УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ



«Желобок». Несильно высунуть широкий язык изо рта. Боковые края сильно загнуть вверх, чтобы образовался желобок. Подуть в него. При выполнении этого упражнения нужно помогать языку губами. Вытягивать их вперед, сворачивая ими язык.

«Фокус». На кончик носа положить кусочек ваты. Язык сильно высунуть изо рта, загнув его кончик вверх так, чтобы выдуваемая струя воздуха направлялась к носу. Сдуть ватку. Рот открыт ровно настоль­ко, чтобы между зубами мог поместиться язык.


щий на столе, «загоняя» его в «ворота», ватка при этом изображает мяч. Воздушная струя проходит по желобку, по средней линии языка. Вначале допускается, чтобы верхняя губа касалась языка, это облегча­ет фокусировку воздушной струи, в дальнейшем язык должен соприка­саться только с верхними зубами. Губы находятся в полуулыбке. При выполнении этого упражнения слышится свистящий звук, более или менее напоминающий [с].

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ

1Н ' ,1Р  '                                       •:>'••

«Варенье». Рот приоткрыт. Широким языком облизывать верх­нюю губу в направлении сверху вниз, как бы слизывая варенье.

«Чашечка». Рот приоткрыт. Несильно высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки, слегка загнув вверх боковые края и кон­чик языка. Язык должен быть на уровне верхней губы. Такую форму язык принимает при произнесении звука [ш].

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ

• Артикуляционную гимнастику нужно разучивать перед зеркалом. Ребенок должен копировать ваши движения. В дальнейшем, ког­да порядок действий будет усвоен, зеркало нужно убрать.

• Артикуляционная гимнастика выполняется не для того, чтобы «на­качать» речевые мышцы, а для того, чтобы развить их подвиж­ность и гибкость, повысить точность движений. Поэтому при ее выполнении не нужно прилагать лишние мышечные усилия, ут­рировать позы. Просите ребенка, чтобы все движения он совер­шал «мягким» языком и «нежными» губами.

• При выполнении всех упражнений следите за тем, чтобы у ребен­ка работали только те мышцы, которые необходимы для соверше­ния движения. Ребенок не должен делать лишних движений — округлять глаза, поднимать плечи и совершать синхронные дви­жения другими речевыми мышцами.

•   Абсолютной точности движений сразу добиваться не нужно. Если какое-то движение у ребенка с первого раза не получается, пусть выполняет его приблизительно. Со временем действия будут со­вершенствоваться.

• Когда какое-то упражнение совершается на выдохе, следите, что­бы этот выдох был направлен в самые зубы.

• Каждое упражнение нужно повторять не более пяти раз.


81.


 


строения речевых органов               ,
Короткая уздечка языка

Уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью специальных упражнений. Если она очень короткая на ее растягива­ние может потребоваться достаточное количество времени (может быть, около трех месяцев).


для этого препятствием.

• Звуки [л], [ч], [щ], [т'], [д'] можно начинать ставить, когда уздеч­ка еще не до конца растянулась, но уже есть некоторый подъем вверх кончика языка.

Нормативному произношению прочих звуков русского языка ко­роткая уздечка не препятствует.


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАСТЯГИВАНИЯ УЗДЕЧКИ ЯЗЫКА

«Лошадки». Рот приоткрыт. Пощелкать языком за верхними зу­бами, изображая цоканье копыт. По мере освоения движения рот от­крывать все шире. Нижняя челюсть неподвижна. Ее можно придержи­вать рукой за подбородок. Постепенно усиливать напряженность щелч­ка языком.

*

«Грибок». Рот приоткрыт. Присосать язык за верхними зубами, на альвеолах. Не отрывая языка от нёба, открывать рот все шире до тех пор, пока язык сам, щелкнув, не оторвется от альвеол. Инструкция мо­жет быть такой: «Присоси язык. Это будет гриб. Открывай рот все шире и шире — гриб будет расти. Твоя задача вырастить гриб покрупнее».

Уздечка языка считается выправленной, когда эти упражнения легко выполняются при ширине рта, достаточной для произнесения звука [э].

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ

• При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребенок мог дотянуться кон­чиком языка до альвеол.

• Все движения должны выполняться близко к пределу возможного.

• Имейте в виду, что выполнение упражнений для ребенка физи­чески тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть — давайте ему отдых.

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ ПРИ КОРОТКОЙ УЗДЕЧКЕ ЯЗЫКА

• Звуки, требующие заметного подъема кончика языка вверх ([р]» [ш], [ж]), нужно ставить после полного вытягивания у ребенка подъязычной связки.


Неправильный прикус

Виды неправильного прикуса описаны на с. 68.

Если у ребенка вертикальный прикус, его можно будет научить 1равильно произносить звуки. В главах, посвященных постановке кон-"кретных звуков, рассказывается, как это делать. Вертикальный при­кус не сильно отражается и на наружности ребенка, со стороны он не очень заметен. При желании вы можете обратиться к врачу-ортодонту для его выправления.

Нижний выдвинутый прикус, как правило, заметен со стороны и портит внешний вид ребенка, так как нижняя челюсть вместе с подбо­родком оказываются выпяченными вперед. При таком прикусе ребен­ку будет очень сложно поставить свистящие и особенно шипящие зву­ки, а также губно-зубные и [т' — д']. Речь ребенка будет сохранять более или менее заметный «смазанный», «шепелявый» оттенок. Так что этот вид прикуса желательно исправить.

Однако исправление прикуса может отнять много времени, поэто­му те звуки, которые возможно поставить, нужно будет поставить ре­бенку, не дожидаясь полного исправления прикуса.

Ребенку также придется ставить промежуточные (временные) ва­рианты произношения некоторых звуков. Они имеют заведомо неточ­ное произношение, но по звучанию напоминают те звуки, которые им какое-то время придется заменять. После исправления прикуса этот временный способ произношения нужно будет уточнить, то есть поста­вить ребенку уже полноценный звук (см. с. 93).

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ ПРИ НИЖНЕМ ВЫДВИНУТОМ ПРИКУСЕ

• Если ребенок путает какие-либо звуки (скорее всего, он будет про­износить шипящие как свистящие или наоборот, а также смеши­вать [т'] и [ч]), вам нужно будет поставить ему временные вариан­ты их произношения. Так как замены звуков могут привести к формированию нарушений чтения и письма.


89


 


него самостоятельно). Звуки [ф] и [в] в этом случае произносятся при участии нижних резцов и верхней губы.

Ребенку желательно поставить насколько возможно точное произ­ношение свистящих и шипящих звуков. Звуки ставятся при не­сколько иных расположениях речевых органов, чем обычно. Как это делать, описывается в главах, посвященных постановке этих звуков (см. с. 102).

Используя специальные позиции, можно поставить полноценное произношение звуков [л], [т'], [д'], [р]. После исправления прику­са произношение этих звуков уточнять не понадобится. Для того чтобы звуки получались более точными, часто приходит­ся прибегать к утрированной артикуляции губ. В зависимости от того, какой звук произносится, губы ребенка должны либо силь­нее выдвигаться вперед, либо раскрываться «рупором», то есть действовать активнее, чем обычно. После исправления прикуса избыточную артикуляцию губ нужно будет убрать, то есть при­учить ребенка говорить «ленивыми», «мягкими» губами. Если у вас нет возможности исправить ребенку прикус, времен­ные способы произнесения звуков окажутся для него постоянны­ми. Постарайтесь поставить звуки максимально точно, необходи­мые рекомендации вы найдете в главах, посвященных постановке звуков (см. с. 102) .

Отсутствие необходимого числа зубов

Отсутствие у ребенка передних зубов препятствует постановке у него свистящих и губно-зубных звуков. Отсутствие коренных — поста­новке шипящих и [р].

К счастью, зубы у ребенка имеют свойство вырастать, поэтому самый простой выход из положения — просто подождать, пока они вы­растут. Но, к сожалению, зубы у ребенка обладают и прямо противопо­ложным свойством, так что пока одни зубы благополучно растут, дру­гие в это же самое время быстренько один за другим отваливаются. Так что ожидание может затянуться.

Бывает, что у ребенка одновременно выпадает большое количе­ство зубов. Встречаются также случаи, когда по какой-то причине зубы рано выпадают (или утрачиваются в результате травмы) и растут чрез­вычайно медленно. При отсутствии большого количества зубов речь звучит неразборчиво. Поэтому желательно, не дожидаясь полного вос­становления зубного ряда, поставить ребенку произношение тех зву­ков, которые возможно поставить.


него с постановкой свистящих звуков. Все остальные звуки в это время ему можно ставить.

При отсутствии верхних резцов ребенку не удастся поставить губ­но-зубные звуки. Временно, пока не отрастут зубы, можно поста­вить ему губное произношение этих звуков (если оно не возник­нет у него самостоятельно).

Если у ребенка есть верхние резцы, но нет нижних, можно ста­вить ему произношение свистящих звуков при верхнем положе­нии кончика языка.

Если у ребенка нет верхних коренных зубов, вам не удастся по­ставить ему произношение шипящих звуков и [р]. Придется по­дождать, пока они вырастут.

• Когда у ребенка нет нижних коренных зубов, но есть верхние, эти звуки ему можно поставить близко к их нормативному звучанию, и после того, как вырастут все коренные зубы уточнить их произ­ношение. Постановке прочих звуков отсутствие коренных зубов не препятствует.

• Если у ребенка нет большого числа зубов и они долго не выраста­ют, есть смысл ставить ему временные варианты произношения звуков (чтобы его речь была понятной, а также для предупрежде­ния возникновения в дальнейшем нарушений чтения и письма). После того как зубы вырастут, произношение временных звуков нужно будет уточнить.

Временные варианты произношения:

— для свистящих звуков — более или менее четкие свистящие зву­ки, которые нужно ставить при верхнем положении языка;

— для шипящих — более или менее точные шипящие звуки, произ­носящиеся глубже, чем обычно (язык прикасается к задней по­верхности альвеол);

— для [р] — одноударный звук [р], произносящийся там же, где и шипящие;

— для губно-зубных звуков — губные аналоги звуков [ф] и [в] (когда воздушная струя проходит между сближенными губами);

— нормативное произношение заднеязычных звуков [и], [л] и [т' — д'] при отсутствии большого количества зубов ребенку можно по­ставить.

В главах, описывающих формирование конкретных звуков, при­водятся способы постановки временных звуков.


91


 


Такое строение нёба сказывается на произношении шипящих зву­ков и звуков [р], [т'] и [д']. Улучшить их произношение позволяет по­становка этих звуков ближе к верхним зубам, чем обычно. Способы их формирования описаны в главах, посвященных постановке этих звуков

(см. с. 102).

Высокое нёбо создает дополнительные условия для нарушения речевого выдоха, так как в ротовой полости образуется большее, чем обычно, пространство для «распыления» в нем воздушной струи. По­этому на занятиях вам нужно будет очень тщательно контролировать речевой выдох ребенка.


спосооы постановки звуков

Существуют основные или базовые способы постановки звуков, которые используются при формировании всех или почти всех звуков языка. Применительно к постановке конкретных звуков эти способы по-разному видоизменяются и приспосабливаются, а также комбини­руются между собой.

При постановке звуков желательно использовать также некото­рые дополнительные приемы, повышающие эффективность работы над звуками.


*»Ч • •№"•-'*;


Основные способы постановки звуков

Постановка звука по подражанию, когда он отсутствует в речи ребенка

Это еще называется вызыванием звука. Суть способа заключается в том, что ребенок должен повторять за вами формируемый звук. Это самый легкий способ постановки произношения, но он не во всех слу­чаях приводит к успеху.

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

• Звук нужно произносить ясно, четко, но без усилия — что дости­гается точной подачей воздушной струи.

• Произносить звук лучше негромко, при громком произнесении возникают дополнительные посторонние шумы, затушевывающие его истинное звучание.

• Перед постановкой звука ребенку нужно поставить нужный для его произнесения речевой выдох на основе близкого по артикуля­ции, правильно произносимого звука. В главах, посвященных по­становке конкретных звуков, описывается, как это делать.


Например, звук [ш] может напоминать [с], звук [л] быть очень похожим на [в], звук [ч] может произноситься почти как [т']. В этом случае у ребенка есть связь между собственным дефектным звуком ц правильным звуком, который он слышит со стороны. Он их отождеств­ляет.

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

• Предварительно ребенку нужно поставить необходимый для про­изнесения звука речевой выдох (на основе близкого к нему по артикуляции звука).

• Ребенок не должен знать, над каким звуком вы собираетесь рабо­тать.

• В связи с этим в вашем произношении звук не должен звучать вполне точно, а только напоминать (но в существенных чертах) тот звук, произношение которого вы хотите вызвать.

• Вам нужно присвоить какое-нибудь «кодовое название» вызывае­мому звуку, чтобы в дальнейшем избегать его точного произнесе­ния, а также для того, чтобы отвлечь внимание ребенка. Напри­мер, вы вызываете звук [с]. Сначала нужно потренировать с ре­бенком речевой выдох на фоне произнесения звука [т]. Выдох должен проходить сквозь зубы, при этом будет слышаться некото­рый свист. Обратите на этот свист внимание ребенка, скажите ему, что так «свистит комар».

В дальнейшем вы даете ребенку инструкции, уточняющие произ­ношение, например, говорите ему, чтобы «его комар» свистел тонь­ше, показываете ему, куда нужно переместить язык, что сделать с губами, и т. п. (в главах, посвященных постановке звуков, эти способы уточнений произношения подробно описываются). Если ребенок догадался о том, какой звук вы ставите, и пытается произносить свой дефектный звук, сразу же прекратите вызы­вать звук этим способом. Скажите ему, что у вас так не получает­ся и вы с ним будете по-другому учиться «свистеть, как комар».

Постановка звука по показу артикуляции

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

• Сначала вы ставите ребенку речевой выдох, на фоне ближайшего по артикуляции правильно произносимого (базового) звука.


ребенку удобнее копировать ваши действия.

Правильно расположив органы речи, ребенок должен определен­ным образом подуть в место артикуляции звука (так Же, как при произнесении базового звука). Например, при работе над звуком [с] вы сначала ставите ребенку правильную артикуляцию этого звука. Затем вы просите его подуть на кончик языка, в самые зубы — так, как когда он произносит звук [т], не сдвигая при этом языка. Пре­дупредите его, что получится не звук [т] (иначе он будет стараться получить именно [т]), а другой — тот который вам сейчас нужен.

Постановка звука с механической помощью

Иногда для постановки звуков используются специальные лого­педические инструменты— шпатели и зонды. В домашних условиях их можно заменять различными предметами.

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

• Ребенок произносит базовый по отношению к формируемому звук.

• Вы с помощью вашего инструмента постепенно перемещаете его язык во рту, пока не послышится нужный звук.

• Предварительно предупредите ребенка, чтобы он не мешал вам передвигать его язык. Предупредите его также о том, что произ­ношение звука от этого будет меняться. Предложите ему вместе посмотреть, какой звук в итоге получится.

• Некоторые дети плохо переносят, когда им лезут в рот, иногда даже до возникновения рвотного рефлекса. Если обнаружите нечто по­добное у своего ребенка, сразу же откажитесь от этого способа.

Постановка звука с использованием базового звука

При постановке звуков иногда удается «оттолкнуться» от того или иного правильно произносимого ребенком звука. Например, после зву­ка [ч] при длительном его произнесении вторым звуком слышится звук [щ]. В подобном же отношении находятся звуки [ц] и [с], [к] и [х].

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

• Ребенок должен длительно произносить базовый звук, при этом вторым звуком после него слышится формируемый звук.


тить внимание ребенка на то, что после звука [к] слышится дру­гой звук, и попросить его как можно дольше тянуть этот другой звук. Придумайте какое-нибудь название этому звуку (например, «звук выдоха»).

Во время протяжного произнесения этого второго звука по ваше­му сигналу, например, знаку рукой, ребенок должен прерывать свое произношение короткими паузами, так, чтобы звук звучал прерывис­то: [кхх — х — х — х].

В дальнейшем паузы нужно удлинять, так чтобы в итоге получи­лось следующее произношение: вначале — звукосочетание [кхх], затем — разделенные большими интервалами, фактически отдельно друг от друга, произносящиеся звуки [х] ([х, х, х]).

В завершение вы предлагаете ребенку сразу произнести этот тре­нируемый вами «звук выдоха», то есть фактически [х]. Когда ребенок начнет произносить звук свободно и безошибочно сообщите ему, какой звук на самом деле он научился выговаривать (то есть только теперь вы можете позволить себе произнести этот звук).

Предварительно объясните ребенку выполнение этого задания на примере какой-нибудь другой пары звуков, которые ребенок выговари­вает правильно (эти звуки вы и сами можете свободно произносить). Например, можно использовать звук [п], при длительном его произне­сении после него слышится губной звук [ф].


показываете ему картинку (допустим, изображающую звук Гы1) он, не прерывая произношения своего звука, тут же должен пе­рейти к гласному звуку и произнести слог с этим гласным звуком ([ф — ф — фы], а не [ф — ф — ф] — [фы] или [ф — ф — ф] — [ы]). Перед тем как ставить (или закреплять) в слоге произношение ка­кого-нибудь нового для ребенка звука, потренируйте с ним такой способ произношения на примере тех звуков, которые он выговари­вает правильно (больше всего подходят звуки, которые можно тя­нуть, например: [ф], [в], [х] и т. п.). Пока ребенок тянет такой звук, у вас есть время показать ему картинку, а он имеет возможность немного подумать и переключиться на произношение гласного зву­ка. С первого раза у ребенка это может не получиться — скорее всего, он будет отрывать гласный звук от согласного или будет пре­рывать произношение согласного звука, поэтому на первых порах можно произносить слоги одновременно с ребенком («хором»). При произнесении слогов нужно контролировать направление ре­чевого выдоха ребенка. Для этого он должен «целиться» себе в ладонь гласным звуком. Можно сказать по-другому: гласный звук должен как бы «падать» ребенку на ладонь. Он также должен ощущаться на ладони горячим выдохом.

Гласный звук в слоге должен произноситься очень кратко и с уда­рением.


Постановка звука в слоге

Иногда звук возможно поставить сразу в слоге. Иногда же — звук ставится отдельно, а затем ребенок обучается произносить с этим зву­ком слоги.

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

•  Обучать ребенка произносить слоги лучше всего с использованием картинок. Этот прием позволяет исключить собственное произно­шение. Дело в том, что, повторяя слог за вами, ребенок будет стремиться произносить в нем свой дефектный звук. Вам нужно сделать картинки, схематически изображающие поло­жение губ при произнесении гласных звуков. Две горизонталь­ные полоски пусть обозначают звук [ы], маленький кружок — [о], большой кружок — [а], точка — [у], одна полоска — [и], эллипс — [э]. Объясните значение этих символов ребенку.


Постановка звука в положении между гласными звуками

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

• Согласный звук между гласными должен звучать максимально резко и кратко.

• Ударение в звукосочетании должно падать на последний гласный звук, который также должен звучать кратко.

• Последним гласным звуком ребенок должен «целиться» себе в ла­донь («выплевывать» его себе на ладонь).

Постановка звука на вдохе

Использование этого способа позволяет отвлечь внимание ребенка °т того звука, над которым вы работаете, и поэтому дает вам возмож­ность подключить собственное произношение (может быть не совсем Четкое). Этот способ позволяет также наилучшим образом настроить речевой выдох ребенка.


ВЫПОЛНЯТЬ упражнения реие±1ил долблен после лгидилы. ^.^^«.л^ оц

тем, чтобы его плечи были опущены).

Ребенок должен выполнять упражнение вслед за вами сначала без

произношения звука. Дайте ему такую инструкцию: «Втяни в себя

немного воздуха сквозь зубы и этот же самый воздух сквозь зубы

выдуй обратно».

В дальнейшем вы показываете ребенку, как он должен произно-

сить звук на вдохе (на выдохе вам его произносить нельзя). Дайте

ему такую инструкцию: «Тихонько втягивай в рот воздух и вмес-

те с воздухом втягивай в рот вот такой звук (как у меня), потом

этот же звук с этим же воздухом выдувай изо рта». На вдохе звук

может звучать несколько искаженно.

Перед выполнением упражнения предварительно потренируйтесь

на каком-нибудь звуке, который ребенок произносит правильно.

Вдох должен быть очень неглубоким, и звук на нем — произно-

ситься однократно.

Звуки на вдохе и выдохе должны произноситься тихим голосом,

очень лениво.

Иногда перед выполнением упражнения ребенку бывает нужно

показать, как расположить во рту язык и правильно настроить

другие речевые органы.

Постоянно следите за тем, чтобы ребенок не «запыхался», давай-

те ему возможность отдышаться.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 544; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!