Постановка звука с использованием промежуточного варианта его произношения



Промежуточные (временные) звуки (см. с. 88) ставятся в следую­щих случаях:

• Речь ребенка непонятна и в ближайшее время поставить ему зву­ки не удастся (например, из-за отсутствия зубов или нарушения прикуса).

• Ребенок заменяет один звук на другой. В этом случае промежу­точный звук нужен для того (если, конечно, нет возможности по­ставить правильное произношение звука), чтобы ребенок перестал путать эти звуки, поскольку этот дефект может вызывать в даль­нейшем нарушения чтения и письма.

• Временный звук бывает нужен также для того, чтобы предотвра­ тить формирование у ребенка какого-нибудь трудно поддающего­ ся исправлению дефекта произношения (например, грассирую­щего звука [р]).


нужно оудет ввести а речь реоеика ^см. с. 151) Если у ребенка была замена звуков, временный способ произно­шения нужно разграничить с тем, который был у ребенка прежде (см. с. 154).

Когда появится возможность, временный способ произношения нужно будет уточнить, то есть поставить ребенку и ввести в его речь уже полноценный звук.

Дополнительные приемы постановки звуков

Бывает так: можно долго биться над постановкой какого-нибудь звука, и ничего не будет получаться, но оказывается достаточным ска­зать ребенку, чтобы он перестал «выпучивать» глаза, и он моментально произнесет звук правильно.

Это происходит оттого, что когда ребенок опускает глаза (в дру­гом случае — это могут быть поднятые вверх плечи и т. п.), в этот мо­мент он автоматически, незаметно для самого себя расслабляет и мыш­цы языка (или губ). А поскольку артикуляция звука была уже пра­вильная, и произнести этот звук мешали только напряженные речевые мышцы, то когда они расслабились — звук сразу же и получился.

Но ребенку никогда нельзя говорить, чтобы он расслабил мыш­цы. Он в принципе не умеет этого делать. Пытаясь найти способ рас­слабиться, он может напрячься еще сильнее. Поэтому для устранения мышечных зажимов желательно использовать некоторые, так сказать, «обходные маневры».

Рассмотрим, какие комплексы мышечных напряжений могут быть У ребенка. Пожалуйста, все виды напряжений «примеряйте» на себя, чтобы почувствовать каким образом они мешают произношению.

ВОЗМОЖНЫЕ КОМПЛЕКСЫ МЫШЕЧНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ

• Во время речи у ребенка может быть ключичное дыхание, то есть он дышит верхней частью грудной клетки. Он может даже хва­тать воздух ртом, причем хватать много лишнего воздуха. Когда речь происходит на фоне глубокого ключичного вдоха, на­прягаются вообще все мышцы, расположенные выше грудной клет­ки — мышцы шеи, речевые, мимические, мышцы глаз — возни­кает тотальное напряжение. До тех пор, пока оно будет продол­жаться, вы никакого звука ребенку не поставите. Ребенок также может стремиться задерживать выдох. Он глубоко вдыхает — легкие у него «забиты» воздухом, а он еще и плечи


давлением этого воздуха пытается говорить. Попробуйте сами, насколько это возможно.

Нужно попросить ребенка выдохнуть лишний воздух («весь воз­дух») и еще опустить («уронить») плечи — с поднятыми плечами он не выдохнет достаточно воздуха.

• У ребенка могут быть подняты плечи. Дыхание при этом тут же становится ключичным (попробуйте поднять плечи), шея напря­гается (и как бы утолщается), речевой выдох при этом не будет достигать нужного места речевого аппарата — правильный звук не получится.

В этом случае ребенок должен просто опустить плечи, а еще луч­ше «уронить» их — потому что опускать плечи он тоже может с усилием.

• Подбородок у ребенка может быть «притянут» к груди. Не просто свободно, опущен, а именно притянут с усилием, так что под ним еще и второй подбородок может образовываться. От этого у ребенка язык, губы, щеки — все тяжелеет, язык прижимается плотно к зу­бам, губы выпячиваются вперед — фактически самые важные рече­вые органы теряют необходимую подвижность. Причем, чем силь­нее подбородок «притянут» вниз, тем сильнее все это проявляется. Ребенку нужно поднять подбородок, не вытянуть его вверх и не «задвинуть» назад, что ребенок и может попытаться сделать, а просто поднять, слегка подав его вперед. Для начала пусть ребе­нок на что-нибудь удобно положит его — на вашу руку, напри­мер. Положить подбородок нужно совсем — всей тяжестью и в таком положении тренировать произношение. Каждый раз, когда вы будете замечать у ребенка напряжения мышц шеи и нижней челюсти, вам нужно будет прибегать к этому приему.

• У ребенка могут быть «выпучены» глаза. Поскольку мышцы всегда работают совместно, нижняя челюсть у ребенка «оттягивается» вниз (губы при этом приоткрываются или могут оставаться сомкнутыми). Язык занимает место по центру ротовой полости, округляется и ста­новится совершенно непригодным ни для какой работы. В этом случае ребенок должен опустить глаза вниз — рот тут же закроется, язык примет нормальное положение — опустится вниз и станет широким и плоским.

• Голова ребенка вместе с шеей может быть отодвинута назад. Под­бородок при этом как бы втягивается назад в шею. Глаза широко открыты, смотрят прямо, напряженно, губы автоматически выд­вигаются вперед, в горле образуется комок. Язык «деревенеет» и придвигается к зубам ближе, чем это нужно для нормальной речи, голос будет звучать ниже естественного и грубее.


никающие затруднения и неудобства, при этом изменяется даже звучание звуков. Чтобы, не меняя позы, добиться полноценного произнесения, вам придется значительно сильнее, чем обычно, на­прячь и расплющить во рту язык, сильно вытянуть губы в улыб­ку, да еще и потренироваться.

Для устранения напряжения прибегайте к тому же способу, кото­рый описан в ситуации, когда подбородок у ребенка «притянут» к груди.

Голова у ребенка может быть вытянута вверх. Шея при этом на­пряжена и тоже вытянута, плечи, подчиняясь общему движению, подняты. Дыхание становится ключичным. Время от времени ре­бенок будет хватать много воздуха ртом. Голос будет выше есте­ственного. В этом положении речевой выдох никогда не достигнет тех мест в ротовой полости, где дол ясны формироваться звуки. Ребенок должен «уронить» плечи, шея и голова от этого придут в естественное положение.

Ребенок может слишком широко открывать рот. Почти всегда оп­тимальной шириной просвета между зубами является просвет, ха­рактерный для произнесения звука [ы], иногда чуть шире или уже. Если рот широко открыт, языку трудно дотягиваться до аль­веол. Широко открытый рот также способствует нарушению рече­вого выдоха — воздушная струя «распыляется» во рту. Следите за тем, чтобы ребенок не открывал широко рот. Ребенок может утрированно, громко, напряженно произносить зву­ки. Это вызывает напряжение органов речи, в первую очередь язы­ка, и мешает выполнению тонких и точных речевых движений. Ребенок может слишком плотно прижимать язык к зубам или альвеолам. Этим он перекрывает речевой выдох, закрывая про­свет, в который выходит воздух.

Если ребенок склонен к излишней тщательности в произнесении, предложите ему не стараться так сильно (вообще не стараться), говорить вяло, с ленцой — это самый лучший способ избежать лишних напряжений речевых мышц.

Возможно, вы заметите у ребенка какие-то иные комбинации мышеч­ных напряжений. В любом случае принимайте позы вашего ребенка, повторяйте его мимические выражения, пытайтесь в этих позах произ­носить то, что он сейчас должен произнести, и вы почувствуете, где у него образуются мешающие речи зажимы.

Если мышечные зажимы у ребенка трудно преодолеваются предложен­ными здесь способами, позанимайтесь с ним так, как это описано на с. 33-41.



Практикум по формированию правильного произношения


Теперь нам нужно познакомиться со способами постановки конк­ретных звуков. Пожалуйста, во время работы над звуками обращайте внимание на следующие существенные (и по большей части уже знако­мые вам) моменты:

• Как произносятся звуки в нормальном варианте, описывается в главе, посвященной обследованию звукопроизношения (см. с. 45).

• После описания каждого вида нарушения произношения звуков вы найдете рекомендации по поводу того, каким способом поста­новки звука лучше всего воспользоваться в зависимости от вида нарушения его произношения.

• Некоторые способы постановки звуков основаны на использова­нии других звуков, которые ребенок выговаривает правильно. Если у вашего ребенка есть такие звуки, то в первую очередь попытай­тесь воспользоваться именно этими способами.

• Прежде чем приступать к планомерному формированию произно­шения звуков, попытайтесь поставить их каким-нибудь быстрым и легким в исполнении способом (фактически вызвать его). В на­чале каждой главы указывается такой способ.

• Перед началом постановки каждого из звуков ознакомьтесь со всеми способами его формирования (а не только с теми, которые рекомендованы вам как наиболее подходящие). Это нужно для того, чтобы лучше разобраться в материале.

• В рекомендациях приводятся подробные описания постановки твер­дых глухих согласных звуков (например: [к], [с], [ш] и т. п.). Про­изношение звонких парных согласных ([г], [з], [ж] и т. п.) ставит­ся после постановки произношения глухих звуков (см. с. 148).

• Формирование мягких пар звуков (кроме некоторых, постановка которых описана в отдельных главах) также осуществляется пос­ ле постановки произношения их твердых пар (см. с. 109).

• Иногда звук ставится сразу в слоге. После этого его произноше­ние закрепляется в слогах с другими гласными звуками и в сло­вах (см. с. 151).

• Звук может ставиться отдельно, и после этого его нужно ввести в слог. Если в рекомендациях не сказано, что слог формируется по подражанию, при произнесении слогов со вновь поставленными звуками используйте картинки (см. с. 93).

. . . ..                     АЛ О


переходите к формированию слогов с использованием картинок. Если вам не удается поставить ребенку какой-нибудь звук одним способом (даже, если он указан, как наилучший для вашего слу­чая), не огорчайтесь и используйте другие способы постановки. С подобными проблемами сталкиваются и опытные специалисты. Это не обязательно значит, что вы что-то неверно делаете, просто бывает так, что ребенок по каким-то своим собственным причи­нам не может освоить того или иного способа произношения. В конце каждой главы приводятся рекомендации по поводу того, как лучше всего ставить звуки при нарушении подвижности ре­чевых мышц и недостатках строения речевых органов.

Постановка звуков [к] ([г]) и [х]

Когда у ребенка нарушено произношение всех твердых задне­язычных звуков, сначала поставьте ему произношение звука [х], затем [к], после этого [г]. Если у вас возникнут трудности с постановкой зву­ка [х], поставьте ребенку сначала звук [к], а затем, опираясь на пра­вильное произношение этого звука, — звук [х].

Прежде всего попытайтесь вызвать произношение звуков [х] и [к] по подражанию первым способом.

Постановка звука [ х ]


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 247; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!