Уклад жизни и промыслы (ткачество, изготовление украшений) на территории Прибайкалья в период неолита глазами исследователей начала XX века



Этапы конкретного исторического процесса развития человеческого общества на территории Прибайкалья можно разделить на следующие периоды со следующими особенностями:

1)  Древне-каменный период (палеолит)

а) Общество оседлых охотников на мамонта, носорога, северного оленя и др. животных (ориньян-солютрэ). [3, л.12]

б) Общество бродячих охотников на бизона, лошадь, лося и марала (мадлен-азиль). [3, л.12]

2) Ново-каменный период (неолит):

а) Общество более или менее оседлых охотников на современных животных, и рыбаков (ранняя и средняя пора неолита).

б) Общество оседлых рыбаков и охотников (поздний неолит или энеолит, первое появление меналла). [3, л.12]

3) Бронзовый период. Отдельные находки на территории нашего края и минусинские аналогии к ним.

4) Железный период:

а) Первое появление железа у таежных охотников.

б) Общество по преимуществу оседлых скотоводов (курумчинская культура). [3, л.12]

В данной статье преимущественно рассматривается период неолита по найденным раскопкам в Прибайкалье. В различных регионах первобытные племена проходили стадию неолита в разное время, например, на Ближнем Востоке расцвет неолита датируется 6-5 тыс. до. н.э., на территории Китая – 3 тыс. до н.э., на территории современной Европы – 6-3 тыс. до н.э. К периоду неолита относится развитие керамики, витья, плетения и ткачества. [6, с. 12]

Первоначально территорию Прибайкалья заселяли «палеоазиаты» - народности, принадлежащие к древнейшему слою населения Азии и островов Индонезии, хотя они не являются единой этнической группой. К ним относятся малочисленные северные народы (чукчи, коряки, айны и др.), населяющие Северную и Северо-Восточную Сибирь, а также Курильские и Японские острова. В частности, как раз предками тунгусов и якутов была заселена территория Прибайкалья, а в последующем и бурятами. Русскими (европейской расой) же эта территория стала заселяться активно в XVII в. «Территория, занимаемая нынешней Иркутской губернией при первом появлении на ней русских, в начале XVII в. была заселена тунгусами и якутами, которые разбрасывались по ней по долинам рек в виде небольших общин – улусов, разделяющихся на отдельные княжества.» [1, л.1]

С XVII в. начинается заселение этой территории казаками, этому послужила информация, что в прилегающих бурятских землях находится богатое месторождение золотых и серебряных руд.

К 1660-му году «все прибайкальские инородцы, тунгусы и буряты, были уже окончательно покорены русскими. Все земли нынешней Иркутской губернии были прочно завоеваны русскими в 50-х годах XVII в.» [1, л.3]

 

Рис.1. Карта южной части озера Байкала 1701 г. (Кабанский острог в устье реки Селенга). Личный фонд И.И. Веселова.

 

В рассказе о происхождении Байкала и местных жителей (по В.Б. Шостаковичу за сентябрь 1923 г.) в личном фонде краеведа Иннокентия Иннокентьевича Веселова (1899-1939) говорится о том, что «природные аборигены буряты и тунгусы» населяли Прибайкалье и «русские открывшие его [Байкал] в 1643 г.» [1, л. 61]. Приводится рассказ бурята из Хандалуйского улуса Карпа Заяхонова, который говорит о местных жителях: «В отдаленные времена, о которых нашим дедам передавали еще ихние прадеды, наши предки жили в местах нынешнего Кабанска [Кабанский острог – устье реки Селенги] (рис.1) на берегу Старого моря [озера Байкал]. Народ разводил рогатый скот, питался его мясом, выделывал скотские шкуры, шил из них себе одежду и делал шалашами. Кочевал он только тогда, когда скот выедал свой корм и уходил за поисками пищи в другие края. Словом, народ был совсем дикий, хозяйство он у себя никакого не имел, не было у него настоящей даже чашки и ложки…» [1, л. 63]

Кочевой образ жизни местных жителей, налагал определенный отпечаток на деятельность этих людей, их образ жизни и в том числе на промыслы и искусство, которое только начинает появляться у различных народностей. Но в частности и здесь прослеживается упоминание того, что древние люди уже владели способами отделки кожи, меха и шили из нее одежду.

Но это больше отголоски современности. Если обратиться непосредственно к археологическим данным то, можно увидеть следующее.

Согласно личного фонда палеонтолога и археолога Иосифа Вячеславовича Арембовского (1907-1954), в 1932 и 1936 гг. в могильниках Прибайкалья А.П. Окладниковым (археолог, историк, 1908-1981) были найдены такие изделия, созданные руками человека для украшения и с целью оберега, как бусы, сделанные из клыков изюбра, морала, кабана. Данные находки были найдены неоднократно в могильниках на территории Прибайкалья:

- могильник в деревне Шивера (найдены бусы из клыков кабана периода энеолита, найдены в 1932 г.) [2, л.4],

- могильник в Новом Качуге (Звездочка) на р. Лена (найдены бусы из клыков марала периода энеолита, найдены в 1932 г.) [2, л.2],

- два погребения могильника на «Братском камне» на р. Ангара (найдены бусы из клыков марала периода энеолита, найдены в 1932 г.) [2, л.2],

- могильник у села Усть-Уда (бусы из клыков изюбра, костное шильце периода энеолита) [2, л.4],

- могильник у деревни Пономарево на реке Ангара (бусы из клыка изюбра периода неолита и энеолита, найдены в 1936 г.) [2, л.6],

- могильник «Сухая падь» (бусы из клыка изюбра периода энеолита, найдены в 1936 г.) [2, л.7],

- могильник у деревни Ицигун (бусы из клыка изюбра периода неолита) [2, л.7] и др.

Неолит – или ново-каменный период – последняя стадия каменного века, «эпоха полированных каменных орудий». [д. 64, л.1] Энеолит – заключительная стадия неолита. Именно в период неолита на территории Европы и Азии начинает развиваться ткачество. «История появления и развития искусства текстиля неразрывно связана с историей развития человечества. Защищаясь от непогоды, древний человек пытался укрыться шкурами животных, листьями деревьев, создавая, таким образом, некое подобие одежды.» [6, с. 11]

Данные находки свидетельствуют, что уже в период неолита и энеолита человечество проявляло активно желание украшать себя, работая с тем материалом, который был наиболее доступен (природные материалы: зубы животных, мех, лен и др.). Сохранились до наших дней именно изделия из клыков, зубов животных.

В черновом автографе И.В. Арембовского, написанном 7 декабря 1936 г. говорится об укладе и особенностях жизни местного населения на территории Прибайкалья. «Приступая к описанию данной экспозиции начнем с наиболее древних. Таковой является находка у села Нижняя Буреть, расположенного на правом берегу реки Ангары в 118 км от Иркутска. Здесь в местности «Сухая падь», на склоне II-й надпойменной трассы, в слое лесовидного суглинка, было обнаружено скопление костей северного оленя, мамонта и дикой лошади (?). Между костями были найдены каменные орудия позднепалеологического облика. Общий характер этого скопления дает основания считать его остатками жилища, типа полуземлянки. Вместе с костями и орудиями найдено скульптурное изображение женской фигуры, сделанное из мамонтовой кости. Это произведение палеонтологического искусства принадлежит к числу редчайших памятников истории первобытно-коммунистического общества. Статуэтки данного типа дают представление не только о художественном развитии своих творцов, но и о социальном строе той эпохи, так как по мнению авторитетных археологов, они указывают на ряду с другими факторами, на развитие оседлости и возникновение матриархата. Интересно отметить, что статуэтка из Бурети, в отличие от своих европейских аналогов, представляется одетой в костюм типа меховой одежды современных палеоазиатов. Остатки этого поселения наряду с подобным ему открытым в 1928 г. в Мальте, являются древнейшими следами пребывания человека в Северной Азии.» [3, л.3]

Данные районы Прибайкалья (приведенные выше, особенно стоянки у деревень Тельма, Пономарево, Буреть) представляют дорусский период с почти полным отсутствием письменных источников. Археологические поиски здесь были начаты в XVIII веке «трудами политических ссыльных». [3, л.4]

Основными задачами человека в период неолита, по найденным археологическим находкам, являются охота и рыболовство. Этот вывод делается на основании найденных «разнообразных орудий охоты и рыболовства, разнообразных ножей из камня и кости, каменных оконечников копий и стрел, костяным обкладам сложных луков, костяных рыболовных крючков и т.д.» [3, л.6] В это время, судя по раскопкам, отсутствует «имущественное расслоение, все погребения приблизительно равны». [3, л. 6]

«Показ связи исторических этапов в развитии человеческого общества должен исходить из следующего положения К. Маркса: «Каждое последующее поколение получает в свое распоряжение производственные силы, которые были завоеваны предшествующими поколениями и которые служат ему как бы сырым материалом для нового производства; образуется преемственная связь истории людей, образуется история человечества». [3, л. 9] Как бы устаревшей не была данная фраза, но она относится и к ткачеству, начиная от простейшего переплетения природных материалов, человечество дошло до автоматизированного изготовления материала- тканей, в том числе синтетического. «Ткачество – одно из самых древних ремесел, которое возникло еще в период первобытнообщинного строя и представляет собой процесс изготовления тканого полотна, из которого шили себе одежду. Первоначально возникла функциональная необходимость утеплить жилище, затем появилась потребность его декорировать, применяя для этих целей искусство ткачества. С течением времени это искусство претерпело изменения, совершенствовалось и видоизменялось». [5, с.6-7]

Определенный уклад жизни, природные условия наложили определенный отпечаток на образ жизни местного населения, сделав из кочевников оседлых охотников и рыболовов, заставляя все больше заниматься ремеслами и промыслами, утепляя и улучшая жилье, а также делая определенный акцент на роль женщины, как хранительницы очага. «Обитатели этих поселений [у Мальты и Бурети – Иркутская область ныне] жили на совершено ином природном окружении – в условиях холодной, засушливой степи со смешанным тундро-степным миром животных. Охота на этих животных была основным занятием древних обитателей Мальты и Бурети. Наличие по долинам рек большого количества животных, служивших объектом охоты, приводило к возникновению в наиболее добычливых местах, более или менее долговременных поселений с жилищами постоянного типа. Сравнение мелких, слабых орудий людей этого времени с крупными объектами их охоты, а также характер излюбленных мест их поселений приводит к выводу об охоте при помощи загонов, волчьих ям и т.п. Такой тип охоты предполагает наличие довольно значительного, хорошо организованного коллектива. Развитие оседлости приводит к повышению удельного веса домашнего хозяйства, что повышает роль женщины. Находка женских статуэток в остатках жилищ – подтверждает это. Состояние производственных сил данного общества приводит к выводу, что оно находилось на стадии первобытно-коммунистической общины с развивающимся материнским родом» [3, л. 10].

По найденным археологическим находкам, в частности статуэткам женских фигур, многочисленных бус животного происхождения можно сделать вывод, что даже в период неолита на территории Прибайкалья развиваются промыслы и искусство, хотя оно и находится только на стадии зарождения. К сожалению, при археологических раскопках того периода не сохраняются тканные изделия, в том числе для утепления жилища. Но задатки этого развития прослеживаются и на этой территории, судя по археологическим данным историков и археологов начала XX века.

 

Список литературы:

1. Личный фонд И.И. Веселова. Выписки из книги И. Серебренникова по теме «Покорение и первоначальное заселение Иркутской губернии» (авторская рукопись) // Государственный архив Иркутской области, фонд Р-2693, опись 1, дело 17,75 л.

2. Личный фонд И.В. Арембовского. Палеонтологические находки в могильниках на территории Иркутской области, обзор [автограф] // Государственный архив Иркутской области, фонд 2705, опись 1, дело 92, 10 л.

3. Личный фонд И.В. Арембовского. Первобытно-общинный строй на территории Иркутской области; лекция из цикла «По залам Иркутского областного музея» [черновой автограф] // Государственный архив Иркутской области, фонд2705, опись 1, дело 64, 17 л.

4. Качаева М. Сокровища русского орнамента / М. Качаева.- М.: Белые альвы, 2008.– 205 с.

5. Шлеюк С.Г. Основы ткачества : учебное пособие / С.Г. Шлеюк, О.Р. Халиуллина, Н.А. Бугрова. – Оренбург, 2008. – 40 с.

6. Цветкова Н.Н. Искусство ручного ткачества / Н.Н. Цветкова. – СпбКО, М.: 2014. – 110 с.

 

 

Малыгин Антон Николаевич,

аспирант ИГУ


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 209; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!