И ещё я увидел окна. Настежь распахнутые окна в соседних домах. 28 страница



2) попытке прикрыть шуткой натянутые, холодные отношения между сыном и родителями.

3) недостаточно высокой культуре общения родителей и сына.

4) полушутливом выражении дружеских отношений между сыном и родителями.

 

В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?

1) (3) Отец иногда окликал его: «Саня», мать ласково звала: «Санки». (4) Ну и ясно: Сани-Санки-Салазкин.

2) (10) Кинтель, конечно, не собирался выступать, талантов у него не было. (11) И этот «детский праздник на лужайке» его мало интересовал.

3) (20) Зачем ему этот мамин Салазкин?.. (21) А Саня о чём-то шёпотом препирался с матерью.

4) (24) Мать Салазкина, пожав плечами, заиграла. (25) И Саня запел.

 

Почему герой произведения до определённого момента считает Саню Денисова «маминым» (предложение 20)?

1) Герой уверен, что мальчик, который мог согласиться петь на детском концерте под мамин аккомпанемент, — маменькин сынок.

2) Герой считает, что мать Сани Денисова слишком строга с ним и требует безоговорочного послушания.

3) Герою представляется, что сын воспользовался возможностями матери, чтобы выступить на празднике.

4) Герою кажется, что талантливый человек всегда зависит от родителей, в первую очередь от матери.

 

3. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 12: «Но хорошо было сидеть в кресле у широкого, будто киноэкран, иллюминатора, смотреть, как серый простор беспрестанно катит навстречу пенные валы, как в настоящем море...»

1) олицетворение      2) разговорная лексика    3) сравнительный оборот    4) аллегория

4. Из предложений 16—18 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости согласного звука, обозначенного последующей буквой.

 

5. Из предложения 12 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого оканчивается на , пишется НН».

 

6. Замените слово СПЕРВА в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 

7. Замените словосочетание ОСТОРОЖНО ВЫБРАЛСЯ (предложение 36), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

 

8. Выпишите грамматическую основу предложения 5.

 

9. Среди предложений 22—26 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 32—37 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

 

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

Мелодия показалась Кинтелю знакомой,(1) а слова... Никогда раньше Кинтель таких не слышал. Он задержал дыхание... Казалось бы,(2) песня как песня,(3) что такого.

 

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 10.

 

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

На теплоходе Кинтель подмечал чёрточки чужой жизни,(1) забавные привычки,(2) вроде той,(3) когда мать зовёт сына по фамилии: Салазкин... Однако скоро он понял,(4) что Салазкин — не фамилия,(5) а домашнее прозвище мальчишки.

 

В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

Голосок у него был так себе,(1) не сильный,(2) но пел Салазкин чисто и с ясным,(3) сразу проникающим в сознание звоном. И песня была... не о кузнечике. Словно сам Саня был маленький трубач осаждённого войска,(4) и будто он бросал врагам последний вызов.

 

13. Среди предложений 4—10 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

 

14. Среди предложений 12—15 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

 

15.1.

 

15.2.

 

15.3.

 

Вариант 025

(1)Я люблю вспоминать своё детство. (2)У меня теплеет на душе и щемит сердце, когда я его вспоминаю.

(3)Детство –самая главная, самая важная часть жизни. (4)У поэта, поверьте, непременно должно быть очень счастливое детство. (5)Или очень несчастное. (6)Но никак не такое, как у всех, не скучное, среднее, серое.

(7)Я родился поэтом, а не стал им, как другие: моё детство было до странности волшебным. (8)Я был колдовским ребёнком. (9)Я жил в каком-то мною самим созданном мире, ещё не понимая, что это мир поэзии. (10)Странно, но я, несмотря на моё поэтическое восприятие жизни, тогда о стихах не помышлял. (11)Я старался воображением проникнуть в тайную суть вещей. (12)Не только вещей, но и животных. (13)Так, у нашей кошки Мурки были крылья, и она ночами улетала в окно. (14)А собака моей сестры, старая и жирная, только прикидывалась собакой, на самом деле она была жабой, и я один это знал. (15)Но и люди вокруг меня были не теми, кем казались…

(16)Да, я и правда был колдовским ребёнком, маленьким магом, чародеем. (17)Таким я, по крайней мере, сам себя считал. (18)Тогда уже во мне возникло и постепенно разрослось желание воплотить мечту мою, «будить повсюду обожанье».

(19)Но меня и так очень любили и баловали в детстве. (20)Мать любила меня фантастически, и я любил её больше всего на свете. (21)Я хотел, чтобы она гордилась мной. (22)Однако это не мешало мне и всех других в нашем доме любить всем сердцем.

(23)Моё детское сердце… (24)Для поэта важнее всего сохранить детское сердце и способность видеть мир преображённым.

(25)Я хотел бы вернуться в то далёкое, невозвратимое, особенное время. (26)Можно ли когда-нибудь забыть его, вылечиться от детства? (27)Мне, слава богу, не удалось. (28)Ничто так не помогает писать стихи, как воспоминания детства. (29)Когда я нахожусь в особенно творческом состоянии, я живу будто двойной жизнью: наполовину здесь, в сегодняшнем дне, наполовину там, в прошлом, в золотой невозвратной поре. (30)И тогда я чувствую, что сейчас, сейчас произойдёт чудо и в моих ушах зазвучат строчки новых стихов.

(По мемуарной книге И. Одоевцевой «На берегах Невы»)*

*Одоевцева Ирина – русская поэтесса и писательница. В начале 20 века была ученицей знаменитого поэта Н. Гумилёва. В 1922 году эмигрировала в Париж. Написала имевшие большой успех романы «Изольда», «Зеркало», «Оставь надежду навсегда», несколько сборников стихов. В конце 80-х годов вернулась в Россию, жила в Ленинграде (Петербурге), выпустила мемуары о жизни русской художественной интеллигенции начала 20 века.

 

2. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик в предложении 24 употребляет форму не множественного, а единственного числа – «поэт»?» Такая форма наименования говорит здесь о том, что…

1) рассказчик имеет в виду только себя.

2) это слово имеет магический смысл.

3) рассказчик стремится создать собирательный образ.

4) рассказчик подразумевает известного в то время поэта.

 

Каким было отношение рассказчика к его матери?

1) Рассказчик уважал и любил мать и стремился быть достойным её огромной любви.

2) Он отвечал капризами на баловство и вседозволенность, которые видел со стороны матери.

3) Рассказчик любил мать так же, как и всех остальных в доме.

4) Он знал, что мать любила его фантазии, и сам любил её за это.

 

Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчик считает, что он «родился поэтом»?»

1) С детства люди и животные вокруг рассказчика были на самом деле не теми, кем казались, и это сформировало у него поэтический взгляд на мир.

2) С раннего детства рассказчик был необычным, ярким человеком, наделённым богатым поэтическим воображением.

3) Рассказчик с раннего детства был наделён необычным даром мага и умел превращать животных в летающих существ.

4) Поэтический дар появляется только у тех людей, которые, как рассказчик, с раннего детства живут в атмосфере необыкновенной любви и взаимопонимания.

 

Как характеризует поэзию и стихи информация, заключённая в предложениях 9–11?

1) Поэзия и стихи – это одно и то же, поэзии не бывает без стихов.

2) Поэзия и стихи появляются из стремления познать мир необычных животных.

3) Чувство поэзии рождается из колдовства, стихи также появляются по волшебству.

4) Чувство поэзии связано с восприятием мира и не обязательно воплощается в стихах.

 

В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено в тексте содержанию первого?

1) (18) Тогда уже во мне возникло и постепенно разрослось желание воплотить мечту мою, «будить повсюду обожанье».

(19) Но меня и так очень любили и баловали в детстве.

2) (4) У поэта, поверьте, непременно должно быть очень счастливое детство.

(6) Но никак не такое, как у всех, не скучное, среднее, серое.

3) (11) Я старался воображением проникнуть в тайную суть вещей.

(12) Не только вещей, но и животных.

4) (14) А собака моей сестры, старая и жирная, только прикидывалась собакой, на самом деле она была жабой, и я один это знал. (15) Но и люди вокруг меня были не теми, кем казались…

 

3. В каком варианте ответа средством речевой выразительности является эпитет?

1) (9) Я жил в каком-то мною самим созданном мире, ещё не понимая, что это мир поэзии.

2) (10) Cтранно, но я, несмотря на моё поэтическое восприятие жизни, тогда о стихах не помышлял.

3) (14) А собака моей сестры, старая и жирная, только прикидывалась собакой, на самом деле она была жабой, и я один это знал.

4) (29) Когда я нахожусь в особенно творческом состоянии, я живу будто двойной жизнью: наполовину здесь, в сегодняшнем дне, наполовину там, в прошлом, в золотой невозвратной поре.

4. Из предложений 17–18 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

 

5. Из предложений 24–25 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах отымённых прилагательных -ЕНН-, -ОНН-/ -ЁНН- пишется НН».

 

6. Замените разговорное слово ПРИКИДЫВАЛАСЬ в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

 

7. Замените словосочетание МИР ПОЭЗИИ в предложении 9, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

 

8. Выпишите грамматическую основу предложения 19.

 

9. Среди предложений 19–24 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

Среди предложений 25–30 найдите предложение с обособленными уточняющими обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

 

10. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводной конструкции.

Да,(1) я и правда был колдовским ребёнком,(2) маленьким магом,(3) чародеем. Таким я,(4) по крайней мере,(5) сам себя считал.

 

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Напишите ответ цифрой.

 

12. В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Я жил в каком-то мною самим созданном мире,(1) ещё не понимая,(2) что это мир поэзии. Странно, (3) но я,(4) несмотря на моё поэтическое восприятие жизни,(5) тогда о стихах не помышлял.

 

В приведённых ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, соединёнными сочинительной связью.

Так,(1) у нашей кошки Мурки были крылья,(2) и она ночами улетала в окно. А собака моей сестры,(3) старая и жирная,(4) только прикидывалась собакой,(5) на самом деле она была жабой,(6) и я один это знал.

 

13. Среди предложений 28–30 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

 

14. Среди предложений 3–7 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

 

15.1.

 

15.2.

 

15.3.

 

Вариант 026

(1)Славка заметил картину на тускло-зелёной стене биллиардной случайно. (2)Обычно она висела в тени, а в тот раз на неё падали лучи. (3)На картине было лунное море. (4)Сама луна скрывалась за светлыми облаками, но её лучи пронизывали воздух и рассыпали свет по высоким волнам. (5)Среди волн шёл двухмачтовый парусник. (6)Несмотря на волны, он шёл ровно и спокойно. (7)У него были сплошь дырявые паруса, и сквозь них виднелось небо, но всё равно он шёл уверенно. (8)В этих рваных и гордых парусах, в этой уверенности маленького судна была загадка. (9)Какая-то заманчивость и притягательная сила. (10)И была в лунном неспокойном просторе музыка — не похожая ни на что.

(11)Славка молча привёл за руку слегка испуганную маму и только тогда шёпотом спросил:

— (12)Это что?

— (13)Это бриг «Меркурий». (14) Копия картины художника Айвазовского. — (15)Что тебя испугало?

(16)Славка досадливо поморщился. (17)Его ничего не испугало. (18) Просто он не хотел говорить громко, когда рядом тайна, мечта…— (19)Почему рваные паруса?

— (20)Кажется, после боя. (21)Это русский корабль, он сражался. (22) Вражеских кораблей было много, а он один, но он победил.

— (23)Что такое "бриг"?

— (24)Ты же сам видишь — корабль…

— (25)Нет, почему "бриг"?

— (26)Ты меня уморишь, — сказала мама.

(27)Она не понимала! (28)У Славки отозвалось в душе звучание когда-то слышанных и заветных морских слов: «Бриг... брег... регата... фрегат... навигатор...» (29)Это были слова про тайну, связанную с этим лунным морем, про что-то загадочное. (30)А где их разгадка?

(31)Мама, вздохнув, повела Славку в библиотеку. (32)Там она отыскала старую книгу, которая называлась «Морской словарь».

— (33)Если хочешь и есть ещё вопросы, читай и разбирайся.

(34)Славка нашёл быстро. (35)Прочитал и почти ничего не понял. (36)Но незнакомые корабельные слова опять отозвались в нём странной зовущей музыкой. (37)И он стал искать дальше, слово за словом. (38)С того дня Славка почти позабыл про всё на свете. (39)Он ушёл в чтение словаря, как уходят в дальнее плавание — надолго и без оглядки…

(По В. Крапивину)

 

2. Как характеризует маму Славки информация, заключённая в предложениях 31—33?

1) Мама героя — равнодушный человек, душевные порывы сына ей чужды, поэтому она не хочет помочь сыну сама, а доверяет это книге.

2) Мама героя — человек малообразованный, не умеющий найти ответы на вопросы сына.

3) Мама героя — исключительно занятой человек, поэтому ей некогда выслушивать сына, проще найти для него молчаливого собеседника — книгу.

4) Мама героя — чуткий человек, она понимает сына, уважает в нём личность, а также стремится воспитать в нём самостоятельность.

 

Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему герой назван автором не Славой, не Вячеславом, а Славкой?» Такая форма имени говорит…

1) о юном возрасте героя и дружеском расположении автора к нему.

2) о пренебрежительном отношении автора к герою.

3) о высокомерном и фамильярном отношении автора к герою.

4) о досаде мамы по отношению к сыну.

 

Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему мальчик «не хотел говорить громко, когда рядом тайна, мечта»?»

1) Воинственный вид огромного корабля внушил герою страх, но Славка боялся признаться в этом маме.

2) Картина поразила героя, так как напомнила ему о том, о чём он давно мечтал, — о море и парусниках.

3) Герой боялся, что его разговор с мамой кто-нибудь услышит и будет над ним смеяться.

4) Герой оказался во власти бурных эмоций, но их чрезмерным проявлением он боялся помешать окружающим.

 

Почему герой чувствует в образе корабля притягательную силу?

1) Славка мечтал стать художником и писать картины с натуры, и его особенно привлекали изображения кораблей.

2) Славка хотел по картинам Айвазовского изучить особенности конструкций разных парусников.

3) Гордый и уверенный парусник и морская стихия предстали перед Славкой как символ его мечты.

4) Славку всегда привлекали истории, связанные с морскими разбойниками и их кораблями.

 

3. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 4: «Сама луна скрывалась за светлыми облаками, но её лучи пронизывали воздух и рассыпали свет по высоким волнам».

1) сравнительный оборот           2) аллегория             3) фразеологизм               4) метафора

 

Укажите, в каком предложении содержится противопоставление.

1) (10) И была в лунном неспокойном просторе музыка — не похожая ни на что.

2) (18) Просто он не хотел говорить громко, когда рядом тайна, мечта.

3) (22) Вражеских кораблей было много, а он один, но он победил.

4) — (33) Если хочешь и есть ещё вопросы, читай и разбирайся.

 

4. Из предложения 4 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначенного следующей за ней буквой.

 

5. Из предложений 8—10 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого оканчивается на , пишется НН».

 

6. Замените слово УМОРИШЬ в предложении 26 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 500; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!