ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ВОСПИТАНИИ



Когда придут гости, не забудь вести себя прилично.

Давайте зададим себе вопрос о социальных нормах, которые определяют совместную жизнь людей и передаются в процессе воспитания, а также о корректировке этих норм, чем — примени­тельно к каждому индивидуальному восприятию события — и должна заниматься психотерапия. Наблюдения за повседневными конфликтами между родителями и ребенком, ребенком и школой, между самими родителями и в отношениях людей друг с другом в целом позволяют выявить множество содержательных моментов, которые выражаются примерно следующим образом:

Вставай наконец, а то опоздаешь. Ты был точен один-един­ственный раз в жизни — в момент своего рождения (пунктуаль­ность).

Ты, похоже, не умеешь говорить «С добрым утром». Когда придут гости, не забудь вести себя так, чтобы люди не жалова­лись на твое поведение (вежливость).

Не перечь мне! Когда я говорю, чтобы ты сел делать уроки, ты должен меня слушаться (послушание).

Твои вещи опять разбросаны по всей комнате. Помни, их нужно класть на место (стремление к порядку).

Если ты и дальше будешь таким ленивым, мне будет очень стыдно за тебя. Пока ты не сделаешь все свои уроки, ты никуда не пойдешь (прилежание).

После твоих гостей вся квартира перевернута вверх дном.

Когда ты в следующий раз кого-нибудь пригласишь, сделай, пожа­луйста, уборку сам (стремление к порядку, аккуратность, кон­тактность).

Коммуникация между людьми и социальные отношения как

таковые, по всей видимости, связаны с подобными темами. Так, разговор, который мать ведет со своим двухлетним ребенком, состоит почти исключительно из таких же требований, пожела­ний, похвал и упреков.

 

ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ПСИХОТЕРАПИИ

Для моего мужа порядок и пунктуальность — тайна за семью печатями.

В психотерапии за жалобами, страхами, депрессиями, агресси­ей и психосоматическими расстройствами также обнаруживаются мотивы, которые связаны с определенными социальными норма­ми. Так, головные боли, бессонница, внутреннее беспокойство или агрессия могут появляться после неприятностей на работе, после трудного разговора с детьми, при возникновении проблем в семей­ной жизни.

Если говорить, что эти расстройства вызываются большими нагрузками, нужно уточнить, какого рода эти нагрузки. В боль­шинстве случаев в них склонны видеть чрезмерные требования на работе. Однако в действительности существует целый спектр форм поведения и установок, которые несут в себе потенциаль­ные конфликты и в определенных ситуациях могут вызывать их появление. В качестве примеров приведем такие высказывания пациентов:

«Когда я узнаю, что у дочери в школе контрольная по мате­матике, я начинаю ощущать внутреннее беспокойство до тех пор, пока Рената (9 лет) не придещ домой. Если оценка хорошая,

мое беспокойство проходит. Если же контрольная написана пло­хо, у меня начинает болеть сердце» (32-летняя мать троих детей, жалобы на сердце и нарушения кровообращения).

«Мне пришлось уйти с последней работы, хотя она мне очень нравилась, так как я неправильно выполнила некоторые важные поручения, я была недостаточно дисциплинированной, по мне­нию моего шефа. Он всегда раздражался, видя беспорядок на моем письменном столе... я часто опаздывала на 5-10 минут» (27-летняя секретарша, депрессии, жалобы на кровообращение).

«Для моего мужа порядок и пунктуальность — тайна за семью печатями. Мне всегда приходится его долго ждать, пото­му что он никогда не говорит, когда придет домой. Кроме того, он везде разбрасывает свои вещи. Меня это ужасно раздражает » (28-летняя пациентка, сильные головные боли, депрессии и сексу­альные расстройства).

«Я чувствую себя подавленной и страдаю сильной депрессией. Ночью я не могу заснуть, а если все-таки засыпаю, то через час или два я снова просыпаюсь в страхе и не понимаю, где нахожусь. Только после того, как включу свет, я постепенно успокаиваюсь. Часто я бываю очень раздражительной. Началось это два года тому назад, когда мой муж умер от инфаркта. Он был очень перегружен работой и слишком близко к сердцу принимал все свои финансовые трудности. Один работник моего мужа, которому он очень доверял, неаккуратно вел бухгалтерию, так что у нас возникли проблемы с налоговой инспекцией. Кроме того, все вре­мя пропадали товары. Мой муж не смог с этим справиться. После того как он умер, все заботы, связанные с фирмой, легли на меня. Я не знаю, кому доверить ведение дел. У меня больше ни к кому нет доверия, в том числе и к самой себе, потому что я этому никогда не училась и вдобавок сейчас очень перегружена. Мысль о том, что из-за моей некомпетентности наша фирма медлен­но, но верно идет к банкротству, приводит меня в отчаяние» (48-летняя деловая женщина, находящаяся в состоянии депрессии и страха после смерти мужа. В основе ее состояния лежат конфлик­ты, которые относятся к следующим социальным нормам: точ­ность, стремление к порядку, честность, надежность и доверие).

«У меня скоро будет инфаркт, потому что для моего сына Маркуса (5 лет) слова „послушание" и „порядок" все равно, что иностранные».

Последнее высказывание принадлежит 27-летней женщине, страдающей болями в сердце и депрессией; на протяжении каждой недели она записывает в тетрадь, как ведет себя ее сын.

«Воскресенье. Сегодня Маркус должен идти на праздник или со своим отцом, или с детским садом. Он решил пойти с отцом. Только его опять хватило ненадолго. Скоро вернулся домой. Но я его сразу же опять туда послала. Праздник был в парке. Маркус вроде бы опять пошел туда, но в играх не участво­вал. Бродил один по улицам. Делал только то, что хотел. Сего­дня он был послушным. К обеду переоделся без напоминания.

Убрал в шкаф свою одежду.

Понедельник. Бабушку с дедушкой он сегодня вообще не слушался. Им опять пришлось с ним ссориться. Но это на него не действует. Они говорят ему, что все мне расскажут, когда я приду домой. Он только смеется. Однажды им даже пришлось отшлепать его. Это, я думаю, ему на пользу. Сегодня он, по крайней мере, соблюдал порядок.

Вторник. После ванны он пошел под проливным дождем на улицу. Я крикнула несколько раз, чтобы он вернулся. У него ведь к тому же кашель. Маркус вообще не обратил на меня внимания. Сегодня ему нужно было лечь спать пораньше, потому что утром рано вставать. Через некоторое время я пошла посмотреть, спит ли он. А он вытащил свой ящик с конструктором „Лего" и начал что-то строить, причем он лежал в моей постели. Я вообще не знала, как мне лечь в свою кровать. Так он похозяйничал. Все опять было перевернуто. В его комнату и на кухню невозможно было войти. Все опять валялось на полу: детали конструктора, машинки, детали из его ящичка для инструментов. Домой он притащил старые доски и трубы. Ему нравится беспорядок.

Среда. Сегодня он опять похозяйничал в своей комнате. Вытащил из шкафа всю одежду, брюки и обувь разбросал по полу. Тут же лежали его машинки и детали конструктора. Все мягкие игрушки лежали на коврике перед его кроватью. Как только я пришла домой, я велела ему все убрать. Сначала я хотела сделать все сама, но поняла: это было бы уже чересчур. Он должен сам все убрать. Ведь это он устроил такой кавардак. Тут ему никто не помогал.

Четверг. Маркус уже несколько дней не делал уборку в своей комнате. Ему не мешает беспорядок. Перед тем как уйти на работу, я сказала: „Маркус, сегодня вечером, когда я приду, я хочу, чтобы в твоей комнате был порядок. А то я рассержусь". Тогда он все сделал. Я сказала: „Видишь, как хорошо ты умеешь это делать! Ты прекрасно все убрал! Теперь тебе и за своими вещами нужно лучше следить. Тебе ведь так и самому больше нравится?" Он согласился.

Пятница. Непослушным он стал сразу, как проснулся, хо­тя он должен был хорошо выспаться. Брючки от пижамы он швырнул в коридор, рубашечку — на пол в своей комнате. Я крикнула: „Маркус, убери, пожалуйста. Так нельзя разбрасы­вать свою одежду. Ты уже не маленький". Маркус сделал вид, что ничего не слышал. Мне пришлось убрать самой.

Суббота. Сегодня в Маркуса опять как будто бес вселил­ся. Опять все было не так. Утром он встал с твердым намерени­ем не идти в детский сад. Целый день он бродил по улице. Опять не слушался бабушку с дедушкой. Его комната и моя кухня выгля­дели, как поле боя. Вечером мне пришлось долго приводить их в порядок. Он спокойно смотрел на меня и не сдвинулся с места».

Нетрудно заметить, что в вышеприведенной записи все время повторяются одни и те же нормы поведения: стремление к поряд­ку, аккуратность, послушание, вежливость, честность, пунктуаль­ность, прилежание, бережливость. Мы пользуемся этими и други­ми похожими понятиями, чтобы выразить нашу симпатию и анти­патию, наше удовлетворение и наше неприятие. Они нужны нам, когда мы сердимся или радуемся. Они являются предметом много­численных, часто невысказанных желаний по отношению к наше­му партнеру. Значение, которое им придается, зависит от индиви­дуальной и общественной системы ценностей.

В то время как для одного человека особое значение имеет прилежность, другой почитает стремление к порядку, пунктуаль­ность, вежливость и бережливость. Каждое из названных понятий может быть использовано в широком диапазоне настроений: бла­гожелательно, вызывающе, с настоятельной просьбой, сердито или с отчаянием. Дело может зайти так далеко, что какая-нибудь мать, крайне серьезно относящаяся к порядку, вдруг заявит: «Для меня было бы лучше, если бы моя 17-летняя дочь, которая вот уже несколько недель живет в собственной комнате вместе с подру­гой, забеременела, чем тот беспорядок, который я у нее вижу. Комната выглядит, как настоящий свинарник!"

Проблемы воспитания — как особый случай проблем партнер­ства — пожалуй, редко становятся актуальными исключительно только для детей или для родителей. В первую очередь нужно учитывать отношения детей и родителей друг с другом. По этой причине ниже мы будем рассматривать в качестве объекта воспи­тания не ребенка, а его разногласия с родителями. При этом будет сделана попытка через воспитательный аспект рассмотреть роди­тельские проблемы и партнерские разногласия.

Теория дифференциального анализа

Итак, принципы воспитания и психотерапии зависят от свойств личности. Попытаемся теперь описать образ человека, который по своим психологическим и религиозным представлениям больше всего соответствует современной действительности.

Когда человек рождается, он вовсе не является «чистым лис­том», а, если использовать эту метафору, представляет собой трудно читаемый или еще не прочитанный лист. Способности и возможности — основы развития человека — нуждаются в созре­вании и в действенной помощи окружающего мира. Однако гово­рить о наличии или отсутствии тех или иных способностей трудно. Их замечаешь только тогда, когда они реализуются в достиже­ния — как черные муравьи, которые темной ночью сидят на чер­ном камне. Их совсем не видно, но они существуют и в любое время могут начать проявляться, если возникнут соответствующие условия. У каждого человека есть те или иные способности. Про­явятся ли они в ходе его развития или нет — зависит от благопри­ятных или неблагоприятных условий тела, окружающего мира и времени.

Если мы будем исходить из исследования межличностных кон­фликтов, если мы рассмотрим масштабы ценностей при само­оценке и оценке другими людьми, если мы исследуем критерии воспитания и психотерапии и расспросим об условиях, которые ведут к известным психическим и психосоматическим расстрой­ствам, то за этими расстройствами — по крайней мере в форме глубинных структур — мы заметим недостаточность различения собственных и чужих образцов поведения. Эти образцы пове­дения можно описать с помощью перечня социальных норм, ха­рактеризующихся тем, что в человеческом общении они могут выступать в роли конфликтных потенциалов. К ним относятся

следующие нормы: пунктуальность, аккуратность, стремление к порядку, послушание, вежливость, честность, верность, береж­ливость, справедливость, прилежание, старательность, надеж­ность, добросовестность, а также любовь, подражание, терпение, умение ценить «Я», контактность, сексуальность, терпеливость, вера в других или в себя, доверие, надежда, религиозность, сомнение, уверенность и целостность. Эти поведенческие нор­мы мы назвали, как уже говорилось выше, актуальными способ­ностями.

АКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

По своему психологическому содержанию эти категории под­разделяются на две принципиальные категории: вторичные и пер­вичные способности.

Вторичные способности связаны с передачей знаний и, таким образом, представляют собой способности к познанию. В них отражаются нормы социальной группы индивида. К ним относятся: пунктуальность, аккуратность, стремление к порядку, послуша­ние, вежливость, честность, бережливость, справедливость, при­лежность, старательность, надежность, точность, добросовест­ность и т. д.

В бытовых описаниях и оценках, а также во взаимных характе­ристиках партнеров вторичные способности играют решающую роль. Тот, кто считает другого человека милым и симпатичным, обосновывает свое мнение примерно таким образом: Он органи­зованный человек и очень прилично себя ведет, на него можно положиться». Противоположную оценку дают такими словами: Он мне не симпатичен, потому что он неряшлив, непунктуален, несправедлив, невежлив и жаден, а также проявляет мало ста­рания».

Так же часто, как и способности, предметом оценки окру­жающих является влияние соответствующих форм поведения на настроение и физическое самочувствие. Так, например, педантич­ность, отсутствие стремления к порядку, гипертрофированная аккуратность, неаккуратность, чрезмерные требования к пункту­альности, отсутствие пунктуальности, навязчивая добросовест­ность или ненадежность могут привести не только к социальным конфликтам, но и к психическим и психосоматическим реакциям.

«Когда я думаю о том, как несправедлив мой шеф, меня сразу начинает трясти и мне становится плохо. Потом у меня появляются головные боли и желудочные недомогания» (28-летняя слу­жащая).

Сильный резонанс, возникающий при нарушениях вторичных способностей, можно объяснить только спецификой эмоциональ­ных отношений между людьми. Выражением этих отношений яв­ляются первичные способности.

Первичные способности — это способности к любви; они фор­мируются с первого дня жизни человека благодаря его контакту с окружающими людьми. К ним относятся: любовь, терпение, обра­зец/подражание, чувство времени, контактность, сексуальность, доверие, ожидание/вера в других и в себя, надежда, вера/религи­озность, сомнение, уверенность и единство/целостность.

Некоторые из этих понятий в обыденной речи редко употреб­ляются для обозначения «способностей» в узком смысле слова, как, например, подражание, сомнение, уверенность и единство. Отчасти это психические процессы, в которых проявляются спе­цифические способности, отчасти — результаты этих процессов. В качестве типичных в этом смысле проявлений они могут быть отнесены к группе способностей. Под ними понимаются не «чисто изолированные факторы», ибо они имеют тесную внутреннюю связь друг с другом.

Говоря о первичных способностях, мы вовсе не подразумева­ем, что они важнее вторичных. Понятие «первичные» лишь указы­вает на то, что эти способности касаются эмоциональной сферы, близкой к сфере «Я». Первичные способности представляют со­бой базис, на котором стоит надстройка вторичных способностей. С точки зрения содержания, первичные способности базируются на опыте, который был накоплен относительно вторичных способ­ностей. Приведем в качестве примера высказывание 22-летней па­циентки:

«Я больше це доверяю моему мужу, потому что он ненадежен и непунктуален...»

И наоборот, первичные способности усиливают вторичные.

Это видно из слов 29-летней пациентки:

«Сфера, в которой я проявляю нетерпимость,— это поддер­жание порядка. Когда моя 8-летняя дочь неаккуратно делает домашние задания, я расстраиваюсь. Я теряю терпение и могу страшно разозлиться».

Вторичные и первичные способности обладают функциями на­падения, защиты или же обвинения.

«Я терпеть не могу моего мужа; я не хочу иметь с ним сексуальных контактов, потому что он не моется и все разбрасывает. Как только я представлю себе запах его тела, у меня пропадает всякое желание" (24-летняя секретарша, имеющая сек­суальные расстройства и проблемы с кровообращением).

 

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВТОРИЧНЫХ И ПЕРВИЧНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

(актуальных способностей)

Вторичные способности Первичные способности
Пунктуальность Любовь/эмоциональность
Опрятность Образец/подражание
Стремление к порядку Терпение
Послушание Умение ценить время
Вежливость Сексуальность
Честность/открытость Контактность
Верность Доверие/вера в других
Справедливость Ожидание
Прилежание Надежда
Бережливость Вера/религиозность
Надежность Сомнение
Точность Уверенность
Добросовестность Единство

Перечень актуальных способностей можно было бы продол­жить, однако 13 вторичных и 13 первичных способностей охватыва­ют наиболее часто встречающиеся в межличностных отношениях нормы поведения. Можно было бы назвать другие нормы поведе­ния как разновидности перечисленных выше способностей. Прав­дивость и обязательность, например, мы причисляем к честности, стремление к престижу и успеху — к старательности, честность в партнерских отношениях считается верностью, в социальной ком­муникации — открытостью.

Социальные нормы можно систематизировать точно так же, как актуальные способности. Они существуют во всех культурах, однако их проявления зависят от культурной специфики.

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 577; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!