Общественно-политические взгляды Н.В. Гоголя в свете его личной переписки



Н.В. Гоголь занимает особое место в историко-культурном пространстве России. И оставил он после себя не только потрясающие художественные произведения, но и интереснейшую переписку. В своих письмах к крупнейшим деятелям культуры того времени он предстает перед нами в самых разных обликах – как журналист и педагог, как моралист и литературный критик, но прежде всего, как человек, любивший свою Родину и радеющий за свое Отечество.

Общественная позиция Н. В. Гоголя во многом была определена поступательным движением русского национального самосознания, связанного со славной эпопеей 1812 года, с общественным подъемом, ростом прогрессивных и демократических идей, отражавшим нарастание народного гнева, с углублением кризиса феодально-крепостнического строя.

Проследить отношение Гоголя к правящим в его время в России порядкам по художественным произведениям легче: «Ревизор», «Миргород», «Вий», «Нос»… Наконец, «Мертвые души». Во всех произведениях писателя осуждение общественных пороков России явно. С перепиской работать сложнее, ведь в письмах все мысли кратки, и они – только авторские. Отсутствует сюжет, нет литературных героев. Но только здесь писатель абсолютно открыт перед нами, т.к. именно в письмах мысли первозданны, они не правились и не переписывались, не страшились цензуры. Вот строки из письма Г. И. Высоцкому, лицейскому товарищу Н. В. Гоголя: «Ты знаешь всех наших существователей… Они задавили корою своей земности, ничтожного самодоволия высокое назначение человека» (www.feb-web.ry. ФЭБ. Гоголь – Высоцкому Г.И., 1827. Стр. 97). В этих строчках явное неприятие царящих в России бездуховности и невежества, косности и несправедливости правящего класса. А из письма П. П. Косяровскому, написанного в 1827 г., мы делаем вывод о мечте Н. В. Гоголя посвятить себя борьбе с неправосудием, величайшим в свете несчастием, царящим в России: «Ещё с самых времён прошлых, – писал он, – с самых лет почти непонимания я пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужною для блага государства, я кипел принести хотя малейшую пользу...» (3, Т.1, стр. 89).

Анализируя факты гоголевской биографии, мы видим, что он пробовал себя на разных поприщах: в качестве государственного чиновника, преподавателя университета, ученого-историка, писателя. И это не метания из стороны в сторону. Всю жизнь Н. В. Гоголь трудился на одном поприще – на службе у России. Еще совсем юным, в годы учебы в нежинской гимназии (1821–1827 гг.), Н. В. Гоголь в письме к матери писал: «Испытую силы для поднятия труда важного, благородного на пользу отечества, для счастия граждан, для блага жизни себе подобных, и, дотоле нерешительный, неуверенный в себе, я вспыхиваю огнем гордого самосознания…Через год я вступлю в службу государственную» (3, Т.1, стр. 68). Об этом же мы узнаем из еще одного письма 1827 г. П. П. Косяровскому: «Холодный пот проскакивал на лице моем при мысли, что, может быть, мне доведется погибнуть в пыли, не означив своего имени ни одним прекрасным делом: быть в мире и не означить своего существования – это было для меня ужасно» (3, Т.1, стр. 93). В словах этих – готовность служить Отечеству.

Критическое отношение к российским общественно-политическим принципам, судя по письмам Н. В. Гоголя, с годами обостряется. 1 февраля 1833 г. в письме М. П. Погодину он пишет: «Чем знатнее, чем выше класс, тем он глупее. Это вечная истина! А доказательство в наше время!» (Т. 1, стр. 78). В письмах М. П. Погодину периода 30-х годов XIX века мы видим и неуважительное отношение Н. В. Гоголя к служителям церкви (именно к служителям, а не к Богу как таковому), и едкие высказывания о правящем классе.

Российская действительность середины XIX века – это жизнь, наполненная бюрократизмом чиновничьего аппарата, это чинопочитание как один из принципов государственной власти. И пример тому строки Н. В. Гоголя из письма М. П. Погодину от 6 мая 1836 г.: «…ничего не может быть мучительнее, как кланяться директорам, инспекторам… Нет, черт их возьми…» (4, Т. 1, стр. 82).

Еще одна историческая примета XIX века – цензура. Всегда и во всем. И подтверждение этого письмо М. П. Погодину от 11 января 1834 г., в котором Н. В. Гоголь сетует на подчиненных цензуре издателей (он называет их в письме «наездники»), тем самым подтверждая и критикуя отсутствие свободы слова в России: «Но вот что плохо, что все мы в дураках! …И вот литература наша без голоса! А между тем наездники эти действуют на всю Русь. Ведь в столице нашей чухонство, в вашей купечество, а Русь только среди Руси» (4, Т. 1, стр. 79).

В этих строках и еще одна реалия николаевской России – низкая образованность большой части представителей чиновничьего класса, так неприятная Н. В. Гоголю и осуждаемая 15 мая 1836 г. в еще одном письме: «…но грустно мне это всеобщее невежество, движущее столицу… Это говорят люди государственные, люди выслужившиеся, люди, которые должны бы иметь на сколько-нибудь ума, чтобы понять дело в настоящем виде, люди, которые считаются образованными и которых свет, по крайней мере русский свет, называет образованными… это невежество всеобщее» (4, Т. 1, стр. 76).

17 апреля 1835 г. Гоголь напишет в письме М. П. Погодину удивительно точно: «У нас единственно исправная вещь: почтамт» (4, Т. 1, стр. 81). В этих словах – язвительная ирония в адрес государственных учреждений всей России.

Отечество не всегда благосклонно к писателю… Не являются исключением и времена Гоголя. Горькие слова об этом пишет он в послании М. П. Погодину 10 мая 1836 г.: «Писатель современный, писатель комический, писатель нравов должен подальше быть от своей родины. Пророку нет славы в отчизне…как-то тягостно грустно, когда видишь против себя несправедливо восстановленных своих же соотечественников, которых от души любишь, когда видишь, как ложно, в каком неверном виде ими все воспринимается…» (4, Т. 1, стр. 82).

А в еще одном письме, датированном 23 апреля 1839 г., мы, наконец, прочтем: «Не житье на Руси людям прекрасным. Одни только свиньи там живущи» (4, Т. 1, стр. 84).

Находясь продолжительное время вдали от России, Н. В. Гоголь неизменно возвращается на Родину. Возвращается, продолжая ее любить, и до конца своей жизни не оставляет раздумья о переустройстве российского общества.

Знакомясь с перепиской Н.В. Гоголя, мы сталкиваемся с интересами писателя в области изучения истории. Это внимание неслучайно. Ведь, размышляя о судьбах Родины, человек вольно или невольно, но в любом случае обращается к истории, к тем урокам, что может преподнести нам прошлое.

В 1830-1835 гг. Н.В. Гоголь много времени тратил на исторические исследования, изучал работы ведущих российских и иностранных историков. Он собирался создать капитальный труд по истории Южной Руси и писал по этому поводу: «Я решился принять на себя этот труд и представить, каким образом эта часть отделилась от России, какое политическое устройство она получила, находясь под чужим владением, как образовался в ней воинственный народ, означенный совершенной оригинальностью характера и подвигов, каким образом он три века с оружием в руках добывал свои права и упорно отстаивал свою религию, как, наконец, навсегда присоединился к России» (5. Т. 1, стр.88.). В этих словах ответ Гоголя тем, кто пытается его представить как «чисто украинского писателя». Родина Гоголя – Россия, в которой он видел воплощение дружбы и общей судьбы русского и украинского народов. Задуманному историческому труду помешало лишь то, что Гоголя увлекла литературная стезя. Он отказался от профессуры в 1835 г., но те материалы, которые он готовил к написанию, свидетельствуют о точном и ясном понимании им хода и смысла процессов, происходивших на южнорусских землях. Общий набросок этих процессов Гоголь представил в статье «Взгляд на составление Малороссии».

В переписке Н. В. Гоголя не только критика и боль от порядков, царящих в общественно-политической жизни Отечества. Здесь – любовь к Родине и тоска по ней. Например, 18 марта 1837 г. он пишет из-за границы М. П. Погодину: «Я живу около года в чужой земле. Вижу прекрасные небеса, мир, богатый искусствами и человеком… Ни одной строки не мог посвятить я чужому. Непреодолимою цепью прикован я к своему, и наш бедный, неяркий мир наш, наши курные избы, обнаженные пространства предпочел я лучшим небесам, приветливее глядевшим на меня» (4. Т. 1, стр. 84). И это же письмо он заканчивает словами: «Напиши мне что-нибудь про ваши московские гадости. Ты видишь, как сильна моя любовь, даже гадости я готов слушать из родины» (4. Т. 1, стр. 84). Об этой любви и строки еще одного письма - 10 сентября 1836 г. Гоголь пишет так: «…вокруг меня чужбина, но в сердце моем Русь, …одна только прекрасная Русь» (4. Т. 1, стр. 82).

Преданность России была свойственна Н. В. Гоголю на протяжении всей жизни. Не изменил он этой преданности и в свои последние годы. В русской литературе XIX века Гоголь с самого начала своей деятельности был сторонником духовно-нравственного пути развития русской мысли (а не общественно-политического, как, например, А. И. Герцен или Н. П. Огарев). Пристальное внимание к внутренней сущности человека оставалось свойственным Гоголю всегда, несмотря на изменения, которые претерпевало мировоззрение писателя за все годы творчества. Именно с изменением внутреннего мира человека связывает Н. В. Гоголь надежды на преобразования в его Отечестве.

Выражая свое отношение к Родине и Отечеству, в «Выбранных местах из переписки с друзьями» Гоголь пишет: «...Тому, кто пожелает истинно честно служить России, нужно иметь очень много любви к ней, которая бы поглотила уже все другие чувства, - нужно иметь много любви к человеку вообще и сделаться истинным христианином, во всем смысле этого слова» (6. Стр. 7.). Мы видим во взглядах позднего Гоголя значительные изменения: основное внимание обращает он на преобразование человека только с помощью религии. Но, на мой взгляд, не изменил Н. В. Гоголь себе в главном – желании позитивных преобразований в своем Отечестве. «Мысль о службе у меня никогда не пропадала, - говорит он в конце жизни. - Я не совращался с своего пути... Предмет у меня был всегда один и тот же: предмет у меня был жизнь, а не что другое... Я чувствовал всегда, что буду участник сильный в деле общего добра и что без меня не обойдется... Мне захотелось служить земле своей...», - приводит в пример слова Гоголя Д. С. Мережковский (7. IX).

6 марта москвичи хоронили любимого писателя. Вся Москва была на этом печальном празднике. «Кого хоронят? – спросил прохожий, встретивший погребальное шествие, – Неужели это все родные покойника?». «Хоронят Гоголя, – ответил один из молодых студентов, шедших за гробом, – и все мы его кровные родные, да еще с нами вся Россия»…

Список литературы.

1. Гоголь Н.В. Собрание сочинений. М., 1994.

2. Гоголь Н.В. Сочинения. М., 1959.

3. www.gogol.lit-info.ry. Письма Н. В. Гоголя. Под ред. В. И. Шенрока.

4. Переписка Н. В. Гоголя. Под ред. Вацуро В.Э. М., 1988.

5. www.feb-web.ry. Вересаев В.В. Гоголь в жизни.

6. www.e.-kniga.ry. Электронная библиотека художественной литературы. Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями.

7. www.az.lib.ry./Классика: Мережковский Д.С. Гоголь и черт.

8. www.verav.ry. «Русский писатель Н. В. Гоголь (1809 – 1852)».

9. www.yabloko.ry. К. В. Мочульский «Духовный путь Гоголя».

10.  С. Рыбаков «Русский мир Николая Гоголя». Еженедельник «Слово». М., май 2009.

 

 

Суранова Елена Михайловна,

аспирантка Байкальского университета

Туев Василий Афанасьевич,

профессор БГУ


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 3109; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!