Значение традиционных ценностей для современного российского общества



 

В современном российском обществе преобразования в сфере науки и техники воздействуют на все стороны социальной жизни. Это сложное общественное явление, которое происходит не только в рамках технического прогресса. Научно-технический прогресс в современной жизни оказывает воздействие на изменение социальной структуры, образа жизни людей, ритм жизни, среду обитания и организационные формы общества. Изменяются условия труда, досуг, отношения с другими людьми, условия материального и духовного существования. Все эти условия несут в себе возможности для всестороннего развития человека.

Но меняется ли миропонимание и поведение, нравственные установки современного человека? Развитие технологий не гарантирует большей свободы и творческого самовыражения личности, поскольку возможна переориентация технологий на негативные цели. Сами по себе технологические изменения не способны определить развитие ценностей в сторону гуманизации отношений между людьми. Формирование информационного пространства страны становится важным культурным, экономическим и политическим фактором развития в XXI веке. Понятие информационного общества включает как технологический аспект, так и те принципы, которые формируют его смысловую структуру. Вместе с технологической составляющей информационное общество характеризуется ценностно-смысловой составляющей. Ценностная составляющая является необходимым условием жизни информационного общества. 

Сегодня мы можем сказать, что живем в переходную эпоху. Такое время всегда бывает противоречивым. С одной стороны, осуществляется переход жизнедеятельности человека и общества в иное качественное состояние, с другой – такое состояние выполнимо благодаря достижению равновесия и стабильности различных составляющих. Для достижения равновесия необходимо осмысление исторических и современных ценностей, способных объединить людей. Современные реалии общества порождают потребность в определенных обобщенных представлениях о сути процессов, свойственных российскому обществу. Как отмечает доктор политических наук, преподаватель РУДН Мчедлова М.М.: «Социально-культурные характеристики любой цивилизации исторически устойчивы, постоянны, они действуют на протяжении длительного времени, легко переживая не только смену очередных политических режимов, но и общественных систем» [4. С. 29].

Обращение к истокам национальной духовности стало значительной тенденцией современной культуры, поскольку в них выражены особенности исторической памяти и отечественных социокультурных традиций. Возрастает интерес к консервативным ценностям, которые сохраняют традиции и определенный стиль мышления. По разным определениям консерватизм представляет собой идеологию, стиль мышления и систему ценностей. В национальной философской энциклопедии дается такое определение: «Консерватизм – это защита установившихся социальных институтов и форм правления, культурных и религиозных традиций, убеждение в непреходящей ценности духовно-нравственных основ жизни и тех форм социальной жизни, которые сохраняют с ними связь» [5].

Социальными институтами, которые традиционно являются опорой и носителями консервативных взглядов, выступают государство, армия, школа, семья. Консерватизм обращен к опыту прошлого, он пронизан идеями исторического опыта, патриотизма, национальной самобытности, идеями религиозной традиции. «Анализ цивилизационных особенностей российского общества предполагает освещение глубинных факторов устойчивых традиций, свойственных его истории, специфике политико-экономической деятельности, общественной мысли, идеологии, духовной жизни и т.д. Главное здесь – анализ механизмов социального наследования преемственности, обусловливающих сохранение и трансляцию общероссийского достояния» [4. С. 33].

Русский консерватизм представляет собой сложный феномен. Он может рассматриваться как стиль поведения и образ жизни, как политическая идеология и практика, как мировоззрение. «Как мировоззрение консерватизм можно определить совокупностью психологических, религиозных, идеологических и философских установок, в основе которых лежит стремление к сохранению существующих в рамках определенной традиции духовно-нравственных идеалов, форм социального, политического и экономического бытия общества и человека» [1. С.7]. История русской консервативной мысли является уникальным источником идей и концепций о стратегии развития России, учитывающих особенности ее истории, культуры и народного мировоззрения.

 Основоположником русского консерватизма принято считать Н.М. Карамзина. Наиболее концентрировано проблема поиска пути России была разработана в труде Н.М. Карамзина Александру I «Записки о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», который открывает историю русской консервативной социально-политической мысли XIX века. Необходимо отметить, что мыслителей того времени отличало религиозное понимание мира и человека. Заслуга Н.М. Карамзина состоит в органическом понимании общества, в признании исторических традиций в процессах социальных обновлений, обосновании и отстаивании национально-патриотических ценностей. Он обращался к проблеме историчности человеческого бытия и говорил о необходимости воспитания исторической памяти и ответственности. 

В дальнейшем русский консерватизм в общественно-политической мысли был представлен славянофилами. Славянофилы и Ф.М. Достоевский выделяли в качестве базовых ценностей культурного мира России ценность целостной личности и соборной или духовной солидарности. В русской философской мысли личности традиционно принадлежит центральная роль – личности, осуществляющей свое призвание в духовно-социальном, народном служении. Соборность есть характеристика религиозно-мистического явления. Соборность, согласно определению А.С. Хомякова, – это единство верующих людей, устремленных к познанию высшей истины, на основе любви к истине и друг другу. Эти ценности являлись для славянофилов основой устроения общественной жизни России.

Для многих русских религиозных мыслителей XIX–XX веков, к творчеству которых мы сегодня вновь обращаемся, древнерусское наследие было связано с византизмом, и феномен византизма представлял для них значительный интерес. К. Леонтьев, Ф. Тютчев, Вл. Соловьев, В. Розанов пытались исследовать российскую духовную традицию через проявление византизма. Они пытались выйти через эти проявления к пониманию сути того исторического пути, по которому Россия двигалась на протяжении столетий. Русский мыслитель К.Н. Леонтьев показал фундаментальный идеал и формообразующий принцип русской культуры, ее принадлежность византийскому цивилизационному типу. Россия, по мнению Леонтьева, представляет собой сочетание славянского, восточного и византийского начал. Последним он придавал особое значение, поскольку истоки национальной самобытности следует искать в том, что скрепляет нацию в единое целое. Леонтьев первым применил термин «византизм», чтобы дать характеристику византийской цивилизации и показать ее влияние на русскую культуру. По мнению Леонтьева, византийский тип придал отечественной культуре своеобразие и неповторимость. К.Н. Леонтьев в книге «Византизм и славянство» пишет: «Что такое византизм? Византизм есть прежде всего особого рода образованность или культура, имеющая свои отличительные признаки, свои общие, ясные, резкие, понятные начала и свои определенные в истории последствия». Общая идея византизма «слагается из нескольких частных идей – религиозных, государственных, нравственных, философских и художественных». История отечественной культуры, по мнению Леонтьева, всегда основывалась на этих идеях. «Византизм организовал нас, система византийских идей создала величие наше, сопрягаясь с нашими патриархальными началами». Эта система, по мнению Леонтьева, организовала и упорядочила «славянский материал», придав ему определенную цивилизационную оформленность [2].

Выдающийся отечественный мыслитель Д.С. Лихачев, опираясь на традицию отечественной консервативной мысли, дал анализ ценностных оснований европейской культуры. Вслед за славянофилами он обращает внимание на соборность как специфическую черту русской культуры. «Соборность – это проявление христианской склонности к общественному и духовному началу» [3. С.32]. По мнению Д.С. Лихачева, соборность проявилась в терпимости в национальных отношениях. Выражением соборности является характерная для русской культуры открытость к восприятию других культурных миров, к их сохранению и творческому освоению. Стремление к духовно-творческому единству с другими культурными мирами, являющееся выражением соборности, стало основанием развития России как многонационального государства.

 

Литература:

1.Есюков А.И., Честнейшин Н.В., Честнейшина Д.А. / А.И. Есюков // Социальная филосфия русского консерватизма. - Архангельск, Поморский университет, 2009.

2.Леонтьев К.Н. Византизм и славянство / К.Н. Леонтьев. - Режим доступа: http://fictionbook.ru/static/trials/00/17/72/00177261.a6.pdf

3.Лихачев Д.С. Раздумья о России / Д.С. Лихачев. - СПб., 1999.

4.Мчедлова М.М. Российская цивилизация: вызовы XXI века / М.М. Мчедлова. - М., 2008.

5.Национальная философская энциклопедия. Режим доступа: http://terme.ru/termin/konservatizm.html

 

 

Цай Вэй, аспирантка.

 Китайская Народная Республика


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 230; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!