М .В.Нестеров – представитель московской школы. Периоды и основные линии развития творчества.



М.В.Нестеров – русский, советский живописец.

Получил высшее художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его наставниками были В.Г.Перов, А.К.Саврасов, И.М.Прянишников, а также в Академии художеств, где учился у П.П.Чистякова.

Если ранние его исторические картины еще по-передвижнически сюжетно-бытописательны («Избрание Михаила Федоровича на царство»), то позднее, как бы идя вослед В.М.Васнецову, он усиливает в своих образах фольклорные черты («За приворотным зельем»).

К концу XIX столетия начинается новый этап творчества: художник переходит к религиозной тематике, его привлекает аскетическая строгость монашества, красота православных обрядов, жизнь в согласии с природой. Картины этого цикла («Пустынник», «Видение отроку Варфоломею», «Подблаговест» и др.) окрашены созерцательным любованием; стилистически они обнаруживают влияние стиля модерн - в панорамности композиций, в чуть гобеленном цвете, в замене развернутого действия состоянием. В больших, «соборных» картинах Нестеров стремится выразить чаемые рубежи великого духовного обновления («Великий постриг», «Святая Русь»). Самое большое полотно мастера, «На Руси» («Душа народа»), включает в толпу «очарованных странников» фигуры Достоевского, Льва Толстого и Владимира Соловьева. Неизменно весьма важную, порой самоценную роль играет лирический пейзаж. Одновременно Нестеров занимается церковными росписями (запрестольный образ «Рождество Христово» во Владимирском соборе в Киеве, мозаики храма Воскресения Христова (Спаса-на-Крови) в Петербурге, церкви Александра Невского в Абастумане, на Кавказе, фрески Марфо-Мариинской обители в Москве).

С московской школой Нестерова роднят лиризм, интерес к пейзажу (активная пейзажная среда присутствует почти во всех его работах), поэтичность мироощущения. Одна из самых поэтических его работ - портрет дочери (1906), воплощающий характерную для начала XX в. грусть по нравственному идеалу и полноте бытия.

Портретная конкретность сделается опорой творчества Нестерова в поздний его период: после долговременного молчания, связанного со сменой эпох, вкусов и критериев, в 1930-х гг. он целиком сосредоточится на образе человека. В самом выборе моделей виден интерес художника к творческой личности, запечатленной в порыве созидательного вдохновения. Предпочитаемая им динамическая композиция позволяет показать героев в действии: скульптор В.И.Мухина поглощена лепкой, хирург С.С.Юдин делает операцию или читает лекцию студентам, художники братья П.Д. и А.Д. Корины работают в своей мастерской. Персонажи Нестерова - активные натуры, утверждающие в своей деятельности себя и свое время. Активны и решения портретов: художник акцентирует главное в обстановке, заботится о выразительности поз и жестов: энергия сцепленных рук академика И.П.Павлова сразу вводит зрителя в интеллектуальную атмосферу модели, а руки хирурга С.С.Юдина характеризуют его едва ли не глубже, чем неординарное лицо.

Неоднократно Нестеров писал также самого себя - в целом художник создал около десяти графических и живописных автопортретов. В советское время неоднократно переписывал в бесконечных вариантах свои старые картины. Однако главное направление его творчества в послереволюционное время - это портретная живопись. Знаменательно, что Нестеров никогда не принимал заказы на портреты, так же, как и отказывался от заказной работы в храмах, выше всего ценя независимость в своей деятельности.

Последней работой Нестерова была картина «Осень в деревне» (1942), написанная под впечатлением пушкинских строк: «Уж небо осенью дышало…» за несколько месяцев до смерти художника, которого ничего не могло оторвать от любимой работы — ни постепенно ухудшающееся состояние здоровья, ни тяжёлое материальное положение, ни лишения военного времени.

1. Русские художники. / Гл. ред. Анисимов А.П. – М.: Дело, 2003.

 

 

Импрессионизм и декоративность в творчестве К.А.Коровина.

В русской живописи начала XX в. заметно также влияние импрессионизма (В. Серов, К.Коровин, И. Грабарь).

Эстетическая концепция и живописная система импрессионизма определяют общий характер творчества К.А.Коровина, своеобразие его манеры. К импрессионизму его подводила прежде всего его страстная любовь к природе, зародившаяся у него в детстве и сохранившаяся на всю жизнь.

Первое представление об импрессионизме К.А.Коровин получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, куда он поступил в 1875 г. Там он знакомится с творчеством передвижников, но, отдавая дань их искусству, ищет новые пути в живописи. Большую помощь в этом молодому художнику оказал А.К.Саврасов, в пейзажный класс которого переходит К.А.Коровин после года обучения в училище. Под руководством учителя он много работает на пленэре в московских пригородах и, свободный от каких-либо ограничений, пытается выразить на холсте переполняющую его радость от восприятия жизни, солнца и света. После неудавшейся попытки продолжить образование в петербургской Академии художеств Коровин возвращается в училище, где появился новый преподаватель - В.Д.Поленов, первый русский пленэрист, познакомивший своих учеников с творчеством импрессионистов и их предшественников - барбизонцев. Ранние работы К.А.Коровина отличаются явно намеченным пленэризмом, выразившимся в большей воздушности, колористической чистоте, пока еще несмелых голубоватых тенях и в атмосфере искренней радости от общения с природой («Ранняя весна»). Первой понастоящему импрессионистической работой не только в творчестве К.А.Коровина, но и во всем русском искусстве явился «Портрет хористки», написанный на пленэре. Лицо женщины, ее платье, шляпка залиты мягким рассеянным светом; по ним скользят отсветы, падающие от зелени деревьев. Широкая, свободная живопись, сияющие краски - все это сделало портрет большим достижением русской живописи. Любимый ученик Поленова, Коровин не находил одобрения у официального руководства училища: его «Портрет хористки» был снят с выставки Московского общества любителей художеств.

В лучших портретных работах Коровина показано слияние человека с природой, когда привлекательность человека и красота природы дополняют друг друга. В замечательном портрете Т.С.Любатович живописными средствами раскрывается поэтичная натура известной певицы. Художник здесь решил сложную живописную задачу. Женщина с книгой в руках, в белом платье, сидит спиной к окну на фоне сочной зелени. Она держится просто и естественно. Скользящие фиолетовые и розовые блики солнечного света на платье придают фигуре необычную легкость.

1. Русские художники. / Гл. ред. Анисимов А.П. – М.: Дело, 2003.

 

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 349; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!