ сится работа Канта над сочинениями и статья­ ми, в которых он изложил свою теорию права и государства, а также принципы философии исто­ рии: «Идея всеобщей истории во всемирно-граж­ данском плане» (1784), «К вечному миру» (1795), «Метафизические начала учения о праве» (1797).

И моральные, и правовые, и политические воз­ зрения Канта сформировались — мы уже знаем


это — под сильным влиянием идей французского и английского Просвещения, в особенности под влиянием идей Руссо.

Вслед за Руссо Кант утверждает: «Законода­ тельная власть может принадлежать только объ­ единенной воле народа. В самом деле, так как вся­ кое право должно исходить от нее, она непремен­ но должна быть не в состоянии поступить с кем- либо не по праву. Но когда кто-то принимает решение в отношении другого лица, то всегда су­ ществует возможность, что он тем самым поступит с ним не по праву; однако такой возможности ни­ когда не бывает в решениях относительно себя самого (ибо volenti non fit iniuria). Следо­ вательно, только согласованная и объединенная воля всех в том смысле, что каждый в отношении всех и все в отношении каждого принимают одни и те же решения, стало быть только всеобщим образом объединенная воля народа, может быть законодательствующей»39.

Из этого положения Кант вывел отрицание ка­ ких бы то ни было наследственных сословных преимуществ: «Наследственное же дворянство — звание, предшествующее заслуге и не дающее ни­ каких оснований надеяться на такую заслугу,— есть пустое порождение мысли, не имеющее ни­ какой реальности. В самом деле, если предок имел какую-нибудь заслугу, он ведь не мог передать ее по наследству своим потомкам: последние сами должны были иметь какие-нибудь заслуги; при­ рода не устроила так, чтобы талант или воля, которые делают возможными заслуги перед госу­ дарством, могли быть прирожденными. Итак, по­ скольку ни о ком из людей нельзя допустить, что он откажется от своей свободы, то невозмож­ но, чтобы всеобщая воля народа дала согла­ сие на такую необоснованную прерогативу, а стало быть, и суверен не может притязать на

нее»40.

 

39 Иммануил Кант. Сочинения в шести томах, т. 4, ч. 2. М., 1965, стр. 234.

4 0 Там же, стр. 253.


Существующее деление на государя, дворянство и народ со временем должно уступить место де­ лению на главу государства и народ. Но, по закону свободы, главой государства может быть — таково убеждение Канта — только народ. Поэтому единст­ венно согласным с требованием свободы и един­ ственно правомерным Кант признал республикан­ ское устройство государства. Напротив - конститу­ ционная монархия, ограниченная народным пред­ ставительством, есть, по Канту, только иллюзия, прикрывающая в действительности  деспотизм:

«...Суверен действует через своего министра одно­ временно и как правитель, стало быть, деспоти­ чески, и иллюзия, будто народ может через своих уполномоченных представлять ограничивающую власть (в то время как он, собственно, имеет только законодательную), не способна замаскиро­ вать деспотию настолько, чтобы она не прогляды­ вала в средствах, которыми пользуется министр»  41.

Однако, развивая вслед за Руссо идею о вер­ ховной власти народа, Кант — в полном противо­ речии с этой идеей — утверждает, что суверени­ тет народной  власти,  во-первых, неосуществим, а во-вторых, по отношению к существующей фак­ тически власти державная в принципе народная воля должна быть в полном подчинении. Идеалу народовластия  Руссо Кант противопоставляет принцип Гоббса — принцип неограниченных пол­ номочий верховной власти. Для народа, который находится под  действием  гражданского         закона, рассуждения о способе происхождения существую­ щей верховной власти Кант признал бесцельными и даже угрожающими государству опасностью раз­ рушения: «...Надо повиноваться ныне существую­ щей власти, каково бы ни было ее происхожде­ ние»42 . Неотъемлемые права, принадлежащие на­ роду, могут состоять практически только в праве легальной критики всегда возможных ошибок го­ сударственной власти.

 

41 Иммануил Кант, Сочинения в шести томах, т. 4, ч. 2, стр. 241—242.

4 2 Там же, стр. 241.


Каким образом в учении Канта могло совме­ щаться признание суверенитета народной воли с признанием неограниченных полномочий факти­ чески существующей государственной власти?

Причина этого явления — не в личной слабо­ сти мышления Канта. Над Кантом тяготели иллю­ зии, характерные для всей общественной мысли немецких    бюргеров конца XVIII и         начала XIX в. Кант не просто усвоил политические идеи французского буржуазного либерализма. Француз­ ский либерализм, как показали в «Немецкой идео­ логии» Маркс и Энгельс, основывался «на дейст­ вительных классовых интересах...» В основе теоре­ тических мыслей французской буржуазии «лежали материальные интересы и воля, обусловленная и определенная материальными производственными отношениями»43. Напротив, в Германии, где бур­ жуазия еще не сложилась во времена Канта в класс, объединенный общим классовым материаль­ ным интересом, теоретические идеи французского либерализма не могли быть выражением реальных интересов, как это было во Франции. Поэтому Кант оторвал идеи и принципы французского ли­ берализма от выражаемых ими интересов. Идея верховной власти, принадлежащей народу, идея неотъемлемых принадлежащих народу прав пре­ вратилась в учении Канта в идею «чистого прак­ тического разума», в чисто моральную идею, ко­ торая была противопоставлена эмпирической и исторической действительности.  Идея  эта    была провозглашена неосуществимой. За народом в дей­ ствительности была признана лишь обязанность беспрекословного повиновения властям предержа­ щим. По словам Маркса и Энгельса, Кант «пре­ вратил материально мотивированные определения воли французской буржуазии в чистые самоопре­ деления «свободной воли», воли в себе и для себя, человеческой воли, и сделал из нее таким образом чисто идеологические определения понятий и мо­ ральные постулаты»44.

 

43 К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 3, стр. 184,

4 4 Там же.


Тем же противоречием пронизано и отношение Канта к величайшему современному ему истори­ ческому событию — Французской буржуазной ре­ волюции.

Когда во Франции началась буржуазная рево­ люция, Канту было уже 65 лет. В условиях не­ мецкой цензуры Кант никогда не мог полностью высказать свое отношение к этому событию. Ре­ акция, усилившаяся в Пруссии в царствование Фридриха-Вильгельма II, принесла Канту опалу за опубликованное им сочинение о религии и, несомненно, повлияла на формулировки кантов- ской теории права. Но при Фридрихе-Вильгель­ ме III — в последнем своем сочинении «Спор фа­ культетов» (1798) —Кант осмелился более свобод­ но изложить свое понимание значения Француз­ ской революции.

В § 6 второго раздела этого сочинения Кант признает, что каков бы ни был исход Француз­ ской революции и как бы ее ужасы и «злодея­ ния» ни отталкивали «благомыслящего человека» от повторения подобного «эксперимента»,— все же революция эта находит во всех наблюдателях, если только они сами не замешаны в ход ее со­ бытий,— участие, граничащее с «энтузиазмом». Участие это Кант выводит из морального распо­ ложения, свойственного человеческому роду. Это расположение имеет причиной неотъемлемое пра­ во народа устанавливать государственное устрой­ ство, которое ему самому представляется хоро­ шим. Однако это определяемое самим народом устройство может быть, по Канту, хорошим в правовом и моральном отношении только при ус­ ловии, если оно отказывается от захватнической, агрессивной войны. Такое устройство по своей идее может быть, утверждает Кант, только рес­ публиканским. С его установлением война — этот источник всяческих зол и порчи нравов,— не­ смотря на всю испорченность человеческого рода, может быть предотвращена, и таким образом (хотя бы в качестве отрицательного условия) может быть обеспечено поступательное движение к луч­ шему.


Кант отнюдь не был того мнения, что суще­ ствующее в обществе положение вещей не может быть никоим образом изменено. Он решительно отвергал мнение, согласно которому улучшение общественных и правовых установлений признает­ ся теоретически желательным, но практически неисполнимым. Кант отвергал рассуждения не­ мецких крепостников, будто народ «не созрел для свободы». При такой предпосылке,— возражает Кант,— свобода никогда и не наступит, ибо для нее нельзя созреть, если предварительно не вве­ сти людей в условия свободы (надо быть свобод­ ным, чтобы иметь возможность целесообразно пользоваться своими силами на свободе).

Но признавая, таким образом, возможность из­ вестного прогресса в общественно-политических и правовых учреждениях, а также в этических отно­ шениях между людьми, Кант в то же время по­ лагал, будто этот прогресс возможен лишь до известных — и притом очень тесных — границ. На­ блюдая печальное состояние современного ему об­ щества и его нравы, Кант пришел к глубоко оши­ бочному и по сути реакционному выводу, будто человеческий род по самой своей сущности зол, испорчен и что будто эти его качества врожде- ны ему и не могут быть ни изменены, ни исправ­ лены ни при каком изменении общественных от­ ношений и политических учреждений. «Мир во зле лежит» — таково исходное положение, которым начинается кантовское сочинение «Религия в пре­ делах только разума». Это положение Кант заим­ ствует из богословия, превращая его в один из устоев своей философии. Кант утверждает, что мнение, согласно которому жизнь изменяется от худого к лучшему, не могло возникнуть из опы­ та: «...история всех времен слишком сильно го­ ворит против этого мнения. Скорее, это только добродушное предположение моралистов от Се­ неки до Руссо»45 .

 

 

45 Иммануил Кант. Сочинения в шести томах, т. 4, ч. 2, стр. 21.


Из этого своего тезиса Кант извлекает ряд дале­ ко идущих выводов. Он отрицает возможность уст­ ранения противоречий и язв общественной жизни посредством революционного переустройства обще­ ства.

Кант признает, как мы видели выше, обоснован­ ность правовых идей французской буржуазной ре­ волюции для французского общества. Но он, во- первых, отрицает возможность и правомерность подобной же революции для Германии. Во-вто­ рых, даже признавая обоснованность революцион­ ных правовых идей для Франции, он отвергает революцию как таковую. Никакая революция, ут­ верждает Кант, не может усовершенствовать мо­ ральную сущность человека и освободить челове­ ческую природу от «радикально злого» начала, во власти которого человек будто бы находится и всегда должен будет оставаться.

Больше того, Кант признал неизбежным и не­ устранимым противоречие между эмпирическим порядком мира и нравственной сущностью чело­ века. Эмпирический порядок мира таков, что в этом мире никакое моральное поведение человека не может быть гарантией ни его счастья, ни — что для Канта гораздо важнее — морального удов­ летворения. Опыт показывает, говорит Кант, что между нравственным качеством поведения от­ дельного человека и нравственным порядком, какой обнаруживается в общественно-исторической жиз­ ни людей, нет и не может быть никакого соот­ ветствия, никакой гармонии.

В то же время Кант полагал, что голос сове­ сти не позволяет человеку, достигшему нравствен­ ного самосознания, признать, будто нравственные требования, о которых свидетельствует это созна­ ние, могут остаться неудовлетворенными. А так как Кант утверждал невозможность их удовлет­ ворения в мире опыта, в эмпирической реально­ сти, в эмпирическом порядке мира, то для него оставался только один выход: признать, что нрав­ ственное удовлетворение, невозможное в пределах чувственного мира природы и опыта человеческой жизни, возможно в ином мире — в мире надопыт-


ном,  в  мире   умопостигаемом  («интеллигибель­ ном»), в мире «вещей в себе».

Утверждать, как это делал Кант, будто основ­ ные противоречия и конфликты человеческой жизни могут быть разрешены только в потусто­ роннем мире, значило признать неосуществимость надежд на лучшее устройство человеческой жизни, завоевываемое самим человеком, его обще­ ственной практикой, его революционной и рево- люционизирующей мир деятельностью и борьбой. Догма богословия и догма Канта о первородном радикальном зле вела к прямому отрицанию всех революционных способов разрешения антагониз­ мов общественной жизни. И тот факт, что Кант интерпретирует догматы протестантизма в духе отвлеченных идей собственной этики, есть факт совершенно второстепенный в сравнении с тем, что объединяет философские абстракции религии Канта с догмами протестантского вероисповеда­ ния. И те и другие обосновывают посредством религии отрицание революции как средства и ору­ дия исторического прогресса.

 

6.1. Учение о праве и государстве

В согласии с общим духом своей философии Кант стремится установить априорный источник основоположений права и государственного обще­ жития, пытаясь найти его в синтетических осно­ воположениях разума. Еще более педантично и резко, чем это было в морали, Кант в учении о праве отделяет вопрос о содержании правовых отношений и действий от вопроса об их форме и об условиях их мыслимости в качестве априор­ ных основоположений.

Согласно Канту, право и определяемые правом обязанности регулируют только внешние отноше­ ния между людьми без какого бы то ни было от­ ношения к содержанию практических действий и, стало быть, регулируют их со стороны одной лишь формы. Коренным вопросом, относящимся к фор­ ме правовых отношений, Кант считает вопрос о том, в какой степени личный произвол одного


человека может быть согласован со свободой дру­ гих лиц. Вопрос этот имеет для Канта особое значе­ ние потому, что внешняя свобода, или независи­ мость от воли других, есть, по Канту, прирожден­ ное и неотчуждаемое право человека.

При обсуждении этого вопроса выясняется, что в центре внимания Канта стоит вопрос о праве приобретения. По мнению Канта, понятие приоб­ ретения, или присвоения, не может быть ни ана­ литически выведено из одних понятий рассудка о праве, ни эмпирически обосновано путем ссыл­ ки на простой факт физического владения. Прав­ да, в случае посягательства на предмет, которым я владею, понятие о личной неприкосновенности может быть основой для аналитического вывода о неправомерности направленного против моей лич­ ной свободы действия. Однако такое понятие, ут­ верждает Кант, не есть еще правовое понятие присвоения. Последнее может быть установлено, с точки зрения Канта, лишь путем априорного синтетического суждения, в котором понятие о внешнем предмете связывается с понятием о че­ ловеческой свободе, но не извлекается из этого последнего аналитически. Таким априорным син­ тетическим суждением будет, по Канту, постулат практического разума, согласно которому каждое лицо вправе присвоить себе любой предмет, если только этим не нарушается свобода других лиц.

Постулат этот Кант провозглашает независя­ щим от эмпирических условий пространства и вре­ мени, умопостигаемым формальным отношением, которое одно лишь может быть основой юридичес­ ких определений.

Однако в оболочке этого формального понятия о праве Кант выразил ряд положений, которые выходили за пределы чисто формальных отноше­ ний и указывали на реальную основу правовых воззрений Канта — на противопоставление бур­ жуазного «правопорядка» феодальному бесправию и произволу. По мысли Канта, чисто эмпириче­ ский факт владения сам по себе, в силу своей абсолютной случайности, никогда не может еще


заключать в себе основы для признания права на фактическое владение со стороны других лиц; под­ линно правовое основание владения может заклю­ чаться только в коллективной воле всех членов общества, признаваемой обязательной для каждо­ го лица в отдельности. Такое состояние общест­ ва, при котором над каждым лицом господствует общая, всеми признаваемая воля, Кант называет гражданским состоянием, или порядком. Кант отвергает разработанное политическими писате­ лями XVII в. понятие о естественном состоя­ нии, необходимо предшествующем состоянию гражданскому. С его точки зрения, невоз­ можно находиться в естественном состоянии, не нарушая, уже в силу одного лишь пребыва­ ния в этом состоянии, прав других. Поэтому хотя право присвоения и владения может быть мысли­ мо теоретически и за границами гражданского об­ щества, но только внутри гражданского состояния оно может быть непререкаемо обеспечено.

При всей мелочности и зачастую даже явном филистерстве, каким характеризуется кантовская разработка понятий частного права, узакониваю­ щая фактические отношения частного владения и даже приравнивающая брачные отношения к бур­ жуазным отношениям владения, над всей право­ вой концепцией Канта господствует юридическая идея совокупности владения. По разъяснению Канта, последнее основание этой идеи — веление практического разума, согласно которому каждый живущий в обществе человек должен повиновать­ ся правовому порядку, определяющему право каж­ дого общим для всех законом.

Мысль эта господствует над всей кантовской теорией государства. В этом учении Кант особенно близок к идеям Руссо о суверенных правах на­ рода. Именно здесь понятие о совокупном владе­ нии, положенное в основу частного права, расши­ ряется до понятия о державной соединенной воле всех лиц, образующих народ, организованный в государство. Только такая воля может быть, по мнению Канта, источником законов в правовом государстве. В нем каждое лицо обладает правом


голоса, т. е. правом участия в общем решении, и в то же время само этому решению повинует­ ся. Кант отклоняет, как бессодержательное, опре­ деление свободы, по которому свобода есть право делать все, что угодно, если при этом не нарушается чужое право. Согласно Канту, гражданская свобода есть право лица повиновать­ ся только тем законам, на которые само же это лицо изъявило согласие. Понятая в этом смыс­ ле свобода должна быть неотчуждаемой принад­ лежностью каждого гражданина государства. Столь же неотчуждаемой принадлежностью гражданина Кант признает равенство. По Канту, гражданское равенство есть право признавать в качестве выс­ шего над собой только того, кого мы в свою оче­ редь можем обязать ко всему тому, к чему он сам нас обязывает.

Оглядываясь на действительное положение ве­ щей в современном ему государстве, Кант отда­ вал себе ясный отчет в несоответствии между своим понятием о свободе и равенстве и реаль­ ностью. Но он был далек от мысли о практиче­ ском вмешательстве в существующее положение вещей и об его изменении. В установленном им понятии об активном и пассивном гражданстве Кант даже защищает фактическое неравенство, утверждая, будто все лица, по своему имущест­ венному, семейному и социальному положению подчиненные другим, не должны иметь права по­ дачи голоса и участия в решении государствен­ ных вопросов.

И все же даже эти пассивные граждане, по утверждению Канта, сохраняют за собой формаль­ ные свободу и равенство, так как и они имеют право требовать, чтобы распространяемые на них и устанавливаемые без их участия законы не про­ тиворечили их неотчуждаемым правам.

У Руссо Кант почерпнул также идею разде­ ления властей.

Согласно «закону свободы», главой государства может быть только сам народ. Но отношение на­ рода как главы государства к тому же народу как совокупности подданных осуществляется, по


Канту, в тройственном делении властей: на власть

1) законодательную, 2) исполнительную (или правительственную) и 3) судебную. Единственно отвечающим условиям свободы Кант считает рес­ публиканский государственный строй. Однако в отличие от Руссо, стоявшего за всеобщее непо­ средственное изъявление законодательной воли на­ рода, Кант в качестве наилучшего устройства рес­ публики предлагает форму представительной, парламентарной республики.

Этому учению о праве, государстве и отвечаю­ щем «закону свободы» наилучшем типе государ­ ственно-правовой организации общества не соот­ ветствует, утверждает Кант, никакое из сущест­ вующих государств. Поэтому в области учения о праве, так же как и в области учения о морали, возникает противоречие между тем, что должно быть, но чего на деле нет, и тем, что есть, но чего не должно быть.

Противоречие это в вопросах организации об­ щества и государства принимает особенно острый характер. Кант хорошо знал, что он живет не в том государстве, идею которого он разработал в

«Метафизических началах учения о праве». На са­ мом себе он испытал, насколько призрачна и не­ прочна была свобода мысли в прусском королевст­ ве, насколько далеки были взгляды и действия властей от «правовых действий согласно закону свободы».

 

6.2. Философия истории

Несмотря на убеждение Канта в изначальном несовершенстве человека, он не стал пессими­ стом во взглядах на исторический прогресс. На­ блюдаемое им противоречие между действитель­ ностью и идеалом внушило ему одну из самых плодотворных в его философии мыслей — мысль о закономерности всемирно-исторического процес­ са и о роли противоречий в общественном разви­ тии. Мысль эта развита в работе Канта «Идея всеобщей истории». Хотя наблюдения, по види­ мому, показывают, что действия отдельных людей

4 В. Ф.  Асмус                     97


и целых народов определяются частными, случай­ ными, между собой не согласованными и даже противоположными влечениями, отсюда нельзя еще заключать, говорит Кант, будто в историче­ ском развитии человечества в целом господствуют лишь произвол и случайность. Уже простые ста­ тистические исследования показывают, что даже в наиболее случайных действиях людей, зависящих от индивидуальных обстоятельств и побуждений, обнаруживается закономерность. При всей неуло­ вимой «капризности» каждого индивидуального случая среднее их число, например число рожде­ ний, смертей, браков в данной местности, год от года остается приблизительно постоянным.

То же наблюдается в истории. До тех пор пока мы ограничиваемся наблюдением поступков и дей­ ствий отдельных лиц и даже отдельных народов, историческая жизнь человечества внушает впечат­ ление случайного сплетения разнородных побуж­ дений и связанных с ним событий. Но это не исключает возможности усмотрения в них некото­ рой общей руководящей цели движения. Для ура­ зумения этой цели необходимо, учит Кант, пе­ ренести в исследование исторической жизни те­ леологическое понятие о развитии существ орга­ нической природы.

Телеологическая точка зрения показывает, что все органы и способности, которыми природа снаб­ жает живое существо, предназначаются, по обще­ му правилу, для всестороннего и целесообразного развития. В природе немыслим орган, не имеющий назначения.

Аналогичное отношение может быть открыто, по мысли Канта, и в истории человечества. И здесь в хаотической случайности и в кажущейся нецеле­ сообразности частных действий и событий прояв­ ляется некая общая всем участникам движения и всему процессу разумная цель. Однако цель эта не может быть полностью раскрыта в каждом особом случае, в жизни и в судьбе каждого от­ дельного лица. Целесообразное и всестороннее раз­ витие всех присущих человеку разумных сил и способностей достижимо, с точки зрения Канта,

98


только во всем человеческом роде в целом, но не в отдельных, составляющих этот род, индиви­ дах.

Осуществление разумной цели исторического движения не есть, по Канту, дело какой-то по­ сторонней и внешней по отношению к человече­ ству силы. Человек сам должен осуществить эту цель, пользуясь способностями, которые даны ему его природой. Природа хотела, утверждает Кант, чтобы человек разделял только то счастье и бла­ госостояние, которое он сам создает посредством своего собственного разума.

Каким же образом возможно осуществление че­ ловеческим родом разумной цели своего сущест­ вования? В ответе на этот вопрос Кант обнару­ живает большую проницательность и глубину мыс­ ли. С его точки зрения, именно те трудности и противоречия, которые (если их рассматривать как условия жизни и действия отдельного лица) кажутся неодолимым препятствием для достиже­ ния разумной цели существования, являются ус­ ловием возможности развития и совершенствова­ ния всего человеческого рода в целом. Природа воздвигла неисчислимые затруднения на пути раз­ вития человека. Она не дала ему ни рогов быка, ни львиных когтей, ни собачьих зубов, но одни лишь руки. Нахождение крова, внешней безопас­ ности и защиты, все развлечения, которые могут сделать его жизнь приятной, его предусмотри­ тельность и ум, даже его добрая воля — все это должно быть исключительно делом его рук. Похо­ же на то, думает Кант, будто природа имела в виду не столько благосостояние человека, сколько его разумное самоуважение. Наделив человека крайне скупо и строго приспособлениями внешней организации, она рассчитала их лишь для удов­ летворения необходимейших потребностей начи­ нающегося существования. Она позаботилась не о наилучшем устройстве его жизни, а о доставлении ему возможности достигнуть такой степени совер­ шенства, когда человек благодаря своему собст­ венному поведению делается достойным благоден­ ствия.


Цель, учит Кант, осуществляется не в жизни данного лица или поколения, но лишь в прогрес­ сирующем развитии рода, в длинном ряде поко­ лений. Как принадлежащий к классу разумных животных человек смертен, но человеческий род в целом бессмертен. Старшие поколения появля­ ются на арене развития только для того, чтобы свое трудное дело завещать следующим за ними поколениям.

Условием исторического процесса является здесь противоречие, состоящее в том, что поколе­ ния, подготавливающие своим трудом и страдания­ ми достижение разумной цели, сами не могут уже участвовать в результатах своего дела и разделять подготовленное ими счастье.

Как ни удивительно это противоречие, оно, по Канту, совершенно необходимо. Более того, про­ тиворечивый характер средств, путем которых осу­ ществляется цель исторического движения, состо­ ит не только в противоречии между трудностями и страданиями старших и благоденствием — в от­ даленном будущем — младших поколений. Про­ тиворечие это обнаруживается и в каждый дан­ ный момент, на каждой данной ступени развития. Средством, которым природа пользуется для того, чтобы довести до надлежащего состояния разви­ тие всех человеческих дарований, является, соглас­ но Канту, антагонизм, т. е. «недоброжелательная общительность» людей, их склонность одновремен­ но и вступать в общество и, живя в нем, ока­ зывать противодействие, угрожающее обществу разложением 46 .

В антагонизме этом Кант видит не только не­ обходимость, но вместе с тем и условие дости­ жения разумной цели исторического развития. Без антагонизма и связанных с ним страданий не было бы никакого развития и никакого совершенство­ вания. С проявлением этого антагонизма начи­ наются первые истинные шаги от невежества к культуре. Без антипатии, порождающей антаго-

 

46 Иммануил Кант. Сочинения в шести томах, т. 6. М. 1966, стр. 11.


низм, в условиях совершенного согласия, умерен­ ности и взаимной любви, говорит Кант, все та­ ланты остались бы сокрытыми в их зародышах: аркадские пастухи, столь же кроткие, как пасо­ мые ими овцы, едва ли добились бы существова­ ния более достойного, чем существование их домашних животных, и самые превосходные даро­ вания человечества прозябали бы всегда неразви­ тыми.

Природа при этом оказалась умнее челове­ ка,— утверждает Кант. Человек хочет согласия, но природа, которая лучше знает, что хорошо для его рода, пожелала раздора. Человек желает жить в покое и умеренности, но природа пожелала, что­ бы он вышел из состояния бездеятельного доволь­ ства и беспечности, отдался труду и страданиям и таким путем нашел средство разумного избав­ ления от них.

Таким образом, действующий в истории антаго­ низм оказывается, согласно Канту, условием изме­ нения человека и человеческого общества к луч­ шему. Только через развитие сил, которые кажут­ ся источником недоброжелательства и взаимного противодействия, возможно достижение величай­ шей задачи человеческого рода — всеобщего пра­ вового гражданского состояния. Задача эта пред­ полагает для своего решения установление пра­ вового порядка не только в границах отдельных обществ, но также и установление разумных внеш­ них политических отношений, охватывающих все человечество в целом. Подобно тому, как своеко­ рыстные, антагонистические действия отдельных лиц ведут в конечном счете через многие поко­ ления к установлению правового общежития, учит Кант, так и войны и антагонизм между отдель­ ными государствами и группами государств долж­ ны смениться — в отдаленном будущем — вечным миром и правовым порядком, гармонически регу­ лирующим отношения между всеми государства­ ми мира.

В работах «К вечному миру» и «Идея всеоб­ щей истории» Кант доказывает неизбежность на­ ступления вечного мира.


Суждения Канта по этому вопросу противоре­ чивы.

Кант хорошо понимал, какое зло представляет война для общественной жизни. Должно при­ знать,— писал Кант,— что величайшие бедствия, терзающие культурные народы, суть последствия войны, а именно последствия не столько происхо­ дящей ныне или происходившей, сколько неосла­ бевающего и даже беспрерывно увеличивающего­ ся приготовления к будущей. На это тратятся все силы государства, все плоды его культуры, кото­ рые могли бы употребляться для еще большего распространения последней; свободе наносятся во многих местах весьма чувствительные удары, и ма­ теринская заботливость государства о единичных членах выражается в неумолимо суровых требо­ ваниях, которые оправдываются также интересами внешней безопасности.

Но хорошо понимая все размеры зла, какое представляет в жизни общества война, Кант и в этом вопросе исходит из своего ошибочного убеж­ дения в изначальной порочности человеческого рода. Именно в ней Кант видит причину войны. Поэтому он утверждает, будто на той ступени культуры, какой достигло современное человече­ ство, война является неизбежным средством, спо­ собствующим его прогрессу; и только («бог знает когда») при достижении наивысшего предела про­ гресса, неизменный мир мог бы быть для нас благотворным, и только тогда он был бы единст­ венно возможен.

Однако Кант утверждает, что практическая ра­ бота, направленная на установление вечного мира между государствами, отнюдь не призрачна, хотя полной теоретической гарантии наступления этого мира в будущем не существует.

По Канту, сама природа — через порожденный ею механизм человеческих склонностей — гаран­ тирует возможность вечного мира. Одно лишь по­ нятие международного права, утверждает он, не оградило бы людей от насилия и войны. С дру­ гой стороны, Кант решительно отвергает и ту, су­ ществовавшую уже в его время теорию, согласно


которой для наступления вечного мира будто бы необходимо, чтобы одно из государств, оказавшее­ ся в ходе борьбы самым могущественным, погло­ тило все остальные и таким образом устранило бы условия для возникновения новых войн. Уже в сочинении о религии Кант доказывал, что та­ кая «универсальная монархия» есть учреждение, в котором всякая свобода должна погаснуть, а вместе с нею (как ее следствия) добродетель, вкус и наука. По словам Канта, это чудовище (в котором законы мало-помалу теряют свою силу), когда оно проглотит все соседние государ­ ства, в конце концов распадается само собой. Оно разделяется на много маленьких государств, ко­ торые вместо того, чтобы стремиться к союзу го­ сударств (к республике свободно соединенных в союз народов), снова в свою очередь начинают ту же самую игру, чтобы война («этот бич челове­ ческого рода») никогда не прекращалась.

И все же проблема вечного мира, по Канту, разрешима, ибо дело идет не о моральном улуч­ шении людей, а только о том, как можно было бы направить противоречие, возникающее из немирных побуждений, чтобы люди сами заставили друг друга осуществить состояние мира. Кант утверждает, что самыми эгоистическими склонно­ стями людей разум может воспользоваться как средством, чтобы осуществить свою собственную цель — предписание права, и этим способствовать внешнему и внутреннему миру.

Эгоистическими склонностями, способными при­ вести к подобному — благоприятному для дела вечного мира — результату, Кант считает эконо­ мические выгоды международной торговли. Имен­ но ввиду этих взаимных выгод государства мо­ гут, по Канту, почувствовать себя вынужденны­ ми (разумеется, не из моральных побуждений) содействовать благородному миру и, где бы война ни угрожала вспыхнуть, предотвращать ее своим посредничеством.

Сопоставляя эти мысли с рассуждениями ны­ нешних апологетов агрессии и империалистиче­ ской войны, мы видим воочию всю степень мо­


рального и теоретического падения современного класса капиталистов.

Историческая плодотворность идей, намеченных Кантом в его философско-историческом учении, бесспорна. «Идея всеобщей истории» заключает в зародыше ряд положений, которые были впослед­ ствии развиты в философско-исторических теори­ ях Фихте и Гегеля.

Однако во всей этой важной для последующе­ го развития исторической концепции Канта пло­ дотворное ее зерно не должно и не может скрыть от нас коренные и неустранимые заблуждения кантовского критицизма. Основным в ряде этих заблуждений был идеалистический характер исто­ рической концепции Канта. Разрыв между указы­ ваемой практическим разумом целью историческо­ го процесса и реальными условиями ее достиже­ ния приводил Канта к необходимости перенести момент достижения искомой цели — состояния гражданской свободы, правового порядка, вечного мира и т. д.— в недосягаемую даль историческо­ го будущего.

Цель эта играет в философии Канта ту же роль, что и непознаваемая «вещь в себе» в кантовской теории познания: она остается «предельным», ни­ когда в действительности не реализуемым поняти­ ем. В результате философия истории Канта ведет на практике не к борьбе, а к пассивному подчине­ нию существующему общественному неустройству и бесправию.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 389; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!