Проявления экспрессионизма в русском авангарде. В.В.Кандинский. Эволюция его творчества от предметности к беспредметности.



В.В.Кандинский - русский художник, теоретик искусства и поэт, один из лидеров авангарда первой половины ХХ в.; вошел в число основоположников абстрактного искусства.

Уже в конце XIX века Кандинский решил посвятить себя искусству. Определили его выбор два момента: во-первых, впечатления от русских средневековых древностей и художественного фольклора, полученные в этнографической экспедиции по Вологодской губернии (1889), во-вторых, посещение французской выставки в Москве (1896), где он был потрясен картиной К.Моне «Стог сена».

От ранних, уже достаточно ярких и сочных импрессионистских картин-этюдов перешел к бравурным, цветистым и «фольклорным» по колориту композициям, где суммировались характерные мотивы русского национального модерна с его романтикой средневековых легенд и старинной усадебной культуры («Пестрая жизнь», «Дамы в кринолинах»). Считая главным в искусстве внутреннее, духовное содержание, полагал, что лучше всего оно выражается прямым психофизическим воздействием чистых красочных созвучий и ритмов. В основе его последующих «импрессий», «импровизаций» и «композиций» (как сам Кандинский различал циклы своих работ) лежит образ прекрасного горного пейзажа, как бы тающего в облаках, в космическом небытии, по мере мысленного воспарения созерцающего автора-зрителя. Драматургия картин маслом и акварелей строится за счет свободной игры цветовых пятен, точек, линий, отдельных символов (типа всадника, ладьи, палитры, церковного купола и т.д.).

В 1896 году он отправляется в Мюнхен, считавшийся тогда одним из центров европейского искусства.

Ни в какое другое время живопись Кандинского не развивалась так стремительно, как в мюнхенские годы. Стиль его ранних произведений не назовешь ни условным, ни манерным, но в них еще ничего не предвещало радикального обновления живописи. Сначала Кандинскому было важно испытать собственные возможности выражения. Хотя «Вечеру» нельзя отказать в своеобразии, однако трудно себе представить, что создал ее тот самый художник, который через пять-шесть лет произведет на свет первое в истории искусства абстрактное произведение (1910). Какая стремительная эволюция с 1908 по 1914 год - от пейзажных картин, хотя и дерзких уже по цвету и форме, но все еще верных наблюдениям натуры, как «Дома в Мурнау на Обермаркт», до хаотического этюда под названием «Ущелье» и беспокойных композиций в серии панно «Времена года». Было бы затруднительно угадать руку одного и того же художника в еще вполне предметных «Крестоносцах» (1903) и в такой абстрактной работе, как «Композиция VII», 1913, несмотря на общую им динамику. Тут скованный порыв, там - раскрепощенное движение.

В 1914 вернулся в Россию, где жил в основном в Москве. Своеобразная «апокалиптика», чаяния всеобщего преображения-в-искусстве, характерные для его абстракций, приобретают в этот период все более тревожный и драматический характер («Москва. Красная площадь», «Смутное», «Сумеречное», «Серый овал»). В 1918 издал автобиографическую книгу «Ступени». Раздраженный идеологическими склоками, покинул Россию навсегда после того, как был послан в командировку в Берлин (1921).

В Германии преподавал в «Баухаусе», занимаясь в основном общей теорией формообразования; изложил свой педагогический опыт в книге «Точка и линия на плоскости». Его космологические фантазии (графическая серия «Малые миры», 1922) обретают в этот период более рационально-геометричный характер, сближаясь с принципами супрематизма и конструктивизма, но сохраняя свою яркую и ритмичную декоративность («В черном квадрате», «Несколько кругов»).

Испытав значительное воздействие сюрреализма, все чаще вводил в свои картины – наряду с прежними геометрическими структурами и знаками – биоморфные элементы, подобные неким первичным организмам, парящим в межпланетной пустоте («Доминирующая кривая», «Голубое небо», «Разнообразные действия»).

1. Русские художники. / Гл. ред. Анисимов А.П. – М.: Дело, 2003.

 

 

Соединение бытового жанра с фантастикой, абсурдом и гротеском в творчестве М.З.Шагала. Своеобразие живописи П.Н.Филонова.

М.З.Шагал - художник, один из лидеров мирового авангарда ХХ в., шедший в то же время самобытным путем; сумел органически соединить древние традиции иудейской культуры с остросовременным новаторством.

Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически-исповедально. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные.

Однако, вглядываясь в архаику, в том числе и в русскую икону и лубок (которые оказали на него большое влияние), Шагал примыкает к футуризму и предугадывает будущие авангардные течения. Гротескно-алогичные сюжеты, резкие деформации и ирреально-фантастические цветовые контрасты его полотен («Я и деревня», «Автопортрет с семью пальцами») оказывают большое влияние на развитие сюрреализма («сюрнатурализмом» назвал его творчество Аполлинер).

По мере достижения пика славы его манера – в целом сюрреально-экспрессионистская – становится все легче и раскованней. Не только главные герои, но и все элементы образа парят, слагаясь в созвездия цветных видений. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф («У времени нет берегов»). Работа над иллюстрациями к Библии предопределила главную тему его позднего творчества.

П.Н.Филонов - русский художник и теоретик искусства, представитель футуризма, один из лидеров русского авангарда первой половины ХХ в. Первые значительные произведения Филонова, обычно написанные в смешанной технике на бумаге («Мужчина и женщина», «Пир королей», «Восток и Запад», «Запад и Восток»), вплотную примыкают к символизму и модерну – с их аллегорическими фигурами-олицетворениями и страстным интересом к «вечным темам» бытия. В них вырабатывается самобытная манера художника строить картину кристаллическими цветовыми ячейками – как прочно «сделанную» вещь. Однако (в отличие от В.Е.Татлина) он пребывает как бы «футуристом-консерватором» и не переходит к дизайну, оставаясь в рамках чистой, пестрой живописности. В его образах утверждается идея органической художественной формы, аналогичной природным формам и процессам. Согласно теории Филонова, тщательно прорабатывая в своем «аналитическом искусстве» «каждый атом» картины, живописец должен выражать не только внешнюю видимость мира, но и внутреннее знание о нем.

Художник не раз писал добросовестно-натуралистичные портреты. Однако его попытки создать «тематическую картину» в духе соцреализма («Тракторный цех Путиловского завода» или «Торжественный портрет вождя») не имели общественного успеха. Загнанный в угол, он упорно продолжал работать. С одной стороны, его серийные «формулы» 1930-х годов переполняются чувством всеобщего распада, с другой – он сохраняет стоическую убежденность в правоте коммунистических идеалов. Именно поэтому Филонов категорически запретил продавать свои вещи, считая их достоянием пролетариата (благодаря этому почти все его наследие, переданное сестрой, Е.Н.Глебовой, в Русский музей, осталось неразрозненным).

1. Русские художники. / Гл. ред. Анисимов А.П. – М.: Дело, 2003.

 

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 342; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!