ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА



Методологической основой преподавания искусства в школе должно стать положение об искусстве как особой форме общественного сознания, имеющей образно-личностную природу. Методология диктует выбор ме­тодической стратегии, в основе которой — отбор средств, технологий, приемов обучения, адекватных специфической природе искусства.

Исходя из этих утверждений кратко обозначим некоторые основопо­лагающие принципы изучения явлений искусства и методические требо­ вания к организации занятий, независимо от предмета, входящего в эту образовательную область, на любом этапе школьного обучения.

1. Принцип относительной суверенности. Искусство рассматривает­ся как суверенная область духовной жизни человека и общества. Пости­жение искусства школьниками способствует воссозданию более глубокой, многомерной картины мира, в котором художественные произведения не выступают иллюстрацией эпизодов гражданской истории или разно­образных явлений реальной действительности. Получая возможность посмотреть на события глазами творцов искусства, ученик создает в своем' воображении яркий, подчас противоречивый, но запоминающий­ся художественный образ эпохи. Данный принцип предполагает также, что и различные виды искусства рассматриваются и воспринимаются как относительно- суверенные, каждый из которых обладает собственным ху­дожественным языком, специфическими приемами создания художест­венного образа. Относительность же заключается в том, что построение художественного образа в разных искусствах в ту или иную эпоху строит­ся по сходным моделям.

В методическом аспекте важно обратить внимание на то, что общение с искусством на уроке должно происходить в контексте художественного процесса; идейный замысел произведения не рассматривается отдельно (или вне) художественных средств, языка, которым говорит искусство.

2. Принцип единства познавательного и эмоционально-ценностно­го. Постижение искусства не может быть сведено к накоплению учащими­ся суммы знаний о фактах создания произведений, биографиях творцов

-                                                                                                           •    - .. 13


искусства, историях, связанных с бытованием шедевров мировой культуры (хотя важность и значимость этих сведений в ином, более широком контек­сте, очевидна). Вне эмоционального отклика личности на увиденное, ус­лышанное, прочитанное невозможно говорить об общении с искусством.

В соответствии с этим принципом должны смениться приоритеты уро­ка: с создания оптимальных условий для усвоения знаний акцент должен быть перенесен на организацию диалога с искусством, программирование такой деятельности учащихся, которая организует освоение пластов куль­ туры через их «проживание» и сопереживание им. Методические ситу­ации, создаваемые в процессе обучения, призваны стимулировать не за­поминание и воспроизведение услышанной (прочитанной) информации, а выражение эмоций, впечатлений, настроений самих учеников по поводу произведения.

3. Личностный принцип. Искусство по своей природе многомерно и неоднозначно; предполагает и допускает наличие различных толкований, прочтений одного и того же произведения, множественность индивиду­альных трактовок внутри смыслового художественного поля. Восприятие произведений искусства зависит от личности человека (его возраста, жиз­ненного опыта, взглядов на мир и пр.) и может претерпевать существенные изменения в процессе общения с культурными ценностями.

Формированию личностного опыта восприятия произведений искусст­ва адекватны диалогические методы организации урока (стимулирующие умение видеть своеобразие памятника культуры, его взаимосвязь с эпохой, выделять наиболее характерные черты и особенности творческого метода) и коллективные формы осмысления произведений на уроке (позволяющие соотносить собственное мнение с мнением других и корректировать его).

4. Принцип наглядности. Формирование собственного мнения и отно­шения к произведению возможно только при общении с ним, в процессе вдумчивого рассматривания, прочтения, прослушивания, размышления об увиденном и услышанном.

Изложенные принципы вполне могут быть успешно и эффективно ре­ализованы в рамках школьной аудиторной классно-урочной системы, со­здавая прочный фундамент для интеграции предметов искусства. Однако даже в пределах одного образовательного учреждения обязательно взаимо­действие всех участников образовательного процесса — как на уровне фи­лософии образования, так и на уровне организации преподавания. Прежде всего необходима команда педагогов, которые осознают и принимают та­кую методологию, видят в ней основу своей педагогической деятельности, готовы корректировать учебные планы и методику уроков с учетом общих задач.

14


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 227; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!