Игра как способ воздействия на примере игры «Синий кит»



 

Свое исследование я задумала давно, но когда я услышала про игру «Синий кит», то поняла, что именно сейчас эта тема будет наиболее актуальной. Игра как способ воздействия на сознание существовала всегда. Игра – как способ и манера поведения тоже явление известное. Достаточно вспомнить Эрика Берна с его книгой «Игры, которые играют людьми».

Почему сейчас так актуализируется игровое начало? С чем у Вас ассоциируется слово «игра»? Думаю, что дело в том, что игра является одним из способов познания, вспомним все те игры, что мы проходили в детстве, чтобы научиться писать, читать, думать. Игра всегда была частью человеческой жизнью.

Проблема осознания игры, в том числе и «Синего кита» кроется в самом определении игры, которое дал нидерландский философ Йохан Хёйзинга: «Мы можем назвать игру свободной деятельностью, которая осознается как «не взаправду» и вне повседневной жизни выполняемое занятие, однако она может целиком овладевать играющим, не преследуя при этом никакого прямого материального интереса, ни пользы; свободной деятельностью, которая совершается внутри намеренно ограниченного пространства и времени, протекает упорядоченно, по определенным правилам и вызывает к жизни общественные группировки, предпочитающие окружать себя тайной, либо подчеркивающие свое отличие от прочего мира всевозможной маскировкой».

Не раз по отношению к «Синему киту» возникал вопрос: «Неужели подростки не понимают, к чему приводит игра?» Не осознают, более того, они не осознают эту игру по отношению к реальности, так как в сознании любая игра являются действием «невзаправду» (как говорится в определении). Более того «Синий кит» – игра Интернет – пространства, которое также мыслится как нереальное. А точнее, как другая реальность.

Также Хёйзинга говорит об еще одном аспекте игры. Игра сопровождается «чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия», нежели «обыденная жизнь».

Слово «радость» в свете событий звучит странно, но тем не менее так и есть. Психологами выявлено, что в игру «Синий кит» играют люди от 12-13 лет до возраста студентов университета. При этом чаще всего школьники (их аудитория в разы больше) чувствуют себя одинокими. Их одиночество произрастает из-за причин в реальной жизни, но из-за невозможности их разрешения дети уходят в Сеть. Возвращаясь к «радости». Мною было проведено небольшое исследование, в ходе которого я начала общаться с одним китом. Этот человек ответил на мой вопрос об игре следующее: «Так создается хоть какое-то ощущение того, что я кому-то нужен, пусть и ненадолго». Итак, отсюда и берется радость. Радость от того, что ты не один, возбужденное состояние из-за того, что ты причастен к чему-то мистическому, таинственному. К слову, важно заметить, что вся группа китов и кураторов поддерживала ту мистическую и немного пугающую атмосферу: отсутствие реальных имен, хэштеги с цифрами, которые ничего не значат для обычного человека, закрытые паблики, проверка на то, достоин ли человек играть в игру. Об атмосфере пабликов я лучше умолчу, сосредоточившись на том, как данная атмосфера влияет на сознание игрока. Но, возвращаюсь к играм непосредственно, приведу слова Роже Кайуа из книги «Игры и люди»: «Когда секрет, маска, переодевание выполняют некоторую сакраментальную функцию, можно быть уверенным, что перед нами не игра, а социальный институт». Итак, что мы видим? Теперь игра уже не просто способ времяпровождения, но нечто большее. Учение, стиль жизни, способ жизни. Если быть откровенно честным, то в таком случае «Кита» можно прировнять к некому подобию секты.

Как обещалось, немного об атмосфере пабликов, на которых сидели киты и кураторы. Атмсофера этих пабликов настолько гнетущая, что даже взрослому человеку может стать не по себе. Тонны видеоматериалов с суицидом, авариями, несчастными случаями, ужастиков, психоделических видео, скримеров. Более того, кое-где встречались даже материалы с расчленением и убийствами. Также присутствуют печальные картинки с надписями и подписями, суть которых в том, что ты никому не нужен, ничего не достоин. Все это поддерживается грустной музыкой. Все бы ничего, если бы все эти материалы не нужно было смотреть ночами напролет. «Разбуди меня в 4:20» – таков один из хэштегов, по которым кураторы находили потенциальных жертв. Также это из правил игры – вставать в 4:20. Человек, который проснулся в 4:20, способен воспринимать информацию, так как его мозг уже начинает в это время активизироваться. Однако всем известно, что детям нужно больше сна, чем взрослым. Да и воспринимать информацию полусонным достаточно сложно, учитывая, что информация подобного характера. В итоге за несколько дней такого режима у человека начинают появляться навязчивые идеи, его настроение плохое, а психологическое и физическое состояние с каждым днем ухудшается.

Неужели игра может быть способом воздействия на сознание? Именно так, несмотря на то, что игра может как быть частью манипулятивного акта, так и быть им.

В игре, как и в манипуляции ведущий игры задает ее сценарий, точно также, как манипулятор выстраивает свою манипуляцию. Например, в «Синем ките» уловкой, началом игры, важной для кита вещью является мнимый факт его ненужности. Игрок реагирует на болезненную для него тему. Теперь важно найти такие же важные темы, не отпуская и «ненужность». С этим с успехом справляются картинки с подписями и редкие беседы с другими игроками, а также неожиданное внимание со стороны тех, кто хочет поиграть, так и со стороны тех, кто против игры. При этом ведущий остается за кадром. О нем, по сути забывают, а он только тянет за нужные ниточки. Любая игра может наскучить, поэтому нужно придать ей «остроты». И с этим отлично справляются жуткие видео.

Важно заметить, что в игре каждый человек должен играть свою роль. И если в манипуляции 2 роди: манипулятор и тот, кем манипулируют, то игра, если отойти от сценария, начнет рушится. И отсюда вопрос: добровольно ли киты принимают свою роль, играя ее до конца? Думаю, что это зависит от психологического состояния субъекта. Но при этом ясно то, что куратор должен быть как минимум неплохим манипулятором, иначе есть шанс, что игра провалится. Собственно, это мы сейчас и видим. После того, как посади Море китов, каждый 3 теперь куратор. И именно этих новых кураторов и начали разыгрывать все пользователи соцсетей. Но где те, кто являются действительном опытными игроками и манипуляторами – этот вопрос мы почему-то забываем.

Также важной частью игры является выигрыш. И чаще всего выигрывают все игроки. Итак, что же получается? Куратор чувствует свою безразмерную власть, а кит причастность к чему-то большому, таинственному, а главное, что он наконец нашел людей, которые его понимают и принимают.

В ходе своего исследования я осознала, что «Игры смети» не то чтобы не новы, но не первые громкие случаи за последние года. На секунду перенесемся назад и вспомним повально-тотальное увлечением «Бабочками». Или проще говоря, анорексию. Те же группы, те же смыслы, объединения, диеты («в Китах задания»). Я не верю в теорию заговоров, но тенденция мягко говоря не совсем хорошая.

И замечу, что и в группах по анорексии чаще всего были люди школьного возраста.

Завершая свой доклад, хочу сказать, что среди опрошенных мною людей в возрасте от 12 до 50 лет (около 40 человек), около 85% считают, что виноваты родители, 10% винят родителей и окружение, а 5% считают, что это скуки и пресыщения современной молодежи.

 

 

Барышникова Елизавета Сергеевна,

Бутанаева Юлия Александровна,

Российский Государственный Университет Правосудия,

юридический факультет, студентки 2 курса

Научный руководитель:

Хохлова Ольга Михайловна, к.ф.н., доцент

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 248; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!