Источники первобытной истории. (стр. 12-38)



Предмет, задачи и значение первобытной истории. (стр. 3-5)

История ПО в ряду исторических дисциплин занимает особое место. Во-первых: это самый длительный период (от появления человека до возникновения государства и классовых государств, примерно 2,5 млн. лет до н.э. – 4 тыс. н.э.). Во-вторых, это заря, начальный этап человеческой истории, когда формируются навыки, знания, которыми мы пользуемся до сих пор и которые определяют наши общественные, экономические, идеологические и личностные стереотипы.

ИПО изучает:

1) Происхождение человека;

2) Зарождение и начальное развитие его хозяйственной и общественной деятельности;

3) Возникновение и первые шаги его материальной и духовной культуры.

Предмет: изучение древних этапов развития человека и общества в целом.

Задачи:

1) Установление основных особенностей первобытного строя;

2) Выявление общих закономерностей, его становления, расцвета и разложения;

3) Изучение условий и форм превращения ПО в классы.

Множество явлений человеческой жизни, в том числе и современной жизни, возникло или стало возникать в седой древности первобытного общества. Назовем только некоторые: жилище и одежда, земледелие и скотоводство, общественное разделение труда, брак семья, нравственность и этикет, полезные знания, искусство и религиозные верования. Чтобы правильно разобраться в эволюции ряда элементов материальной культуры, социальных норм или идеологический представлений, часто приходится обращаться к их истокам. В этом познавательное значение первобытной истории.

В числе проблем, целиком или частично исследуемых на материалах первобытной истории, немало таких, в решении которых десятилетиями проходил, а подчас и теперь проходит водораздел между разными мировоззренческими позициями. Как появился сам человек: в результате закономерной эволюции органической природы или божественным промыслом? Каково происхождение человеческих рас и дает ли оно основания для расистских идей о их неравноценности? Идеологическая масштабность этих и многих других вопросов очевидна. Таким образом, первобытная история имеет также и большое мировоззренческое значение.

Еще один аспект первобытно-исторических знаний не лишен непосредственно практического значения. Ведь многие народы Азии, Африки, Латинской Америки, Океании еще совсем недавно находились или продолжают находиться на различных ступенях разложения первобытнообщинного строя. Черты и остатки этого строя в их жизни требуют анализа, оценки, учета в государственном, экономическом и культурном строительстве, и наука, в том числе первобытно-историческая, не стоит от этого в стороне.

 

 

Историческая и специальная периодизации первобытной истории. Их взаимосвязь. (стр. 5-12)

Первобытнообщинный строй – самый длительный по времени этап истории (более миллиона лет), поэтому определить его нижнюю грань достаточно точно нелегко. В настоящее время одни ученые считают, что древнейший человек возник 1,5-1 млн. лет назад, другие относят его появление ко времени более 2,5 млн. лет назад.

Не проще дело обстоит с периодизацией первобытной истории, точнее говоря, ее периодизациями, так как параллельно существуют несколько специальных и общая (историческая) периодизации первобытной истории, частично отражающие характер дисциплин, которые участвуют в их разработке.

Из специальных периодизаций наиболее важна археологическая, основанная на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. Известное уже древнекитайским и древнеримским философам деление древнейшей истории на три века – каменный, бронзовый (медный) и железный – получило научную разработку в XVIII – начале XX веков, когда были в основном, типологизированы эпохи и стадии этих веков. Каменный век начинается с древнекаменного (палеолита), в котором сейчас большинство ученых выделяют эпохи раннего(нижнего), среднего и позднего(верхнего) палеолита. Затем, следует переходная эпоха среднекаменного века(мезолита), который иногда называют «послепалеолитом»(эпилеолитом), или «преднеолитом»(протонеолитом), иногда же, не выделяют вообще. Заключительная эпоха каменного века – новокаменный век(неолит).

Большое значение имеет синхронизация археологических эпох с геологическими периодами истории Земли. Времени существования человека приблизительно соответствует четвертичный период. Он делится на две эпохи: плейстоцен и голоцен. В плейстоцене значительные пространства Северной Евразии и Северной Америки периодически подвергались оледенению. Обычно насчитывают четыре наступления и отступления ледников и соответственно четыре ледниковые и три межледниковые эпохи. Применительно к Европе для эпох оледенения применяют «гюнц», «миндель», «рисс» и «вюрм». Археологически плейстоцен соответствует палеолиту и мезолиту. Неолит – уже время голоцена.

Археологическая периодизация открывает широкие возможности для абсолютной и относительной хронологии первобытной истории.

Более ограничена по своим целям палеоантропологическая периодизация первобытной история, основанная на критерии биологической эволюции человека. Это выделение эпох существования древнейшего, древнего и ископаемого современного человека, т.е. архантропа, палеоантропа и неоантропа. Палеоантропологическая периодизация в своей наиболее устоявшейся части перекликается с археологической периодизацией первобытности.

При всей важности специальных периодизаций первобытной истории, ни одна из них не в состоянии заменить общей(исторической) периодизации.

Типологический ряд – праобщина(первобытное человеческое стадо), раннепервобытная и позднепервобытная, первобытная соседская(протокрестьянская) общины – и соответствует основным этапам первобытной истории.

 

Источники первобытной истории. (стр. 12-38)

Как познается историческое прошлое? С помощью самых разнообразных средств информации, имеющих о нем какие-то сведения. Эти сведения содержат в себе объекты, которые вследствие соприкосновения или взаимодействия с другими объектами несут в себе те или иные следы этого соприкосновения или взаимодействия. Являются ли историческими источниками только письменные документы и другие следы исторического прошлого или в их число входит и обширный круг свидетельств о географических и биологических явлениях, сопровождающих историю человеческого общества. Под историческим источником следует понимать любой объект изучения, из которого можно извлечь исторические сведения, и любые данные естественноисторического цикла – антропологические, географические и палеогеографические, геологические, физические и химические, которые служат той же цели, являются полноправными историческими источниками.

История первобытного общества с самого начала складывалась как комплексная научная дисциплина, являвшаяся полноправной частью исторического знания, но в то же время, впитывавшая в себя постоянно крупнейшие результаты широкого круга наук, так или иначе, связанных с изучением человека и его культуры. Поэтому же и исторические источники, на базе которых история первобытного общества строит свои реконструкции, очень разнообразны и являются компетенцией различных наук как гуманитарного, так и естественноисторического циклов. Науки эти следующие: археология, этнология, антропология, четвертичная геология, палеогеография, археозоология, археоботаника, физика и химия, лингвистика, информатика. Всего 12 предметов.

Количество письменных источников быстро растет в процессе археологических раскопок и совершенно очевидно – будет также быстро расти в дальнейшем. Но нужно со всей определенностью подчеркнуть – они на долгие годы останутся второстепенным источником информации для истории первобытного общества по сравнению с данными рассмотренных выше дисциплин. Тексты научного содержания, исторические трактаты, географические описания, включающие описание народов, становятся нормой лишь в древней Греции, проходят через Римскую, Византийскую и мусульманскую историю. Для востока Азиатского материка место греческих и римских источников занимают китайские хроники. Этим практически ограничивается круг письменных источников, которые могут быть использованы при восстановлении событий первобытной истории. Но ограничения идут еще дальше – в географических и историко-этнологических текстах содержится часто богатый запас сведений о культуре соседних с греками, римлянами и китайцами народов, их быте и хозяйстве, однако по полноте и точности он далеко не соответствует требованиям, предъявляемым к ним современной наукой о первобытной истории. Часто эти сведения фантастичны и содержат очевидные недоразумения из-за непонимания увиденных обычаев или неосведомленности информаторов. Наконец почти все, без исключения древние тексты дошли до нас в неполном виде, содержат неясного происхождения вставки, позднейшие искажения, темные или совсем непонятные места, интерпретация которых не может быть проведена однозначно.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 263; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!