Аттитюдная система (зимбардо и Ляйппе)



Установка - система в составе которой взаимодействуют друг с другом:

Когниции +эмоции+поведение (=предыдущий опыт относительно данного объекта)+поведенческие интенции (=готовность действовать определенным образом), все элементы взаимодействуют и человек пытается их уравновесить. Поэтому чем больше вложено сил в установку, тем сильнее она защищается человеком.

Легче всего в системе изменяется когниция. Все установки человека связаны между собой через свои компоненты.

 

Перцептивная защита. (15)

Первоначально феномен перцептивной защиты был открыт и описан Дж. Брунером – это способ, с помощью которого человек ограждает себя от восприятия угрожающих ему стимулов и стимулов, травмирующих его переживания.

1) было установлено, что у человека существует иерархия порогов различения разных стимулов, 2) было доказано, что феномен перцептивной защиты важен для понимания мотивации перцептивного процесса.

3)важные характеристики перцептивной защиты, описанные в общей психологии:

*эмоционально беспокоящие или пугающие стимулы имеют более высокий порядок распознавания, чем нейтральные; *в этом случае как бы «вытягиваются» замещающие когниции, которые предотвращают распознавание угрожающих сигналов; * часто защита выстраивается, если даже сигнал нераспознан: индивид от него как бы «закрывается».

Из этого Брунер и Постмен сформулировали принципы селективности восприятия:

принцип защиты - стимулы, противоречащие ожиданиям субъекта или несущие потенциально враждебную информацию, узнаются хуже и подвергаются большему искажению;

принцип настороженности -стимулы, угрожающие целостности индивида, могущие привести к серьезным нарушениям в психическом функционировании, распознаются быстрее прочих.

Перцептивная защита (в рамках психологии социального познания) - изменение порога осознания социалъно-значимого материала.

Она проявляет себя в достаточно неожиданных формах.

Г. Олпорт: «принцип последней попытки» — стремление человека в сложных для него обстоятельствах «цепляться» до последнего за какую-то привычную истину, отгораживая ее от идущих извне каких-либо угроз.

М. Лернер: феномен «веры в справедливый мир». Его суть заключается в том, что человек не хочет верить в то, что лично с ним без его вины может случиться что-то «плохое», ибо мир «справедлив». Жить в убежденности, что без вины ты никогда не будешь наказан, естественно легче. И это ощущение психологического комфорта заставляет отгораживаться от той информации, которая грозит этот комфорт разрушить.

Подобная логика рассуждения дополняется феноменом, который назван «эффект заднего ума», когда человек после ознакомления с результатом какого-либо события радостно заявляет: «Я так и знал!» Это способствует укреплению уверенности в своей собственной правоте.

М. Селигмен: феномен «выученной беспомощности». (собаки и ток)

 

Восприятие и межгрупповые отношения. Социальная идентичность (16)

Социальная идентичность - это один из процессов социальной идентификации, он состоит в том, что по мере того как внутри группы отношения все более стабилизируются, идентификация ее членов становится более деперсонализированной, индивидуальные свойства становятся психологически относительно менее важными, чем общие групповые свойства. С.И. организует социальный мир в группы и определяет самого человека как члена одних групп, но не других.

 Многие индивидуально-психологические явления, сопутствующие С.И., могут быть рассмотрены в следующих координатах:

 1) рост привлекательности группы для ее члена, выражающийся в его позитивных чувствах по поводу пребывания в группе;

2) деперсонализация - размышление о себе больше в терминах неотъемлемого члена группы ("Мы") и меньше в терминах уникального индивидуума ("Я");

 3) восприятие зависимости себя от группы - вера в то, что собственное благополучие и благополучие группы связаны между собой, а также возникновение чувства собственного долга в построении позитивных отношений с членами группы;

4) ощущение межгрупповой конкуренции - восприятие другой группы как конкурирующей с собственной группой.

Социальная идентичность — аспект «мы» в нашей «Я»-концепции. Частичный ответ на вопрос: «Кто я такой?», основанный на принадлежности к той или иной группе. Примеры: «Я австралиец», «Я католик».

В процессах восприятия и понимания друг друга представителями различных социальных групп (межгрупповых социально-перцептивных процессов) социальная группа выступает как субъект и объект восприятия со стороны представителей других социальных групп.

Специфической структурной характеристикой межгруппового восприятия по сравнению с межличностным восприятием является его целостность. Если межличностное восприятие отличается у различных людей как личностей, то в том случае, когда люди характеризуются как представители одной и той же социальной группы, у них обнаруживаются общие особенности социальной перцепции. Другими словами, если, изучая межличностное восприятие людей, психологи акцентируют внимание на его индивидуальных отличиях, то, представляя межгрупповое восприятие (и соответственно межгрупповые отношения), социальные психологи подчеркивают межгрупповые отличия. К примеру, в качестве феноменов межгруппового восприятия могут выступать общие для той или иной социальной группы установки, убеждения, стереотипы и т. п.

Целостность и унифицированность, по Агееву, являются важнейшими структурными характеристиками межгруппового восприятия. Межгрупповые отношения, в том числе межгрупповое восприятие, также отличаются от межличностных отношений (межличностного восприятия) большей устойчивостью, стабильностью и инертностью. Межгрупповое восприятие, по сравнению с межличностным восприятием, является ценностным и отражает в основном социальные отношения между группами, в то время как межличностное восприятие базируется на личных взаимоотношениях соответствующих людей.

Специфика межгруппового восприятия:

1) в объединении индивидуальных представлений в некоторое целое, качественно отличное от составляющих его элементов;

2) в длительном и недостаточно гибком формировании межгрупповых представлений, обладающих устойчивостью к внешним влияниям;

3) в схематизации и упрощении возможного диапазона сторон восприятия другой группы.

Одним из феноменов межгруппового взаимодействия является межгрупповая дифференциация – социально-психологические процессы межгруппового восприятия, сравнения и оценки, связанные с установлением различий между своей и другими группами.

Межгрупповая дифференциация состоит из двух взаимосвязанных процессов:

1) внутригруппового фаворитизма (от лат. favor – благосклонность) – это социально-психологическое явление, характеризующееся осознанием членов собственной группы (аутгруппа), как «своих» и оказание им содействия, психологической протекции, в противовес членам другой группы (ингруппы);

2) межгрупповой дискриминации (от лат. discriminatio – различение) – это социально-психологическое явление, характеризующееся стремлением к недооценке или пониженной оценке успехов и переоценке неудач других групп, по сравнению с собственной группой.

Согласно теории социальной идентичности Г.Тэджфела и Д.Тернера причиной данных феноменов является серия когнитивных процессов:

1) социальная категоризация – упорядочивание социального окружения путем распределения социальных объектов по группам, имеющим сходство по значимым для индивида критериям;

2) социальная идентификация – отнесение самого себя к определенной социальной категории и переживание своей групповой социальной принадлежности;

3) социальное сравнение – установление различий социальных групп.

Другим феноменом межгруппового взаимодействия является межгрупповая интеграция, представляющая наличие между группами таких связей и зависимостей, которые способствуют их объединению, взаимосодействию. Интеграция способствует более успешной реализации функций, как своей группы, так и той более широкой общности, в которую включены обе взаимодействующие группы.

Феномены межгрупповой интеграции:

1) групповая аффилиация – это отношения между группами, которые предполагают, что одна из них является составной частью другой, т. е. взаимодействие групп разнопорядкового масштаба и объема. Малая группа, поглощенная большой функционирует по законам первой;

2) групповая открытость состоит в стремлении группы получить информацию и влияние извне, вследствие чего она подвергается различного рода воздействиям и оценкам со стороны других групп. Она способствует обновлению группы и соблюдению баланса процессов дифференциации и интеграции. Чем благополучнее группа, тем более она открыта;

3) межгрупповая толерантность – терпимость к другим группам;

4) межгрупповая референтность – стремление к достижению уровня значимой внешне группы, которая выступает в качестве носителя определенных ценностей и норм.

 

 

26. Теория социальных представлений С. Московиси. (17)

Теория была сформулирована французским социальным психологом Сержем Московиcи. В данной теории Московиcи опирается на идеи Дюркгейма, Выготского, Пиаже, Вундта,предлагает социальную интерпретацию соц. психологии.

Социальные представления - способность человека воспринимать, делать выводы, понимать, вспоминать, чтобы придавать смысл вещам и объяснять личностную ситуацию. Московеси предложил идею, согласно которой человек не создает собственных представлений, он усваивает представления, которые уже есть в социальной группе.

Любую группу характеризует коммуникация: процесс получения информации из одного источника. Группа сплачивается на основе общих убеждений, которые она берет из одного источника, которые затем трансформируются в одну идею.

Типы социальных представлений: 1.Общие или руководящие – разделяемые всеми членами группы (верования, убеждения); 2.Единообразные и принудительные; 3.Эмансипированные – продукт циркулирующих знаний и идей, принадлежащих подгруппам, каждая подгруппа вырабатывает собственные представления; 4.Полемические – выработанные в ситуации социального конфликта или полемики, т е не разделяемых всеми членами общества, определяемые их антагонистическими отношениями.

Структура представления:

- ядро (стабильная и устойчивая часть представлений, связанная с коллективной памятью, с историей группы, ее ценностями и нормами);

- периферическую систему (конкретизирует значение ядра представления, это связующее звено между ядром и конкретной ситуацией, в которой вырабатывается и действует представление. Она характеризуется вариативностью и изменчивостью).

Выделяют 3 структурных компонента:

- информация - сумма знаний об объекте исследования. С другой стороны, информация рассматривается как необходимое условие их формирования (Люди познают природу и социальные миры посредством сенсорного опыта).

- Поле представлений – это оригинальное понятие концепции, характеризующее организацию его содержания с качественной стороны(толкование новой информации).

- Установка определяется как отношение субъекта к объекту представления. Считается, что установка – первична, так как она может существовать при недостаточной информированности и нечеткости поля представлений.

В работе «Психология активного меньшинства» Московеси доказывает, что по сути меньшинство оказывает информационное влияние на людей (т.е. вбрасывает новую информацию). Человек считает, что все люди мыслят одинаково. Подразумевая, что он сам мыслит правильно, все люди мыслят, как я, если это не так, то с ним что-то не так. Меньшинство нарушает единство группы. По той же схеме Московеси рассматривает соц. Представления. Когда-то соц.представление было индивидуальным, но оно начинает заинтересовывать других людей. Начинает циркулированить по сетям информации, становится понятным для других. С какого-то момента в них начинают верить другие люди (называется натурализация), мы начинаем верить, что это так и есть. А затем, с помощью этого представления, мы начинаем объяснять ситуацию в жизни.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 385; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!