Представление о первобытном обществе в античную и средневековые эпохи. (стр. 40-42)



Античный мир предлагает нам такую географию эмпирических наблюдений. Цент цивилизации перемещается в Средиземноморье, и в соответствии с этим, цивилизованными считаются народы этой области, в первую очередь, греки и римляне – народы Апеннинского и Балканского полуостровов. Все остальные – варвары, т.е. народы, находящиеся в диком состоянии, отставшие от греков и римлян, живущие по каким-то странным, непонятным законам и исповедующие какие-то чудные обычаи. Все же, интерес к ним велик и носит не только академический характер, но подогревается в ходе их завоевания или торговли с ними и мирной колонизации. Это не просто любопытно. Это осознанное практическое стремление пополнить эмпирическое знание о соседях и их ни на что разумное не похожих нравах и образе жизни. Взгляд сверху вниз, взгляд цивилизованного человека на дикаря присутствует практически во всех сочинениях античных авторов о соседях, но эти авторы, руководствуясь практическими целями, не теряют интереса к конкретным деталям быта, законов и нравов и стараются быть достаточно достоверными. Именно поэтому современное историческое знание так много почерпнуло из сочинений античных историков и политиков. Эти сочинения обросли многочисленными комментариями и представляют собою неоценимый исторический источник. Таковы сочинения Геродота (V век до н.э.) о скифах, сарматах и народах средней Азии, Ксенофонта(конец V-первая половина IV века до н.э.) о малоазиатских народах Страбона(рубеж нашей эры), о народах Южно Европы и Кавказа. Цезарь(I век до н.э) и Тацит(I век н.э.) оставили прекрасное описание быта германцев, однако взгляд сверху вниз сказался и в другом – никому из этих писателей не пришло в голову, что многое из того, что они описывают, могло иметь место у греков и римлян, что эти странные обычаи – то состояние, через которое когда-то прошли их собственные общества. География эмпирический наблюдений расширялась, а восприятие их оставалось экзотическим и утилитарным. Создатель атомистики Демокрит(V век до н.э.) представлял себе прошлое современного человечества звероподобным, люди, в соответствии с его учением, в древности напоминали зверей, подобно зверям боролись друг с другом за средства к существования, и только эта борьба за существование и вывела их из животного состояния. Многие современные теоретики эволюции, например, замечательный русский биолог и эволюционист, Л.С. Берк, считают Демокрита великим предтечей эволюционного подхода к явлениям природы и рассматривают его как первого предшественника эволюционного учения в биологии, но особенно впечатляющее, хотя и без конкретной аргументации, поэтому натурфилософично и априорно эволюционная идея выражена у Лукреция Кара(I век до н.э.) в дошедшей до нас целиком поэме «О природе вещей». В свободных, плавнотекущих стихах нрисована грандиозная картина мироздания, в которой предвосхищено многое из того, что открыто современной наукой и что стало достоянием европейской мысли не раньше второй половины XIX века.

Лукреций Кар это потолок античной мысли в сфере истории первобытного общества, и с его умозрительным, но ярким синтезом она вступает в эпоху средневековья.

В истории европейской науке золотыми буквами вписаны имена путешественников, выезжавших за пределы известного тогда мира и приносивших изумленной Европе сведения о далеких и необычных странах. Западноевропейские путешественники XII века – Плано Карпини, Виллем Рубруквис, Марко Поло привезли в Европу и некоторые фантастические сведения(особенно был повинен в этом последний), но параллельно с этим, они обогатили западноевропейскую науку, неоценимыми географическими сведениями о Средней, Центральной и Восточной Азии. Для нашей темы еще важнее, что они собрали данные об истории и обычаях многих народов и посещенных ими стран. В Восточной Европе в эту эпоху было не до путешествий – феодальная раздробленность и монголо-татарское иго вряд ли создавали какую-то возможность выхода за ее пределы, хотя, может быть, летописная традиция просто не сохранила нам сведений о таких выходах. Зато для XV века письменная традиция сохранила нам драгоценное свидетельство о значительном географическом мероприятии – путешествии тверского купца Афанасия Никитина на Восток: его путешествие продолжалось 6 лет, из них 3 года, он провел в Индии, народный быт которой описан им правдиво и красочно. В совокупности с записками европейских путешественников, все это создало в Европе достаточно полное представление о народах, быте, государственном устройстве стран Азии, за исключением может быть, ее самых глубинных районов. Границы известного мира расширились необъятно. Концепция истории первобытного человечества оставалась ортодоксально христианской, но постоянно расширявшийся диапазон географического, а с ним и этнологического видения сам по себе медленно и неотвратимо подготавливал почву для будущих обобщений.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 291; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!