Детерминирующие историко-криминологические факторы проявления проституции на территории России



 

Проституция представляет проблему, основа которой может быть выражена в простой и ясной формуле, но чтобы проникнуть в сущность этого явления, понять причину его тысячелетнего существования, оценить применяемые методы борьбы с ним, а так же понять, какие последствия оставляет это явление, нужно представить, что проституция — голова Януса, одно лицо которого обращено к природе, а другое — к культуре.

Связь проституции как социального явления с культурой и цивилизацией проявляется достаточно явно. Вместе с тем, сущность ее осталась почти не затронутой прогрессом. И долгое время неизменно культура стояла против проституции, как нечто явно не слившееся с ней. Но можем ли мы говорить о таком положении и в наше время, в современной России? Ведь очевидно и то, что недостаточно одного лишь природного или биологического корня проституции, чтобы объяснить ее живучесть и бесплодность борьбы с ней в наше время.

Таким образом, если проституция в глубочайшей основе своей и связана с первобытным, примитивным биологическим инстинктом, то в социальном отношении она, безусловно, представляет болезненный общественный процесс антисоциального характера.

В России, как и в других странах, проституция существовала издревле. Однако в средние века в нашей стране не было официальных борделей, как в Западной Европе. Известен изданный в 1649 Алексеем Михайловичем указ, в котором царь требовал следить, чтобы «на улицах и в переулках бляди не было».

Начало широкому распространению проституции и одновременно официальной борьбе с нею было положено во времена Петра I. Военный устав 1716 требовал пресекать наличия проституток при солдатских полках. В то же время в стране появились публичные дома, количество которых пытались сокращать разными указами и постановлениями, начиная с 1718. При Екатерине II правительство приняло указы, направленные не только на пресечение занятий проституцией, но и на перевоспитание падших женщин (их направляли работать на фабрики или передавали в «смирительные дома»). Был издан «Устав городского благочестия», в котором вводились обязательные врачебные осмотры и пребывание проституток в специально отведенных для этого районах.

Терпимое отношение к поставленной под государственный контроль проституции сменилось запретительными репрессиями при Павле I и Александре I. Поскольку строгий запрет не дал результатов, Николай I в 1840 вернулся к системе регламентации и врачебно-полицейскому надзору за проституцией. В интеллигентской среде дореволюционной России сложилось представление о проститутках как о «жертвах общества», достойных жалости, а не осуждения.

После революции 1917 ситуация с проституцией в России в корне изменилась. Уже в первые годы советской власти количество проституток резко сократилось. Проституция была объявлена социальной аномалией, порожденной предыдущем строем. Об этом, в частности, свидетельствует решение Всероссийского совещания работниц, проходившего в Москве в ноябре 1918 г.: «Исходя из того, что корни проституции зарыты глубоко в капиталистическом обществе, совещание призывает бороться с проституцией не только закрытием домов терпимости, не только наказанием сводников и продавцов живого товара и устраиванием домов для спасения падших девиц, а революционным искоренением всех остатков капиталистического общества при переходе к коммунистическому хозяйству, введением обеспечения материнства, осуществлением государственного воспитания детей и заменой буржуазной семьи свободным браком» (2, с. 321). Это было декларирование нового способа решения проблемы существования сексуальной коммерции.

Властным структурам необходимо было решить и такую важную проблему, как искоренение того значительного количества проявления проституции. Одной из главных проблем было отсутствие какого-либо законодательства, связанного с наказанием за занятия проституцией, сводничеством, не было и регламентации действий для формирующихся правоохранительных органов, учреждений социальной помощи. Им приходилось действовать, руководствуясь ментальными представлениями о нормах сексуальной морали.

Одним из вариантов борьбы с проституцией был предложен труд, так А. М. Коллонтай в 1920 г. указывала: «Пока мы будем иметь нетрудовое женское население, существующее на средства мужа или отца, до тех пор будет существовать купля и продажа женских ласк» (2, с. 323). Так в статье 12 Конституции СССР 1936 года писалось: «Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: кто не работает, тот не ест». На самом деле, данный метод оказался достаточно действенным, власти удалось ввести правильный взгляд на труд в обществе.

В принятом в 1922 г. Уголовном Кодексе РСФСР появились статьи, определяющие наказание за притоносодержательство, за принуждение к занятиям проституцией, а также за вовлечение в сексуальную коммерцию несовершеннолетних. Статьи, преследующей за торговлю собственным телом, не было. Это позволяет подтвердить то, что на властном уровне проституция считалась формой аномального поведения, навязанной объекту социальной средой. Самой же проституирующей женщине статус девианта не приписывался. Известный венеролог В. М. Броннер в 1924 г. вообще заявлял: «Основное положение, из которого мы исходим при построении нашей работы, это то, что борьба с проституцией не должна быть заменена борьбой с проституткой. Проститутки - это только жертвы или определенных условий, или тех мерзавцев, которые их в это дело втягивают» (4, с. 345).

В первое послереволюционное десятилетие, политику по борьбе с проституцией в целом можно охарактеризовать как проявляющуюся в резком осуждении, в первую очередь, именно стороны «спроса». Обращавшийся к проститутке мужчина сразу получал статус девианта, который носил ярко выраженную социально-политическую окраску.

В СССР уровень спроса на услуги проституток был настолько мал, что данной деятельностью население почти не занималось. Проституция не распространялась и по причине того, что ценности и мораль человека того времени не позволяли ему совершать подобные деяния. Главной ценностью являлась семья, и каждый старался внести в нее свой вклад, причем не только материальный, уделялось внимание духовному и культурному развитию ее членов. При этом в обществе порицался и распад семьи и само неподобающее поведение супругов. В целом, если говорить о тех моральных и нравственных устоях, которые существовали в те времена, то можно сделать вывод о том, что идеология коммунизма давала людям то, что необходимо для построения здорового общества. Без проявления такой девиации как проституция. Если готовить о литературе, то отсутствовали такие слова как стриптиз, садизм, мазохизм, половые извращения, проституция, порнография, которые вообще вызывали ужас у населения. Телевидение не транслировало программы, развращающие население, кинематограф так же не выпускал то, где демонстрируется жизнь, не наполненная высокими ценностями морали и нравственности. Всего этого получилось достичь власти путем ведения политики, которая касалась всех сфер жизни общества, при этом давая людям те знания о жизни, которые не навредили бы, а также позволили построить здоровое общество и, как следствие, счастливую жизнь.

Но к концу восьмидесятых годов ситуация в корне изменилась. Конечно, это связано с тем, что СССР, к сожалению, начал разваливаться как страна, и это совпало с началом сексуальной революции в России. В то же время торговля женским телом стала одним из доходнейших предприятий, и она тут же попала под контроль организованной преступности. Правоохранительные органы были бессильны бороться с дикой проституцией. А уже в начале девяностых годов 40% опрошенных школьниц в возрасте от 14 до 17 лет называет профессию валютной проститутки самой престижной.

С падением «железного занавеса» началась массовая миграция русских девушек в страны Западной Европы. Под благовидной вывеской сексуальной терпимости происходит то, что называется развращением сознания. И в этом ведущую роль играют средства массовой информации, и прежде всего это низкопробная западная продукция, которая оказалась в свободном доступе, а также в неконтролируемых количествах стала поступать с экранов телевизоров. Конечно такая ситуация провела к тому, что сознание людей начало наполняться знаниями, которые только могли навредить психике и как следствие вызвать огромный всплеск преступности в целом. Это и произошло. Но проблема проституции получила распространение не только из-за этого фактора. Отсутствие идеологии, воспитания и в целом, культурного просвещения людей так же сыграло немаловажную роль. Невозможно не сказать и о том, что проституция для многих женщин оказалась весьма прибыльным занятием. И поскольку экономическая ситуация после развала СССР оставляла желать лучшего, преступная деятельность стала привлекательной для населения. В России наступил сильнейший кризис, проявление которого присутствовали во всем, резко обострилось социальное неравенство, произошло расслоение общества на богатых и бедных, отмечался очень низкий уровень социальной обеспеченности значительной части населения, в том числе молодежи. Помимо этого, в России не была признана ни одна идеология, перестало существовать и нравственное воспитание. В обществе высокие моральные идеалы очень быстро потеряли стой статус, а их границы были размыты.

Запад стал заниматься сексуальным просвещением детей. Причем оно носит брутальные (жестокие) формы: от мультиков с сексуальным подтекстом до большого количества фильмов, включающих сцены сексуального насилия. Все это поглощается мозгом без переработки на уровне подсознания. Именно на это и было рассчитано. Запад получил возможность влияния на жителей бывшего СССР, и это влияние не являлось положительным. После распада мировой державы другим странам было выгодно сделать из народа такой державы марионеток и ослабить его силу. Как следствие вливание западных стандартов и идеалов в российское общество вызвало всплеск негативных тенденций, в частности проституции.

В одном из закрытых научно-исследовательских институтов были проведены пилотные исследования влияния проституции на психологическое здоровье популяции в целом. Результаты оказались очень интересными. Оказалось, что большинство половых актов, происходящих у мужчин с проститутками, имеет свои специфические черты. Так половой акт, лишенный нежности между партнерами в форме брутального и жесткого совокупления вызывает привыкание у молодых мужчин и такая форма секса у него может закрепиться. Позже он сможет только грубо вступать с женщиной в близость, а если та потребует нежности, то у него скорее всего возникнут проблемы с потенцией. Из этой категории лиц вполне могут сформироваться насильники и маньяки. В совокупности, в промежутке от 25 до 35 лет мужчины ориентированы на создание семьи и репродуктивную (воспроизводящую) функцию, поэтому проститутка может отвлечь его от реального объекта любви, что может фатально сказаться на его семейных отношениях. Выводы данных исследований очевидны, проституция несет в себе разрушительную силу для всего общества в целом и для отдельных людей в частности.

Главными причинами развития проституции принято считать бедность, а также исторически сложившееся «бесправие женщин» по сравнению с мужчинами. Однако при этом очевидно, что проституция развивается не только поэтому, в обществе происходит и обесценивание отношений, и потеря главных ценностей. Конечно, есть точка зрения, согласно которой корни проституции лежат в биологическом начале человека, но для современного общества данная причина навряд ли может считаться одной из главных. Чтобы понять причины развития проституции необходимо обратить внимание еще на один очень важный аспект – клиенты, те, кто составляет спрос на данный вид деятельности. И здесь основными детерминирующими факторами являются психическое здоровье человека, воспитание, моральные установки и ценности и отношение общества к использованию данной услуги.

Активно внедряемые криминальными структурами специфические модели проведения досуга (с использованием наркотиков, алкоголя, порнопродукции, казино), стандарты поведения и решения жизненных проблем («бери от жизни все» и т.п.), влечет не только деформации нравственного сознания, но и в значительной степени детерминирует развитие криминального рынка товаров и услуг (1, с. 504).

На сегодняшний день в России проституция преследуется уголовным и административным законом. Так статьей 241 Уголовного Кодекса Российской Федерации закреплены законодательные нормы, сроки наказания, условия квалификации преступления и размер штрафов. Данная статья называется «Организация занятия проституцией» и предусматривает такие санкции как штраф, принудительные работы, лишение свободы, но те установленные размеры санкций, так малы, что просто несопоставимы с тяжестью последствий, вызываемых таким преступлением. Насколько можно считать сопоставимыми деяние и наказание, предусмотренное за его совершение, является важным вопросом. Учитывая все аспекты такого преступления, а также полученную прибыль, санкции кажутся ничтожными, что не может не отразиться динамике данного преступления.

Что же касается наказания за саму проституцию, которое возможно было бы применить непосредственно к «жрицам любви», то здесь законодатель по какой-то причине ограничился лишь включением норм в Кодекс об Административных Правонарушениях. Так статья 6.11 КоАП РФ предусматривает наказание за занятие проституцией, в виде наложения административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей. В уголовном законодательстве вообще отсутствует подобная норма, что можно считать одним из главных факторов развития проституции в современном обществе. Кроме того, статьей 6.12 КоАП РФ установлена санкция за получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией, которая влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток. Вопрос о достаточности данной санкции является спорным. Скорее всего, наложение такого штрафа не будет существенно ущемлять материальное положение того, кто извлекает доход из проституции.

Исходя из вышесказанного со всей очевидностью следует вывод о несоответствии масштабов рассматриваемого негативного явления и мер социального контроля за ним. Таким образом, приходится констатировать, что в постсоветский период проблема проституции только обострялась. Огромное количество циничной рекламы встречается на каждом шагу, при этом непрерывность и массовость размещения подобной информации говорят об организованной преступной деятельности.

К причинам существования в нашей стране проституции как социального явления относят комплекс социально-экономического (материальное неблагополучие), морально-этического (падение нравственности, потребительское отношение к человеку) и физиологического (сексуальные потребности) факторов. Проституция как социально-экономическое явление является побочным продуктом соответствующих общественных отношений (товарно-денежных), что особенно заметно в рыночной системе, где так называемая предприимчивость ведет к предложению потребителям всевозможных законных и незаконных товаров и услуг. Эта система одновременно порождает и аморальность как специфическое явление общества потребления, что определенным образом оправдывает и обеспечивает массовый спрос на проституцию, т.е. соответствующую услугу. На социально-психологическом уровне причина распространения проституции заключается в том, что в сфере сознания за относительно короткий период времени произошла деградация нравственных ценностей, регулирующих отношения половой морали.

С точки зрения важных условий, способствующих широкому распространению проституции, необходимо признать, что проблема существенно усугубляется несовершенством законодательства, и недостатками в правоприменительной деятельности. С проституцией связан целый ряд общественно опасных проявлений: связь с алкоголизмом и наркоманией, инфекции и утрата здоровья, в том числе репродуктивного, искажение и деградация личностных качеств, аморальность и связь с правонарушениями.

Все это подтверждает необходимость борьбы с проституцией как социальным отклонением в целях снижения его криминогенного потенциала, защиты общественной нравственности и здоровья населения, что в конечном итоге связано с сохранением и развитием человеческого потенциала нашего общества, включая его демографический компонент. Россия на сегодняшний день, безусловно, идет по своему уникальному пути, но не стоит забывать о том, что имело место еще задолго до становления России как государства. В частности, современному обществу необходима не только качественная правильная идеология, но и четкий контроль со стороны власти за той информацией, которая идет в массы. В связи с этим, невозможно не обратиться к тому положительному опыту борьбы со многими негативными факторами и преступлениями, например, в СССР. Возможно, та политика, которая существовала тогда, тот коммунистический строй и те методы осуществления власти, и есть ключ к решению многих проблем современной России.

 

Список литературы:

1. Гилинский Я.И. Криминология: теория, история, эмпирическая база, социальный контроль. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2009. 504 с.

2. Лебина Н. Советская повседневность. Нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю. М.: Новое литературное обозрение, 2016. 588 с.

3. Сагадарова В. Б. Основные факторы, детерминирующие развитие криминального рынка услуг, запрещенных в обороте в Восточно-Сибирском регионе [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 188-191.

4. Котлярский М.И., Люкимсон П. Тайны еврейского секса. М.: Феникс, 2008. 496 с.

 

 

Балданова Дарима Дугаровна,

Российский Государственный университет правосудия,

Юридический факультет, студентка 3 курса

Научный руководитель:

Хохлова Ольга Михайловна, к.ф.н., доцент


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 185; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!