Скульптура в конце XIX - начале XX веков



В скульптуре 2 пол. XIX в. наиболее интересно творчество М. М. Антокольского. Небольшие по размерам, камерные, станковые работы Антокольского отличаются большой выразительностью. В портретах великих личностей прошлого («Иван Грозный», «Петр I», «Умирающий Сократ», «Спиноза») отсутствие внешней монументальности было оправдано тонким психологизмом и убедительностью образов, воссозданных мастером по скудным документальным свидетельствам с большой долей художественного вымысла.

В 1880 г. в Москве был установлен один из первых памятников А. С. Пушкину, создателем которого был скульптор А. М. Опекушин.

Наиболее крупными скульпторами рубежа XIX–ХХ веков были П. П. Трубецкой и С. Т. Конёнков. Самой известной работой П. П. Трубецкого является бронзовый памятник Александру III. Трубецкому удалось точно передать характер Александра – императора, поставившего главной целью своей жизни сохранение незыблемости традиций российского самодержавия.

Творчество С. Т. Конёнкова весьма разнообразно. Наряду с остросоциальными темами («Портрет рабочего-боевика 1905 года Ивана Чуркина»), его внимание привлекала славянская мифология, русский фольклор, сказки («Стрибог», «Старичок-полевичок»). Заметную роль в развитии русской скульптуры сыграло творчество А.С.Голубуиной, среди работ которой наиболее интересны портреты (бюсты К. Маркса, Андрея Белого) и А. М. Матвеева – мастера изображения обнаженной натуры в античном духе («Спящий мальчик»)

1. Русская художественная культура конца XIX – нач. ХХ вв. – М.: Просвещение, 1980.

ТЕЗАРУС

 

  Термин Значение

Термины по художественным стилям, направлениям, идейным течениям

Академизм Направление, сложившееся в художественных академиях XVI-XIX вв. и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства.
Ампир Стиль в архитектуре и искусстве (главным образом декоративном) трёх первых десятилетий XIX века, завершающий эволюцию классицизма.
Барокко главенствующий стиль в европейском искусстве конца XVI-XVIII веков. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств
Историзм Принцип подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся. Философия истории просветителей XVIII в. рассматривала человеческое общество как часть природы
Классицизм Художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII – начала XIX вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону.
Натуральная школа Условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 40-х гг. XIX в. Для натуральной школы характерно преимущественное внимание к жанрам художественной прозы. В стремлении писателей натуральной школы быть верными «натуре» таились различные тенденции творческого развития - к реализму и к натурализму.
Нигилизм Мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов.
Передвижничество Идейные основатели передвижничества противопоставляли себя представителям официального, академического художественного направления. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки.
Реализм В литературе и искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.
Рококо Стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах 1-й половины XVIII в. и европейской литературе XVIII в.; отразил свойственные аристократии гедонистического настроения, тяготение к бегству от действительности в мир театрализованной игры. В пластических искусствах стиль рококо повлиял прежде всего на характер декора, который принял в эту эпоху подчёркнуто прихотливый и усложнённый вид.
Романтизм Направление европейской культуры в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
Сентиментализм Направление в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Не порывая с Просвещением, сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств.
Стилизация Декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью ряда условных приёмов, упрощения рисунка и формы, объёмных и цветовых соотношений.
Теория официальной народности Обозначение реакционных общественно-политических взглядов представителей правящих кругов царской России, особенно в царствование Николая I, в области просвещения, науки и литературы. Основой теории официальной народности является формула «православие, самодержавие и народность».
Эклектика Соединение разнородных взглядов, идей и теорий. Художественное направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг.

Термины по архитектуре

Антаблемент Верхняя часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, - составной элемент классического архитектурного ордера; членится на архитрав, фриз и карниз.
Анфилада Ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные проёмы которых расположены на одной оси, благодаря чему при открытых дверях создаётся сквозная перспектива всех интерьеров.
Арка В архитектуре, криволинейное перекрытие проёма в стене или пространства между двумя опорами - столбами, колоннами, пилонами и т. п.
Архитрав Нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента, имеющая значение основного конструктивного элемента и обычно лежащая на капителях колонн.
Аттик Стенка, возведённая над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. Обычно завершает триумфальную арку.
Балюстрада Ограждение (обычно невысокое) лестниц, террас, балконов и т.д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху горизонтальной балкой или перилами.
Бельведер Вышка, надстройка над зданием (чаще всего круглая в плане) или небольшая отдельная постройка на возвышенном месте, откуда открывается далёкий вид.
Волюта Архитектурный мотив в форме спиралевидного завитка с кружком («глазком») в центре, составная часть ионической капители, входит также в композицию коринфской и композитной капителей
Интерьер Внутреннее пространство здания (жилого, общественного, промышленного) или какое-либо помещение (вестибюль, фойе, комната, зал и т.п.).
Каннелюры Желобки - вертикальные на стволе колонны или пилястры и горизонтальные на базе колонны ионического ордера.
Капитель Пластически выделенная венчающая часть вертикальной опоры (столба или колонны), передающая ей нагрузку от архитрава и расположенных выше частей здания (или образно выражающая эту функцию, как, например, в пилястре).
Карниз Горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу (покрытие) здания и защищающий стену от стекающей воды; имеет также и декоративное значение.
Колонна Архитектурно обработанная вертикальная опора, как правило, круглая в поперечном сечении, стержневой элемент здания (сооружения), несущей конструкции и т.д. Колонна служит в основном для восприятия вертикальной нагрузки.
Колоннада Ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.
Купол Пространственная несущая конструкция покрытия, по форме близкая к полусфере или другой поверхности вращения кривой (эллипса, параболы и т.п.). Купольные конструкции перекрывают преимущественно круглые, многоугольные, эллиптические в плане помещения и позволяют перекрывать значительные пространства без дополнительных промежуточных опор.
Люкарна Оконный проём в чердачной крыше или купольном покрытии.
Манеж Прямоугольное или круглое здание без внутренних перегородок (иногда огороженная площадка) для тренировки лошадей, обучения верховой езде, конноспортивных соревнований.
Метопы Прямоугольные, обычно почти квадратные плиты, которые, чередуясь с триглифами, образуют фриз дорического ордера
Ордер Ордер архитектурный, тип архитектурной композиции, основанный на художественной переработке стоечно-балочной конструкции и имеющий определённые состав, форму и взаиморасположение элементов.
Пассаж Тип торгового (реже делового) здания, в котором магазины и конторские помещения расположены ярусами по сторонам широкого прохода с застеклённым покрытием.
Периптер Прямоугольное в плане здание, с четырёх сторон обрамленное колоннадой.
Пилястра Плоский вертикальный прямоугольный в плане выступ на стене или столбе, повторяющий все части и пропорции ордерной колонны.
Плафон Любое (плоское, сводчатое или купольное) перекрытие какого-либо помещения.
Портик Выступающая вперёд часть здания, открытая на одну или три стороны и образуемая колоннами или арками, несущими перекрытие; чаще всего оформляет главный вход и завершается фронтоном или аттиком.
Просвет Отверстие в стене здания, предназначенное для света и воздуха.
Ростральная колонна Отдельно стоящая колонна, ствол которой украшен носами кораблей или их скульптурными изображениями.
Ротонда Центрическое сооружение, круглая в плане постройка, обычно увенчанная куполом. По периметру ротонды нередко расположены колонны.
Свод Пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющее геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхностью.
Стереобат В античной архитектуре, цоколь храма или колоннады.
Стилобат В античной архитектуре, верхняя поверхность ступенчатого цоколя (стереобата) древнегреческого храма, на которой сооружалась колоннада.
Триглифы В архитектуре прямоугольная, несколько вытянутая по вертикали плита с двумя целыми, а по краям половинными желобками.
Усадьба Комплекс жилых, хозяйственных, парковых и др. построек, составляющих единое архитектурное целое.
Флигель Вспомогательная пристройка к жилому дому или отдельно стоящая второстепенная постройка, входящая в комплекс городской или сельской усадьбы.
Фриз Средняя часть антаблемента, между архитравом и карнизом. В дорическом ордере фриз членится на метопы и триглифы, в ионическом и коринфском ордерах заполняется сплошной лентой рельефов или оставляется пустым.
  Фронтон Завершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши и карнизом.  

Термины по садово-парковому делу

Аллея Дорога, пешеходная или проезжая (обычно в парке, саду, иногда вне их), обсаженная по обеим сторонам деревьями, иногда в сочетании с кустарниками.
Боскет Посаженная в декоративных целях густая группа деревьев или кустов. Выстриженный в виде ровных стенок (шпалер) боскет из кустистых пород - основной мотив в композиции регулярных парков XVI-XVIII вв.
Водомет Фонтан с большим напором воды и тонкой струей. Обычно несколько водометов в фонтанах создают композиции в садово-парковых зонах.
Грот Тип паркового сооружения (порой в виде павильона), кладка и отделка которого (ракушки, туф, морские камни) имитируют естественную пещеру.
Каскад Естественный или искусственный водопад, низвергающийся уступами. В парковой архитектуре каскады, создаются расположением на разных уровнях водоёмов, ступеней и уступов, по которым стекает вода.
Катальная гора В русских парках XVIII в. - искусственное сооружение с пандусом для спуска на санях
Кулисы В садово-парковых композициях - массивы, куртины, группы деревьев и кустарников, располагаемые в пространстве параллельно друг другу с целью создания многоплановой перспективы. Кулисы закрывают несущественное и раскрывают главное с целью усиления восприятия на часть парка или окружающий ландшафт.
Обманки (Обманный вид) в русских парках XVII в. - живописное изображение, помещаемое в торце прогулочной аллеи и создающее иллюзию далекой перспективы, фасада пышного архитектурного сооружения и т.п.
Павильон Отдельно стоящая постройка, имеющая малый размер или облегчённую открытую конструкцию, особую связь с природой.
Партер декоративная, геометрически построенная композиция из низких растений. Партер: образует парадную, открытую часть парка или сада; характеризуется строгостью линий и форм; разбивается на главных аллеях, у монументальных сооружений и памятников, а также у общественных и административных зданий.
Пейзажный парк Английский парк, как бы воспроизводящий естественный ландшафт, со свободным расположением посадок, водоёмов, дорожек, сооружений.
Регулярный парк Французский парк, парк, имеющий регулярный, т.е. геометрически правильный план (обычно осевую схему).
Терраса В парках и садах - горизонтальная площадка естественного или искусственного происхождения, образующая уступ на склоне местности.
Шутиха Фонтан-шутиха устраивался в садовых парках c XVII века. Комический эффект фонтанов-шутих заключается во внезапности действия водяных струй, обрызгивающих со всех сторон посетителей.

Термины по декоративному искусству

Золочение (позолота) Процесс нанесения на поверхность изделий, конструкций, архитектурных сооружений слоев золота от десятых долей мкм до 2-3 мкм и до 20-25 мкм в некоторых ответственных случаях.
Лепнина Рельефные украшения (фигурные, орнаментальные) на фасадах и в интерьерах зданий, как правило, отлитые или отпрессованные из гипса, бетона, штукатурки, папье-маше или др. материалов.
Канделябр Подставка с разветвлениями для нескольких свеч или ламп (обычно в виде свечей).
Люстра Осветительная установка, предназначенная для освещения закрытых помещений. В XVII-XIX вв. в качестве источников света люстр служили свечи или лучина.
Майолика Изделия из цветной обожжённой глины с крупнопористым черепком, покрытые глазурью; им свойственны массивность форм, плавная текучесть силуэта, яркий блеск полив, контрастные сочетания цветов.
Маркетри Вид мозаики из фигурных пластинок фанеры (различных по цвету и текстуре), которые наклеиваются на основу. Маркетри применяется при изготовлении мебели и других бытовых предметов.
Паркет Материал в виде небольших древесных строганых планок для покрытия пола. Паркетом называется также само покрытие (лицевой слой) такого пола. Паркет отличается красивым внешним видом, долговечностью.
Бисквит Непокрытый глазурью фарфор.
Рокайль Характерный для рококо мотив орнамента - стилизованная раковина.
Стенник Осветительный прибор, навешиваемый на стену и имеющий вертикальную стенную часть в виде серебряного или медного щитка-отражателя, часто украшенного богатой чеканной работой с одним или несколькими рожками с подсвечниками.
Торшер Напольный светильник.
Шпалера Стенной безворсовый ковер с сюжетными и орнаментальными композициями, вытканный ручным способом в технике т.н. репсового уточного переплетения.
Фарфор Изделия тонкой керамики, спекшиеся, непроницаемые для воды и газа, обычно белые, звонкие, просвечивающие в тонком слое, без пор.
Фаянс Плотные мелкопористые (обычно белые) изделия тонкой керамики. Отличается от фарфора бóльшими пористостью и водопоглощением, поэтому все фаянсовые изделия покрываются тонким сплошным слоем водонепроницаемой глазури.

Термины по скульптуре, живописи, графике

Анимализм Жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные, главным образом в живописи, скульптуре и графике.
Барельеф Вид скульптуры, рельеф, в котором выпуклое изображение не более чем на половину своего объёма выступает над плоскостью фона.
Батальный жанр Жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов.
Горельеф Вид скульптуры, высокий рельеф, в котором выпуклое изображение сильно выступает над плоскостью фона (более чем на половину своего объёма); иногда оно лишь прикасается к фону, иногда отделяется от него в деталях.
Гризайль Вид декоративной живописи, выполняемой в разных оттенках какого-либо одного цвета (чаще серого).
Лубок Народная картинка, произведение графики (преимущественно печатной), отличающееся доходчивостью образа и предназначенное для массового распространения
Маринизм Течение, сформировавшееся в рамках русского романтического пейзажа. Предметом изображения художников-маринистов была морская стихия.
Натюрморт Жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу.
Офорт Вид гравюры на металле, в котором углублённые элементы печатной формы создаются путём травления металла кислотами.
Россика Термин, использующийся в отечественной истории искусства для обозначения западноевропейских художников, работавших в России в XVIII в. - 1-й пол. XIX в., в особенности по заказам императорского двора.
Пейзаж В изобразительных искусствах - жанр или отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является естественная или в той или иной степени преображенная человеком природа.
Этюд В изобразительном искусстве, произведение, выполненное с натуры с целью ее изучения. Этюд (живописный, скульптурный, графический) часто служит подготовительным материалом при работе над картиной, скульптурой, станковым графическим производством и т.д.

 

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 522; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!