Согласны ли Вы со следующими высказываниями? Обоснуйте Ваш ответ.



РАЗДЕЛ 3 ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Глава 1 Религия и ее место в мире

 

Религия как духовное явление

Само слово «религия» латинского происхождения (relegere или religare) и означает «особое отношение к чему-либо» или «связь». Значение этого слова отражает признаки религии, отличающие ее от иных форм духовной жизни. Можно сказать, что характеризуют ее две черты. Это, прежде всего, представления о существовании и особых свойствах сверхъестественного мира, а во-вторых, вера как особый способ связи с этим миром. Учения и представления, которые отрицают существование сверхъестественного мира и веры, называются атеистическими или атеизмом (древнегреч. ἄθεος - «отрицание богов»).

Такое понимание религии позволяет нам выделить ее структуру как духовного и социального явления. В ней можно выявить три элемента: религиозные представления или учение, культ как совокупность способов выражения веры, ну и наконец, совокупность самих верующих.

В большинстве известных нам религий религиозные представления носят систематизированный характер и представляют собой записанное учение или доктрину. Выражаются они обычно в так называемых священных текстах или «Священных писаниях» – Библия, Коран, Авеста, Веды. В основе вероучения, как правило, лежит совокупность положений, которые не подлежат сомнению, обсуждению и должны приниматься на веру, поскольку имеют сверхъестественный источник происхождения. Иногда их называют догматами (греч. δόγμα - решение, постановление).

О чем же говорит вероучение? Прежде всего, любая религия утверждает о существовании двух миров: естественного, физического, земного и сверхъестественного, потустороннего и дает характеристику свойств последнего. Под ним понимается мир, который находится за пределами человеческого опыта, не обладает физическими свойствами и не подчиняется законам материального мира. В большинстве религий он связывается с пребыванием божества или божеств.

На основании числа божеств принято выделять религии политеистические или признающие многобожие, и монотеистические, настаивающие на существовании одного божества. К числу монотеистических религий относят такие религии, как иудаизм, христианство, ислам. Как правило, божество или Бог (принято писать с большой буквы) в них наделяется свойством абсолютности. Абсолютность связывается с отсутствием всяческих границ или пределов. Поэтому Бог пребывает в вечности, а не во времени и пространстве. Как абсолютное существо он вездесущ, всемогущ, всезнающ и всеблаг. Но, с другой стороны, Бог обладает личностным началом. Он проявляет свое отношение к миру и человеку, которое выражается в любви или гневе, определении законов поведения человека и высшем моральном суде над ним.

Поэтому любое вероучение содержит также представления о роли божеств или Бога в жизни естественного мира. В большинстве религий говорится о сотворенности мира волей Бога (или божеств), зависимости его от этой воли, а также перспективах его существования. В целом мир естественный трактуется как низший по отношению к миру сверхъестественному и подчиненный ему.

Ну и наконец, любая религия содержит учение о смысле или цели человеческого бытия. Согласно вероучениям человек должен стремиться к связи Богом (или божествами), заслужить их расположение и благодаря этому получить вознаграждение за праведную жизнь. В ряде религий (буддизм, христианство) указывается, что смысл жизни человека заключается в стремлении добиться или заслужить спасение, которое будет состоять в переходе из одного мира в другой. Поэтому священные тексты содержат в себе не только описание сверхъестественного мира, изложение его свойств и функций, но и предписания, что должен человек делать, чтобы реализовать указанные ему цели.

Мы помним, что представления или учения, которые формулируют наиболее общие взгляды об окружающем мире и указывают, что надлежит человеку делать, к чему стремиться, называются мировоззрением. Как видим, религия по всем ее характеристикам является одним из видов мировоззрения.

Второй составляющей любой религии является вера (лат.vērus - правдивый, истинный).  Веру можно определить как принятие каких-либо утверждений (в данном случае о сверхъестественном мире) без необходимости их доказывать опытом или рассуждениями. Религия требует веры не потому, что боится силы разума, а потому, что никакими иными способами нельзя доказать или опровергнуть существование сверхъестественного мира. Если Бог вездесущ, то непосредственно человек его не может увидеть или услышать. Поэтому, как правило, с точки зрения религии соприкоснуться со сверхъестественным миром можно лишь через знаки, знамения, пророчества. Истолкование их как проявлений божественного присутствия также требует веры.

Религиозная вера обладает структурой. Она складывается из познавательного, ценностного, эмоционального и практического элементов. Прежде всего, вера выступает способом познания и знания и заключается она в принятии факта существования и особых свойств сверхъестественного мира. Эту сторону веры можно назвать верой-уверованием.

 

 

Вера также содержит в себе ценностные установки, которые находят свое выражение в человеческих желаниях, надеждах и ожиданиях, связанных с существованием Бога или божеств. Ценностная сторона веры складывается из веры-упования и веры-обязательства. Вера-упование - это ожидание или надежда на то, что божество обладает такими свойствами или осуществит такие действия, которые важны для человеческой жизни. Вера-обязательство заключается в необходимости для человека обладать такими свойствами или осуществлять такие действия, чтобы участие Бога в его судьбе было положительным.

Эмоциональная сторона веры предполагает, что верующий должен не только признавать существовать Бога или божеств, но и испытывать переживания по этому поводу. Религия всегда подчеркивает, что существование сверхъестественного мира есть тайна, нечто непостижимое, поэтому верующий всегда должен ощущать беспокойство, тревогу, сомнение в совершенстве своей религиозной жизни, испытывать страх, трепет или, наоборот, благоговение от соприкосновения с этим миром. Совокупность таких состояний называют религиозным опытом.

Наконец, вера находит свое воплощение не только в переживаниях, которые человек испытывает, но и в действиях, через которые он должен выражать свое отношение к сверхъестественному миру. В истории религии, можно увидеть разные типы таких действий. Это жертвоприношения, обряды, ритуалы, молитвы, паломничества, впадение в особые (экстатические) состояния, самоограничения (аскеза). Принято называть их культовыми действиями или религиозной практикой.

Тем самым религиозная вера предполагает превращение религиозных представлений в практику, в способ организации повседневной жизни, даже в образ жизни. Как правило, у большинства верующих она разделяется на две периодически чередующиеся части: священное и повседневное. Священное – это место и время связи верующего со сверхъестественным миром, а также состояния, которые он при этом испытывает. Повседневное – это место и время обычной, как говорят, мирской жизни. Для религиозных подвижников характерно стремление уменьшить долю повседневности в своей жизни. Это находит свое воплощение в таком образе жизни как монашество или отшельничество.

 

Религия и общество

Мы знаем, что религия является не просто суммой представлений и убеждений человека, а составной частью общественной жизни. В большинстве религий верующие представляют собой целые сообщества. Их принято называть религиозными общинами. Обычно члены таких общин периодически собираются для осуществления культовых действий. Но иногда их действия могут быть направлены на отделение, противопоставление и даже изоляцию от остальных членов общества. Такие объединения принято называть сектами. Когда религия становится причиной создания особых социальных групп, она тем более превращается в явление социальное и даже в важный фактор общественной жизни.

Чем шире круг верующих, чем сложнее учение и культ, тем более в религиозных общинах выделяется особый слой - служители культа. Можно сказать, что это люди, профессионально занимающиеся религиозной деятельностью, посвятившие ей всю свою жизнь. Обычно они выступают хранителями религиозной традиции, организаторами исполнения обрядов и ритуалов, толкователями смысла священных текстов. Большие по численности общины с наличием служителей культа часто превращаются в целые религиозные организации с устойчивой структурой, распределением функций между обычными верующими и профессиональными служителями, наличием руководства, той или иной степенью его централизации.

Как социальное явление религия выполняет в обществе целый ряд функций. В первую очередь стоит выделить мировоззренческую, компенсаторную и коммуникативную функции.

1. Религия осуществляет мировоззренческую функцию тем, что создает целую картину мироздания, формулирует цели, к которым должен стремиться человек, и дает им обоснование. На основании этих целей надлежит выстраивать свою жизнь, давать оценку своим поступкам, направлять свои мысли, чувства и действия. Мы помним, что смыслом жизни верующего должно стать установление связей со сверхъестественным миром, способность заслужить расположение Бога или божеств.

2. Компенсация означает восполнение чего-то недостающего. Обычно это неудовлетворенность человека своей земной жизнью и невозможностью ее изменить. Поэтому религия осуществляет компенсаторную функцию тем, что дает надежду на воплощение чаяний человека в ином мире, если в этом он не видит возможности их осуществить. Также учением о Боге религия дает человеку возможность обрести универсального всепонимающего собеседника. Этим она восполняет недостаток внимания, сочувствия к человеку со стороны окружающих.

3. Функция коммуникативная состоит в создании и укреплении связей между людьми. Религия обеспечивает коммуникацию, прежде всего, коллективностью исполнения культовых действий. Кроме того, религиозные требования часто ориентируют людей на связь друг с другом. Вспомним заповедь «возлюбить ближнего» в христианстве. Чем более религии провозглашают, что все равны перед лицом Бога, потому что все сотворены им, тем более они призывают одинаково относиться ко всем людям независимо от их социальной или национальной принадлежности. Вот почему они могут выступить силой, способной создать и скрепить общество.

Конечно, человеческие верования не оставались неизменными (См. схему «Классификация религий»). Первоначально основным типом верований являлись мифы. Мифы представляли собой рассказы о деяниях предков, духов, различных героев, священных животных. В этих историях передавались знания об устройстве, происхождении и перспективах мироздания, а также содержались указания, что делать людям, а именно следовать заветам, поступкам, деяниям предков. Поэтому мифы являлись первичным типом мировоззрения – мифологическим мировоззрением и были характерны для первобытной эпохи.

С появлением первых цивилизаций в 4-3 тыс. до н.э. мифологические верования начинают превращаться в религиозные. Возникает и укрепляется представление о божествах как высших по сравнению с человеком существах. Появляются служители культа и религиозная организация, чего не было в первобытные времена. Первоначально религии были политеистическими и привязанными к тому или иному племени, народности. Сейчас такие религии принято называть национальными. К настоящему времени самых первых национальных религий не осталось, но некоторые их сказания, обряды и ритуалы вошли в поздние религиозные представления. Сегодня из поздних национальных религий сохранились такие, как индуизм, сикхизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, иудаизм и др.

С сер. 1 тыс. до н.э. с распространением государств, объединяющих множество различных народов, стал возникать новый тип религий. Они получили название мировых. Мировыми принято называть религии, членом которых может стать любой человек независимо от своей социальной или национальной принадлежности. К ним относят буддизм, возникший на территории Индии в 6 в. до н.э., христианство, сформировавшееся в Палестине в 1-2 вв. н.э., ислам, появившийся на территории Аравийского полуострова в 7 в. н.э.

Вопрос о том, существовало ли когда то общество без религии, остается предметом споров многих ученых. Многие современные исследователи считают, что первоначальной формой верований являлись мифологические представления, составной частью которых являлась магия. Магия предполагала обращение к сверхъестественным силам, чтобы с их помощью добиться успеха или удачи в мирских делах «Пусть живой зверь будет также пронзен копьем, как пронзено это его изображение или череп» - в этом изречении исследователям видится суть первобытной магии. Религия всегда отрицательно относилась и относится к магии? Как Вы думаете почему?

 

 

Для традиционных обществ, вступивших в эпоху цивилизаций, религии, особенно мировые, становились основным способом связи и объединения людей различных народностей и социальных групп. Ведь рыночные отношения в те времена не были развиты. Поэтому государство было также заинтересовано в превращении религии в общеобязательное и даже навязываемое всем мировоззрение.

Кроме того, в таких обществах религия являлась неотъемлемой составной частью всех основных сторон общественной и личной жизни. Она была стержнем мировоззрения, определяла содержание образования и искусства, давала обоснование власти, влияла на характер социальной структуры, становилась основой мотивации поведения людей и средством социального контроля.

В 17-18 в. в Западной Европе, прежде всего, зарождаются и усиливаются процессы, которые получили название секуляризации. Секуляризация - это освобождение всех сфер общественной и личной жизни от идейного влияния религии и власти церкви. В первую очередь от этой власти освобождаются государство и сфера образования. Общественная жизнь в целом приобретает мирской или светский характер. Люди перестают размышлять о сверхъестественном мире, использовать его для объяснения мирской жизни и своего поведения, для формирования целей и смысла жизни. Основным стержнем нового мировоззрения становятся принципы свободы совести, т.е. права свободного выбора мировоззрения (права верить или не верить), и свободы вероисповедания, т.е. права свободного выбора религиозных убеждений.

Секуляризация приводит к отделению государства от церкви. Это означает, что государство не может и не должно вмешиваться во внутренние дела церкви. Оно также не может навязывать гражданам то или иное вероисповедание. Государственная система образования и воспитания носит светский характер и не преследует цели сформировать какое-либо отношение к религии. Но государство охраняет законную деятельность религиозных объединений. Члены всех религиозных и атеистических объединений имеют равные с остальными гражданами права. Государство уважает свободу родителей давать религиозное воспитание ребенку в соответствие с их убеждениями и выбором.

С другой стороны, церковь также уже не может вмешиваться в дела государства. Она не имеет права поручать своим органам выполнение каких-либо государственных функций. Церковь не может также навязывать гражданам религиозные убеждения. Все эти принципы утверждены в конституциях современных демократических обществ. В России они закреплены в Конституции 1993 г.

В результате в современных обществах религия превращается в отдельный самостоятельный социальный институт, к которому индивид может обращаться по своему желанию. Религиозные искания тем самым становятся личным делом человека и следствием его свободного выбора.

 

Это не означает, что религия утрачивает свое значение в современных индустриальных обществах. Плюрализм современного мировоззрения предполагает существование разных форм духовных исканий. Поэтому религия остается одним из важных духовных и культурных опытов человечества на этом пути. Более того. С 60-70 гг. 20 в. во всем мире наблюдается возрождение интереса к религии, причем среди молодежи. Правда зачастую он обращен не к традиционным религиям, а к учениям, возникшим в 20 в. в ходе модернизации религиозной традиции, смешения восточных и западных верований, возрождения древних языческих культов. Все эти религиозные новшества получили название новых религиозных движений.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЛИГИЙ

 

 

 

СЛОВАРЬ

 

Вера – принятие каких-либо утверждений без необходимости их доказывать фактами или рассуждениями

Мировые религии – религии, членом которых может стать любой человек независимо от своей социальной или национальной принадлежности

Монотеизм – вера в существование одного, единого божества

Национальные религии – религии, которые получили распространение только среди определенных национальных общностей и членом которых, как правило, может стать только представитель такой общности

Политеизм – вера в существование многих божеств

Религия – форма духовной жизни и социальное явление, основанное на вере в существование сверхъестественного мира

Культ (обряд, ритуал) – совокупность особых действий, предназначенная для связи верующего с объектом веры (сверхъестественным, божеством)

Свобода совести – принцип отношения к любому мировоззрению, предполагающий право его свободного выбора, а в частности, право верить или не верить

Свобода вероисповедания - принцип отношения к религии, предполагающий право свободного выбора религиозных убеждений

Секуляризация - это освобождение всех сфер общественной и личной жизни от идейного влияния религии и власти церкви

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

           

1.В чем заключаются особенности религиозных представлений?

2.Что входит в состав религиозных представлений?

3.Что такое политеистические, монотеистические, мировые и национальные религии?

4. Почему религия основана на вере?

5. Из каких элементов складывается религиозная вера и почему?

6. Почему мы считаем религию мировоззрением?

7. В чем заключаются свойства религии как социального явления?

8. Какие функции религия выполняет в обществе? В чем их особенности?

9. Чем место религии в традиционных обществах отличается от места религии в обществах индустриальных?

10. Что означают принципы свободы совести и свободы вероисповедания?

11. Что означает отделение государства от церкви и церкви от государства?

12. Почему именно в индустриальных обществах происходит процесс секуляризации?

13. Многие современные исследователи считают, что сегодня наблюдается возрождение религиозного мировоззрения. А почему, как Вы думаете?

 

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

Согласны ли Вы со следующими высказываниями? Обоснуйте Ваш ответ.

 

1. Главный признак религии - это вера в сверхъестественное

2. Основная цель религии - сделать человека нравственным.

3. Религия отвлекает человека от реальной действительности.

4. Религия - это один из видов мировоззрения.     

5. Религии без веры не может существовать.

6. Культ является обязательным элементом религии

7. Религия создана господствующими классами, чтобы отвлекать угнетенные классы от борьбы за свои права.

8. Секта отличается от церкви количеством людей.

9. Вера характерна для людей, не обладающих способностью рассуждать.

10. Компенсаторная функция религии состоит в том, что она подменяет для человека реальный мир иллюзиями и вымыслами, в которых человеку удобнее жить.

11. Свобода совести состоит в праве человека выбирать любую религию.

12. Мировоззренческая функция религии состоит в том, чтобы объединить людей.

13. Все люди являются религиозными, потому что все во что-то верят.

14. Отделение церкви от государства означает, что за правонарушения верующего наказывает церковь.

15. Отделение церкви от государства означает, что верующие не могут участвовать в политической жизни общества.

16. Отделение церкви от государства и государства от церкви – это один из признаков демократического общества.

 

 

ЗАДАЧИ


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 312; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!