Согласны ли Вы со следующими высказываниями? Обоснуйте Ваш ответ.



 

1. Моральные нормы остаются верными, даже если ни один человек их не соблюдает, потому что они говорят о том, как следует поступать, а не о том, как люди поступают.

2. Добродетельный человек – это человек, который делает добрые дела толькоиз симпатии к окружающим.

3. Люди соблюдают моральные нормы только потому, что боятся осуждения со стороны общественного мнения.

4. Требования морали имеют универсальное значение. Это значит, что любой человек должен их выполнять всегда и везде.

5. Условием соблюдения правовых норм является угроза наказания со стороны государства.

6. Условием соблюдения моральных норм является не совесть, а осуждение общественного мнения.

7. Моральный авторитет человека зависит от его социального положения.

8. Моральной оценке в отличие от правовой оценки подлежат не только действия человека, но и его намерения.

9. Основная цель морали закреплять и освящать сложившиеся в обществе обычаи.

10. Мораль оценивает не только цель, но и средства ее достижения.

11. Мораль и религия – это одно и то же, потому что все известные нам моральные нормы содержатся в религиозных текстах.

12. Мораль имеет значение только для масс, а для великих личностей эта мерка слишком мала.

ЗАДАЧИ

 

Прочитайте высказывания и ответьте на поставленные вопросы.

Выберите любое из высказываний для написания эссе.

1. Великий русский писатель Ф.М. Достоевский говорил: «Если бога нет, то все дозволено». Как вы думаете, почему он так утверждал, ведь даже если религия исчезает, то остаются правила поведения и люди, которые их исполняют.

2. Прочитайте следующие высказывания. Правы ли авторы, в своих определениях критериев блага? Приведите аргументы.

«Нет иной морали, кроме той, которая основана на принципах разума и вытекает из естественной склонности человека к добру» П. Бейль.

 «Всякое благо мы познаем ощущением» Эпикур.

«Научными методами нельзя установить, какой должна быть хорошая жизнь» П. Бергер.

3. Источником сведений о правилах поведения могут быть наблюдения за поведением людей (опыт), логическое рассуждение (разум), инстинкты и религиозные тексты (откровение). Как вы думаете, какой из источников наиболее приемлем именно для формулировки моральных норм? О каком источнике говорится в следующем высказывании: «Будьте внимательны к своим мыслям – они начало поступков». Лао-Цзы. Согласны ли вы с автором?

4.  «Что касается принципа собственного счастья [как основания моральных законов], то он более всего неприемлем не только потому, что он ложен и опыт противоречит утверждению, будто хорошее состояние всегда согласуется с хорошим поведением; и не потому, что он нисколько не содействует созданию нравственности, так как совсем не одно и то же сделать человека счастливым или же сделать человека хорошим, сделать хорошего человека умным и понимающим свои выгоды или же сделать его добродетельным. Принцип этот негоден потому, что он подводит под нравственность мотивы, которые скорее подрывают ее и уничтожают весь ее возвышенный характер, смешивая в один класс побуждения к добродетели и побуждения к пороку и научая только одному, как лучше рассчитывать…» И. Кант. За что философ критикует стремление к своему счастью? Попробуйте сгруппировать его аргументы.

5. «Одно лишь соответствие или несоответствие поступка закону безотносительно к его мотиву называют легальностью; то соответствие, в котором идея долга, основанная на законе, есть в то же время мотив поступка, называется моральностью (нравственностью) поступка» И. Кант. Как вы поняли смысл этого высказывания? Чем моральный поступок отличается от легального поступка? Приведите пример?

6. «Честность полезна, так как она обеспечивает хорошую репутацию; таковы и точность, трудолюбие, бережливость, и именно по этой причине они являются добродетелями» Б. Франклин. Прав ли автор в своем определении критериев добродетели?

Глава 4 Искусство в человеческой жизни: как мы переживаем мир

Что такое искусство

Искусство строится на особом отношении человека к миру. Принято называть его эстетическим (греч. αἰσθητικός - чувственный) отношением. Оно связано с эмоциями, чувствами, переживаниями. Но эстетическое отношение строится на незаинтересованности переживания. Это стремление к сильным эмоциям ради них самих. Например, когда мы читает книжку или смотрим фильм не ради получения знаний или правил поведения, а с целью получения переживаний.

Эстетическое отношение, как и моральное, оценивается определенными категориями. Это категории «прекрасное» и «безобразное». Существует специальная философская дисциплина: эстетика, которая занимается определением критериев, позволяющих судить, что считать прекрасным, а что безобразным.

Создание эстетического отношения строится на удвоении мира. Это дополнение реальности особым вымышленным или условным миром. В этом искусство сходно с религией. Но в отличие от религии человек знает, что когда он идет в театр или кино, читает художественную литературу, то имеет дело с миром вымысла. Необходимость такого удвоения мира возникает потому, что не всегда реальная жизнь может предоставить нам полноту переживаний.

Мы понимаем, что этот второй мир не обязательно является чистым вымыслом. Конечно, фантастика, сказки, легенды описывают те явления, которых нет и, видимо, не может быть в реальности. Но даже в этом случае свойства этого мира строятся на основе мира действительного. Мы создаем его, преобразуя реальность с помощью нашего творческого воображения и в самом нашем воображении.

Достигается такое преобразование выделением, подчеркиванием тех свойств, что призваны вызывать сильные переживания. Это ритм, сочетание контрастов, пропорций, нагнетание напряжения, а, прежде всего, создание образов. Образ представляет собой сочетание уникального и типичного, чем одновременно воздействует на чувство, обеспечивая переживание, и на разум, способствуя пониманию его смысла. Нацеленность на создание образов отличает тем самым эстетическое отношение от познавательного. Познание направлено на выявление общих, типичных черт мира, которые находят свое выражение в понятиях.

Но эстетическое отношение и искусство – это еще не одно и то же. Когда мы смотрим на закат солнца и говорим «Как он прекрасен!», то реализуем эстетическое отношение. Чтобы оно превратилось в искусство, необходима не просто перестройка нашего восприятия мира, а специальная человеческая деятельность по созданию предметов, которые могут или предназначены вызывать эмоциональные состояния.

Как мы знаем, искусство может быть продуктом народного творчества, которое, как правило, носит анонимный и коллективный характер, или результатом профессиональной деятельности. Конечно, в современном мире произведения искусства создаются профессионалами, а именно сообществом людей, обладающих особыми знаниями, навыками и, прежде всего, способностью к творческому воображению. Это автор, художник, творец.

Ну и наконец, искусство предполагает зрителя. Но зритель – это не просто пассивный потребитель произведений искусства, а зачастую, интерпретатор, который вносит в него свой собственный смысл.

Искусство не всегда было таким, каким мы его видим сейчас. В первобытную эпоху оно не существовало как отдельный самостоятельный вид деятельности. Да и эстетическое отношение было лишь составной частью других сфер жизни. Только с возникновением цивилизаций оно приобретает автономный характер. Появляется художник, который создает особую духовную продукцию в отличие от философа, пророка, ученого и осознает это. Но только в индустриальных обществах искусство окончательно превращается в самостоятельную сферу деятельности, свободную от давления религии, политики, экономики. А в современном мире оно даже приобретает привилегированный характер. Специализация приводит к разделению искусства на массовое и элитарное. Звезды эстрады, кино, телевидения становятся кумирами миллионов.

Поэтому в современной культуре искусство выполняет важные социальные задачи. Прежде всего, это функция эстетическая. Иначе говоря, искусство является общепринятым способом удовлетворения потребности в переживаниях.

Близкой к ней является реализация компенсаторной функции. Здесь искусство выступает дополнением или восполнением тех переживаний, которые человек не получает в ходе реальной жизни и которые позволяют ему отвлечься от повседневных забот. Оно создает миры, путешествие по которым позволяет испытать всю ту гамму чувств, которые необходимы для полноты жизни, но не всегда возможны в повседневном ходе событий.

Созданием таких миров искусство реализует познавательную функцию. Ведь оно описывает разнообразные (реальные и возможные) жизненные ситуации и варианты их решения. Проживая и переживая их, человек преодолевает ограниченность личного опыта и обогащает его. Это позволяет сформировать жизненные ориентиры и эффективнее решать те реальные проблемы, с которыми предстоит столкнуться.

 Тем самым искусство вносит свой вклад в реализацию мировоззренческой функции. Оно влияет на наши установки яркостью, образностью эмоциональной насыщенностью выдвигаемых идей. Поэтому, изображая страдания, муки и радости героев силой своего языка, искусство может сделать людей чувствительными к переживаниям других людей, повлиять тем самым на оценку их поведения и сформировать ценностные ориентиры.  

Кроме того, только искусство формирует еще один вид ценностей – художественный вкус. Это способность определять, отделять низкохудожественную продукцию от высокохудожественной. С этой целью в культуре происходит отбор произведений, которые принято называть классическими, т.е. образцовыми, задающими мерку.

Ну и наконец, искусство выполняет функцию коммуникативную, связывая людей, прежде всего, силой и общностью переживаний, единством вкусов, эстетических предпочтений, почитаемых кумиров и создавая тем самым целые социальные группы.

Коммуникативную роль искусство выполняет также, связывая автора и читателя. Ведь любое произведение, по сути, есть некоторое послание, которое призвано найти отклик в душах людей и посылается в расчете на такой отклик. Коммуникация реализуется, когда силой своего таланта художник открывает для людей новые темы и силой своего языка заставляет людей почувствовать их важность. Иначе говоря, люди вырабатывают единство отношения к тем или иным вопросам благодаря тем сюжетам, которые поднимают писатели, поэты, певцы, кинорежиссеры.

Поэтому в мире, переполненном информацией, только сила художественного языка, умение использовать яркие образы и необычные слова может заставить человека обратить внимание на те или иные проблемы современного мира и зажечь его ими.

 

СЛОВАРЬ

 

Искусство - специальная человеческая деятельность по созданию предметов, которые могут или предназначены вызывать эмоциональные состояния

Эстетика – философская дисциплина (раздел философии), определяющая критерии отличия прекрасного от безобразного

Эстетическое отношение – особый способ отношения человека к миру, при котором главную ценность приобретают переживания, которые человек получает от созерцания мира

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

9. Назовите основные черты и особенности эстетического отношения?

10. Религия, как и искусство, также удваивает мир. А в чем разница?

11. Моральное отношение, как и искусство, предполагает переживания. А в чем разница?

12. Наука познает мир. Искусство тоже делает это. А в чем разница?

13. В чем суть компенсаторной функции искусства? Как истолковать смысл фразы «искусство достраивает мир до полноты»?

14. В чем специфика мировоззренческой функции, выполняемой искусством?

15. В чем особенности коммуникативной функции, выполняемой искусством?

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 1030; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!