Представления человека о себе являются рефлексивным отображением самого себя, системой отношений личности к себе и к внешнему миру.



Маркус и Китаяма говорят о том, что концепция собственного ≪Я≫ (как независимого, либо как взаимозависимого) — наиболее. важный аспект системы Я (self-system) индивида.Она влияет на то, как люди воспринимают и оценивают свои собственные личностные характеристики, как они устанавливают отношения с другими людьми, какие эмоции испытывают в различных ситуациях, а также определяет, что именно мотивирует людей на участие в каком-либо действии. Более того, культурная концепция собственного «Я» проникает в идеи, оценки и социальные сценарии какой-либо культуры, в дальнейшемформируя индивидуальный опыт и проявление собственного «Я»

Мотивация изменения

Что побуждает нас стремиться к чему-либо и преуспевать в этом? Люди, живущие в СоединенныхШтатах, обычно считают, что мотивация - это некая внутренняя движущая сила, основанная на индивидуальной потребности достигнутьопределенной цели и даже потребностипревосходить других. Однако вовзаимозависимых культурах мотив к действиям принято искать в восприимчивости к другим, в желании приспособиться к их потребностям и требованиям и в способности сдерживать свои собственные потребности и желания. Несмотря на стремление выделяться и успешно выполнять задание, человек руководствуется не целями самопрезентации, а желанием продемонстрировать и укрепить взаимозависимость.мы не сможем понять, что побуждает людей много работать и продвигаться в своей работе, если будем опираться только на опыт собственнойкультуры. Мы должны пытаться понять побуждения и ценности членов других культур.

В психологии представление человека о себе рассматривается в исследованиях проблемы развития самосознания человека, которая находится в сфере внимания исследователей достаточно давно.

Как утверждал С. Л. Рубинштейн, целостному субъекту присуще осознание самого себя как существа, осознающего мир и изменяющего его в процессе его деятельности — практической и теоретической.

В концепции Ф. Е. Василюка особо выделяется эмоциональный компонент самосознания, а проблема самосознания рассматривается со стороны психологии переживаний. Он выделяет четыре типа переживаний: гедонистические — со здесь-и-теперь удовлетворением; *реалистические — с отсроченным удовлетворением потребностей; *ценностные — с упорядочиванием внутреннего мира; *творческие — с самоактуализацией.

Результатом проведенных В. В. Столиным исследований была модель уровневого строения самосознания, основанная на учете характера активности человека. На каждом из уровней различия самосознания определены спецификой трех видов активности человека: как организма, социального индивида и личности. Таким образом, представления человека о себе можно рассматривать как элементы самоотношения, которые наполнены отношением к себе как к субъекту активности, структурированные на самочувствие, идентичность и самореализации.

И. И. Чеснокова рассматривает самосознание как сложный психический процесс, заключающийся в восприятии личностью много- образных «образов» самого себя в различных ситуациях деятельности и в соединении этих образов в единое целостное образование — в представление, а затем в понятие о собственном «Я».

В концепции Э. Эриксона развитие «Эгоидентичности» во многом схоже с отечественными исследованиями особенностей становления самосознания. При этом «Эго» как инстанция собственно самосознания видится Эриксоном как автономное динамическое образование, обеспечивающее продуктивную взаимосвязь человека с физическим и социальным окружением (Эриксон, 2006).

У К. Юнга процесс самосознания представляется как важное условие индивидуации личности. Изучая основные психологические проблемы, встающие перед личностью в кризисные моменты жизни, Юнг пришел к выводу, что они связаны с неполнотой и односторонностью самовосприятия и самопонимания. Самосознание личности направлено на постижение внутренней душевной жизни в движении к «самости».

Согласно А. Маслоу проблема самосознания непосредственно связана с его концепцией о самоактуализации

Центральное место в трудах К. Роджерса занимают вопросы развития самосознания человека, задачи личностного самоопределения в социальном окружении . В результате образуется Я-концепция человека как система самовосприятий, основывающаяся на прошлом опыте, данных настоящего, ожиданиях будущего и выступающая важной детерминантой ответных реакций индивида на его окружение. Именно Я-концепция, а не «реальное Я», имеет, по мнению Роджерса, определяющее значение для личности и ее поведения. Она занимает центральное положение в феноменальном поле опыта.

Заслуживает внимания теория социального взаимодействия Э. Берна, который считает, что «человек в социальной группе в каждый момент времени обнаруживает одно из состояний Я — Родителя, Взрослого или Ребенка»,при этом его подлинное Я может свободно переходить из одного состояния в другое.

Подытоживая, отметим, что исследователи по-разному структурируют представления человека о себе:

— на самочувствие, идентичность и самореализацию как элементы самоотношения к себе как к субъекту активности;

— на самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе и саморегулирование поведения;

— на «Я» — физическое, «Я» — социальное, «Я» — духовное;

— на представления о мужских и женских началах, наполненных социокультурным содержанием, тендерной классификацией;

— на совокупности «состояний Я»: Я-Родитель, Я-Взрослый, Я-Ребенок.

Представления человека о себе являются рефлексивным отображением самого себя, системой отношений личности к себе и к внешнему миру. Развиваются представления человека о себе в процессе активного участия в различных видах деятельности, а также включения в различные социальные группы.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 271; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!