Возникновение мышления и речи. Истоки идеологических представлений.



Практически вся информация о формировании и развитии этапов человеческого мышления, и каковы были средства коммуникации австралопитеков, питекантропов и неандертальцев носит косвенный характер. Неразрывно подлинно человеческое мышление и его внешнее проявление с помощью языка. Н.Я.Марр, выдвинул и пытался обосновать идею кинетической речи — языка жестов, который был якобы присущ древнейшему первобытному человечеству и предшествовал звуковому языку. используемые в близких к современности и даже в современных первобытных коллективах языки имеют кинетическую жестовую природу. общественные отношения нужно было обслуживать, в этих условиях жест приобретал смысл, нес какое-то сообщение, сообщение и жест канонизировались, сообщение при­креплялось к жесту, возникла постепенно совокупность жестов с определенными привязанными к ним смыслами, образовавшая дозву­ковой этап в развитии речи. Развивая дальше эту гипотезу, можно легко представить себе, как в этих условиях формировались разные жестовые языки в отдельных стадах: разные сообщения в силу случайности или в силу каких-то еще не вскрытых современным знанием глубинных свойств человеческой психики прикреплялись к разным жестам. Эта гипотеза была в забвении, но позже приобрела поддержку в опытах над шимпанзе. Сначала не получалось научить их звуковой речи, но позже после снятия анатомической трудности с голосовым аппаратом шимпанзе оказались очень способными учениками. овладение языком жестов перестроило поведение антропоидов: при объединении их с «не говорящими» особями они чувствовали свое отчуждение от них и тянулись к экспериментаторам —людям. И еще одно — матери обучали этому языку детенышей. Кинетическая речи имеет недостаток—речь жестов не дистанционна и не пригодна в темноте. Если говорить о непосредственной основе звуковой речи у древнейших гоминид, то она образована вокализацией, типичной для высших приматов. В этой вокализации выделяются два типа или две основные группы звуков—обычные звуки, выражающие угрозу, ярость, страх и т. д., и так называемые жизненные шумы, которые обезьяны издают постоянно. В.В. Бунак считал, что жизненные шумы —тот именно материал, на основе которого формируется звуковая речь, но последующее изучение воп­роса не принесло подтверждения его правоты. звуки, имеющие реальную смысловую нагрузку, у приматов — предков человека послужили истоком для оформления простейшей звуковой человеческой коммуникации. система речи должна была обслуживать формирующееся общественные отношения. Многие лингвисты полагают, что первым было осознание действия, и в языке раньше всего возникла глагольная номинация. Состав лексики трудно восстановить — наверное, это были наименования съедобных растений и т.д. Бесспорно можно утверждать, что постепенно росла лексика языка и совершенствовалась его операционная сфера. В мустьерское время появляются определенные зачатки идеологии, что не могло не повести к дальнейшему обогащению языка. с появлением человека со­временного типа язык стал уже вполне современным. Истоки идеологических представлений. Искусственные повреждения на черепах некоторых форм непременно трактуются в этом случае как следствие внутристадных конфликтов и, по мысли авторов, укрепляют вывод о господстве звериных инстинктов и столкновениях, доходящих до убийства. бесспорно доказанный каннибализм неандертальцев, проживав­ших в пещере Крапина в Югославии также служит доказательством их полузвериного поведения. Но есть и другая тенденция. коллективы неандертальцев имели сложную социаль­ную организацию, справляли сложные культы, у них были представ­ления о душе, единобожие, развитый культ предков и т. д. Наблюдения над тщательно раскопанными погребениями позволяют перейти к утверждению о предопре­деленном характере действий с покойником, т. е. о реальном сущест­вовании погребений. Подавляющее большинство погребений открыты в Европе, Передней и Средней Азии, и все они ориентированы с небольшими отклонениями по линии восток — запад, а отклонения легко объясняются удобством рытья могильной ямы, топографией пещер и т. Д. Такой характер трупоположения говорит об осознании движения солнца по своей оси и какого-то представления о связи движения светила с покойником. Тешик-Таш используется для доказательства наличия у неандертальца солнечного культа. Покойник лежит в неглубокой яме, вырытой в почве или выдолбленной в каменном полу пещеры, служившей жильем. Вокруг него часто положены каменные орудия, которыми он пользовался при жизни. Весьма вероятно, что они владели начатками магии. В Регурду кости медведя погребены в каких-то искусственных склепах, сооруженных из камней. За всем этим скрывается возможно, отражение одного из магических обрядов. воплощению форм внешнего мира в камне и глине предшество­вала падающая на мустьерскую эпоху стадия так называемого нату­рального макета, т. е. трупа или чучела животного. Над этим чучелом совершались магические обряды. Очень многие археологи рассматривают в качестве следа такой деятельности камен­ную плитку, найденную в гроте Ла Ферасси. Вся она покрыта чашеобразными углублениями, похоже, искусственного про­исхождения, а также пятнами и полосами, нанесенными охрой. Возможно это зарождение человеческого орнамента. близ Тернополя на Украине был найден кусок кости с отчетливо выполненным на нем силуэтом какого-то животного.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 579; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!