Творчество И.Э.Грабаря. «Союз русских художников» и развитие пейзажной живописи. Другие жанры в творчестве «союзников».



Союз русских художников образовался в 1901 в результате объединения группы «36 художников» – в основном питомцев Московского училища живописи, ваяния и зодчества и экспонентов «Товарищества передвижников», недовольных неравноправием молодежи в «Товариществе», – и петербургского «Мира искусства».

Центральный, знаковый статус обрели здесь лирический пейзаж. Однако распространены были у «союзников» типажные портреты, экспрессивные жанры – зачастую с национально-романтическим и историческим оттенком. В числе наиболее стилистически характерных «союзников» были М.Х.Аладжалов, А.Е.Архипов, А.М.Васнецов, С.В.Иванов, С.А.Коровин, Н.П.Крымов, С.В.Малютин, Ф.А.Малявин В.В.Переплетчиков, П.И.Петровичев, Н.А.Тархов, Л.В.Туржанский, К.Ф.Юон.

И.Э.Грабарь - русский художник, историк искусства, музейный деятель был членом объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».

В художественной его продукции вначале доминировали простые по мотиву, но насыщенные по колориту пейзажи («Белая зима. Грачиные гнезда», «Февральская лазурь», «Мартовский снег») и натюрморты («Неприбранный стол»). Тогда же обнаружился его талант портретиста, а также архитектора (неоренессансно-палладианская усадьба Захарьино под Москвой).

«Союз русских художников» старой и новой столиц произошел после закрытия 2-й выставки «36 художников» в Москве. В 1903–1905 был принят и утвержден устав нового общества. Первоначально состав его ежегодных выставок, проводимых в обоих столицах, был достаточно эклектичен, включая и социальный романтизм в духе «передвижников», и импрессионизм, и модерн. Затем, уже в 1908, наметился раскол, и в 1910 группа петербуржцев-модернистов во главе с А.А.Бенуа вышла из «Союза», восстановив самостоятельный «Мир искусства».

1. Русские художники. / Гл. ред. Анисимов А.П. – М.: Дело, 2003.

2. Русская художественная культура конца XIX – нач. ХХ вв. – М.: Просвещение, 1980.

 

 

Вторая волна символизма» в русской живописи. В.Э.Борисов-Мусатов и художники «Голубой розы».

Вторая волна символизма в русской живописи нашла свое воплощение в художественном объединении «Голубая роза».

«Голубая роза» - группа русских художников, получившая свое имя от одноименной выставки, организованной в 1907 в Москве.

Впервые значительная часть этих мастеров заявила о себе на выставке «Алая роза» (Саратов, 1904), прошедшей при участии В.Э.Борисова-Мусатова и М.А.Врубеля. Последние сыграли знаковую, вдохновляющую роль в творчестве всех «голуборозовцев». В этот круг (бывший не уставным объединением, а именно неформальным кружком) вошли П.И.Бромирский, Н.П.Крымов, П.В.Кузнецов, А.Т.Матвеев, братья Н.Д. и В.Д.Милиоти, Н.Н.Сапунов, М.С.Сарьян, С.Ю.Судейкин, П.С.Уткин, Н.П.Феофилактов, А.В.Фонвизин и др. Поэтика символизма, влечение к романтически-оккультным темам (само название кружка восходит к мотиву таинственного «голубого цветка» у Новалиса) претворялось в феерические образы-видения, написанные в зыбких и переливчатых красочных гаммах. Скульптура (Бромирского и Матвеева) по-своему развивала приемы импрессионизма, переводя их в мир лирических фантазий. Этот камерный, рассчитанный на тихое созерцание стиль «часовни для немногих» (как назвал выставку критик С.К.Маковский) по духу ближе всего к искусству французских «наби».

Одним из ярчайших представителей этого объединения был В.Э.Борисов-Мусатов.

Главным мотивом Борисова-Мусатова стали «дворянские гнезда», мир старинных усадеб, преображенный – благодаря музыкальной ритмике линий и композиций, зыбкому мареву колорита – в поле волшебных видений и грез. Лелея эффект «иного мира», проступающего сквозь парковые пейзажи, художник в большинстве случаев работал акварелью, темперой или пастелью, добиваясь особого рода имматериальности красочного слоя. Фигуры в его картинах («Гобелен», «Водоем», «Призраки», «Изумрудное ожерелье») – даже тогда, когда они очевидно натурны, – несут в себе оттенок поэтически-печальной потусторонности. Писал также и «чистые», безлюдные пейзажи, полные задумчивого лиризма («Осенняя песнь»).

Его творчество оказало решающее воздействие на художников-символистов круга «Голубой розы».

Позднее многие из мастеров «круга «Голубой розы»» активно включились в официальную советскую художественную жизнь (подобно Крымову, Кузнецову, Матвееву или Сарьяну), иные же (подобно братьям Милиоти, Судейкину или Феофилактову) ушли в эстетическое «подполье», показывая свои новые вещи лишь узкому кругу друзей, либо покинули страну. Но для всех – независимо от различия творческих манер и социального статуса – главным всегда оставался внутренний, символический слой искусства, проступающий за внешней натурной видимостью, стойкий привкус поэтической тайны, витающей в «иных мирах».

1. Русские художники. / Гл. ред. Анисимов А.П. – М.: Дело, 2003.

2. Русская художественная культура конца XIX – нач. ХХ вв. – М.: Просвещение, 1980.

 

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 682; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!