О правосознании и идеалах русской интеллигенции



«Сознание русской интеллигенции никогда не выдвигало тот идеал личности, который должен был бы выдвинуться, прежде всего, при условии преобладающего интереса к вопросам внешнего общественного устроения, а именно идеала правовой личности»

(«Вехи»)

 

Впервые слово «интеллигенция» в русской литературе употребил И.С. Аксаков, в статье «Отчужденность интеллигенции от народной стихии», опубликованной в газете «День», 21 октября 1861 года. Первоначально интеллигенцией называли образованную, критически мыслящую часть общества, социальная функция которой однозначно связывалась с активной оппозицией самодержавию и защитой интересов народа. Главной чертой сознания интеллигенции признавались творчество культурно-нравственных ценностей и приоритет общественных идеалов, ориентированных на всеобщее равенство и интересы развития человека (1). В дальнейшем понятие интеллигенции было включено в философский контекст. В частности, в социальной философии эта проблема исследуется, главным образом, в цивилизационном контексте.

Понятие «интеллигенция» занимает особое положение в российской науке. По своей сути оно сложное и неоднозначное, и вокруг него уже многие десятилетия не утихают споры в интеллектуальных кругах. В Словаре русского языка С. И. Ожегова интеллигенция – это работники умственного труда, обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.

У ряда средневековых и новоевропейских мыслителей это носители знания, связанного с непосредственным, умным созерцанием и целостным пониманием сверхчувственных сущностей. В диалектической традиции философствования интеллигенция сопрягается с разумным мышлением, т. е. даром синтетического понимания предмета в единстве его противоположных свойств и тенденций развития. Такая трактовка свойственна Гегелю.

Словарь философских терминов раскрывает философско-гносеологический смысл этого понятия. С этой позиции интеллигентом, в отличие от интеллектуала, следует считать человека (независимо от его социального статуса), который обладает синтетическим теоретическим разумом и одновременно, обостренной нравственно-практической интуицией, т. е. разумом (или интеллигенцией) сердца (2). «…Интеллигент ­– это не просто, так сказать, один «квант» интеллигенции и даже не обязательно представитель этого социального слоя, а человек, обладающий большой внутренней культурой (высшее образование при этом может и отсутствовать); поэтому интеллигента можно встретить и в университетской аудитории, и в заводском цеху, и за штурвалом комбайна» (2).

По мнению исследователя Л.П. Крысина, у интеллигента «высшее образование может и отсутствовать». Это утверждение может показаться спорным, но если рассматривать категорию «интеллигенция» как нравственную, то, наверное, он будет прав. Например, сегодня отмечается следующая тенденция: человек может «купить» два диплома о высшем образовании, но если он «хам», «жлоб», обыватель (противоположно интеллигенту), то его не исправит и образование.

И все же, поскольку в нашей статье речь идет о русской интеллигенции, на основе общетеоретических трактовок, которые предлагались выше, попытаемся сформулировать свое определение «русской интеллигенции». Русская интеллигенция – это особое общественное сословие в нашем государстве, исторически сложившееся, обусловленное своими уникальными признаками – ментальностью, духовностью и мировоззрением. Ментальность русской интеллигенции, на мой взгляд, проявляется в таком уникальном национальном качестве и нравственном признаке, как духовность: духовность всегда была приоритетом нашей интеллигенции. Мировоззрение раскрывается во взглядах русской интеллигенции на представлениях об обществе и его социальном идеале.

Современные авторы высказывают различные взгляды на особенности русской интеллигенции. Но хотелось бы остановиться на двух противоположных мыслях об интеллигенции в России. Например, в своей статье А. Ткачев отметил следующее: «…в минувшем осталась интеллигенция разночинная. Осталась интеллигенция советская. В парижских кофейнях память о себе оставила интеллигенция эмигрировавшая, поспособствовавшая гибели родной страны собственной ленью, позерством и ограниченностью. А еще была интеллигенция, чем-то по привычке гордившаяся, но не умевшая себя ни прокормить, ни защитить».

Современный публицист Д. Быков о сущности русской интеллигенции выразился более оптимистично: «Слово «прослойка» надо забыть… Интеллигенция – это не отдельная часть народа, это просто лучшая часть народа. Это тот же самый народ, читающий книжки. Народ, подвергнутый определенной радиации, излучению… 70% советских людей имели на полках полные собрания сочинений русских классиков. Весь советский средний класс, который Солженицын так высокомерно назвал «образованщиной», – это и была на самом деле интеллигенция. Небольшой процент этой интеллигенции сегодня остался, уцелел, не уехал, не спился, не умер. Интеллигенция – это идеальное состояние народа, то, к чему он движется» (3).

Какие же у представителя интеллигенции могут быть идеалы? Скорее всего те, которые формировались исторически: идеалы чести, идеалы правды, идеалы добра, идеалы разума и просвещения, идеалы морали и нравственности, социальные идеалы, имеющие отношение к общественному устройству и др. В частности, у «жлоба», обывателя идеалы чести, добра, порядочности отсутствуют; там совершенно иные ценности. Как отмечает в своем исследовании В. С. Ткачев, «…осмысление идеалов производилось в течение всей истории существования российской культуры, но самая активная работа начиналась, как правило, в эпохи кризисов… В настоящее время интеллигенция недостаточно готова к тому, чтобы сформулировать новый общественный и гносеологический идеал, а причина этой неготовности коренится в состоянии общественной жизни» (4). Нынешняя социальная элита не представляет собой носителя нравственного идеала, поэтому она не способна сформировать правовой идеал, который бы отвечал нравственным представлениям общества. В качестве примера социальной элиты можно привести настоящую, подлинную советскую интеллигенцию, которая была действительно носителем нравственного идеала; она не была против власти и не противостояла ей.

Драматическая коллизия, сопровождавшая в дальнейшем всю историю русской интеллигенции, – это сложные взаимоотношения интеллигенции с властью и государством. С одной стороны, интеллигенция рекрутирована властью, ее деятельность мотивирована гражданским долгом перед Отечеством, его духовным благом и процветанием; с другой – интеллигенция сама творит себя. Она не порождается властью; она сама определяет смысл и цели своей деятельности, связанной с творчеством и распространением культуры, общечеловеческих ценностей, идеалов разума и просвещения, а не служит лишь интеллектуальным культурным орудием политической воли самодержавного монарха и его бюрократического аппарата (5). Согласно одной из трактовок интеллигенции в философском словаре, интеллигенция — это прослойка людей, лишенная предрассудков, стремящихся к образованию, поэтому она духовно более подвижна, менее предсказуема и с большим трудом поддается политическому руководству, чем другие группы населения.

Ряд авторов, занимающихся исследованием русской интеллигенции, утверждает, что она по своей сути всегда оппозиционна. Так, Б. А. Успенский отмечает: «Традиция оппозиции, противостояния объединяет интеллигенцию разных поколений: интеллигенция всегда против — прежде всего она против власти. Именно оппозиция лежит у истоков русской интеллигенции» (6). Размышления исследователя по поводу оппозиции интеллигенции, на мой взгляд, можно оспорить. Все же характер и направленность нашей интеллигенции будет проявляться в зависимости от того, каково ее классовое содержание в данный исторический период. Например, в годы, предшествовавшие революции в России, оппозиция по своей сути была близка к нигилизму, а если точнее, к правовому нигилизму, и здесь формулируется следующий вывод: правовой нигилизм присущ русской интеллигенции более, нежели правовое сознание, но в конкретные исторические периоды это проявляется по-своему.

Какие же признаки правового сознания вбирает в себя наша интеллигенция? Я думаю, одно из основных – это правовой идеал; мораль и нравственность. Почему же интеллигенция игнорирует, отрицательно относится к власти и праву? На мой взгляд, для интеллигенции важен нравственный идеал, поскольку мораль она ставит выше права; элементом же правового сознания является правовой идеал. А у интеллигента приоритет морали над правом обусловливает приоритет нравственного идеала над правовым. Далее, причиной такого отношения является ныне существующий порядок в государстве: реальное отсутствие «регламентированных» прав и свобод граждан, закрепленных главным законом страны (регламентированы – значит, прописаны законом; (только прописаны на бумаге). Право характеризуется именно императивностью, принуждением, а не гражданской ответственностью, моралью и нравственностью.

Русскую интеллигенцию всегда характеризовала забота о судьбе России; ее представители думали о тех людях, которым плохо, – об униженных и оскорбленных. Напрашивается мысль, что как раз русская интеллигенция и обладала тем истинным правосознанием –­ моралью и нравственностью в его высшем проявлении.

 

Список литературы:

1. Быков Д. Интеллигенция – лучшая часть народа. // © 2013. Наша Газета – NashaGazeta. ch.

2. Вялов А.И. Русская интеллигенция XIX века: понятие, формирование, состав. // Энциклопедия интеллигентизации отношений, 2013. http:// revolution. allbest. ru/ history/ d00239669. html.

3. Дефицит права, правосознания на Руси и русская интеллигенция. "Электронная библиотека по философии - http: // filosof. historic. Ru

4. Крысин Л.П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета. Библиофонд // www. philology. ru

5. Новая философская энциклопедия, Т. 2. В. С. Степин, Г. Р. Селигин., Москва «Мысль», 2001.

6. Философский словарь. / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1986.

7. Ткачев А. Вопрос об интеллигенции. // Интернет-журнал/ Общество, 2011.

8. Ткачев В.С. Идеалы как интегрирующие факторы развития духовной культуры общества: на материале росс. обществ. мысли: автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 09. 00. 11 / . – Иркут. гос. экон. акад. – Иркутск, 2000. – 35 с.

9. Успенский Б.А. Из истории русского литературного языка XVIII – начала XIX века: Языковая программа Карамзина и ее исторические корни. М., 1985.

 

Алексеева Юлия Павловна,

Восточно-Сибирский филиал

Российского Государственного Университета Правосудия,

факультет подготовки кадров для судебной системы

(юридический факультет), студентка 3 курса

Научный руководитель:

Хохлова Ольга Михайловна, к.ф.н., доцент


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 318; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!