ИЗЛОЖЕНИЕ РЕЧИ Ф. ЭНГЕЛЬСА НА ПОХОРОНАХ ЕЛЕНЫ ДЕМУТ 5 страница



95 Старокатолики — немецкие католические деятели, выступившие в 1871 г. с протестом против догмата о непогрешимости папы, принятого Ватиканским собором 24 апреля 1870 г., и объявившие себя борцами за реформу католической церкви. — 124.

96 По Верденскому договору 843 г. империя Карла Великого была раз­делена на три королевства. Земли к западу от Рейна, в том числе и Фландрия, вошли в состав Западнофранкского королевства. — 124.

97 Речь идет о книге: Chr. Ed. Langethal. «Geschichte der deutschen Landwirtschaft», Bücher III und IV, Jena, 1854—1856 (Хр. Эд. Лан-геталь. «История немецкого сельского хозяйства», книги III и IV, Йена, 1854—1856). —126.

98 Broomgirls — так в 20—40-х годах XIX века называли в Англии не­мецких девушек, приезжавших туда для продажи веников (brooms) на рынках. — 126.

99 Данная статья, так же как и две следующие, была напечатана без подписи в итальянской газете «La Plèbe». Энгельс сотрудничал в этой газете в 1871—1872 гг., когда она была органом секций Интернацио­нала и поддерживала Генеральный Совет в борьбе с бакунистами. В 1877 г. в связи с возобновлением регулярного выхода газеты Энгельс по просьбе ее редактора Э. Биньями возобновил свое сотрудничество. Первая научная публикация этих статей на языке оригинала была осуществлена в книге: «Karl Marx, Friedrich Engels: I scritti italiani», a cura di Gianni Bosio. Milano— Roma, 1955. Две другие статьи Энгельса из этой газеты за тот же период см. настоящее издание, т. 19, стр. 98— 99, 122—124.

Ниже речь идет о Национальном союзе сельскохозяйственных рабочих, возникшем в 1872 году. Деятельность этой организации,


D РИМЕЧАНИЯ


517


в которой ведущую роль играл энергичный агитатор Джозеф Арч, свидетельствовала о вступлении в организованное движение наиболее отсталых и политически пассивных слоев английского пролетариа­та. - 127.

100 Настоящий набросок написан Марксом на основе полученных о'т В. Бракке, одного из руководителей германских социал-демократов, стенографических отчетов о заседаниях рейхстага 16 и 17 сентября 1878 года. Отчеты опубликованы в издании: «Stenographische Berichte über die Verhandlungen des Deutschen Reichstags». 4. Legislaturperiode, I Session 1878, Bd. I, Berlin, 1878, S. 29—91. Маркс предполагал обра­ботать этот материал для английской прессы, в частности для газеты «Daily News». Этот замысел не был осуществлен. — 134.

101 Речь идет о покушении жестянщика Хёделя И мая 1878 г. на жизнь Вильгельма I и о последовавшем через три недели, 2 июня, новом покушении Нобилинга. Нобилинг после покушения предпринял попыт­ку покончить с собой выстрелом в голову; 10 сентября он умер.

Бисмарк, который еще в январе 1876 г. пытался провести через рейхстаг законодательные мероприятия, ограничивающие деятель­ность социал-демократической партии, использовал эти покушения, к которым социал-демократия заведомо не имела никакого отношения, чтобы добиться утверждения рейхстагом исключительного закона про­тив социалистов, поставившего партию и другие рабочие организации в нелегальное положение. — 134.

102 31 мая у берегов Англии в результате столкновения с другим немецким
кораблем затонул броненосец «Гросе курфюрст». На заседании 13 сен­
тября 1878 г. морской министр фон Штош обещал содействовать опуб­
ликованию требуемых рейхстагом материалов, касавшихся обстоя­
тельств гибели броненосца. — 136.

ЮЗ Ультрамонтаны — представители крайне реакционного направления в католицизме, выступавшего против самостоятельности национальных церквей и защищавшего право римского папы вмешиваться во внут­ренние дела любого государства. Усиление влияния ультрамонтанства во второй половине XIX в. выразилось в создании католических партий в некоторых европейских государствах, в принятии в 1870 г. Ватиканским собором догмата о «непогрешимости» папы и т. д. По­пытка возложить ответственность за покушение на Вильгельма I на ультрамонтанов объяснялась обостренными отношениями между пра­вительством Бисмарка и католической церковью в этот период. — 137.

Ю* Имеются в виду покушение Веры Засулич на петербургского градона­чальника Трепова 24 января (5 февраля) 1878 г. и убийство С. М. Степ­няком-Кравчинским 4 (16) августа того же года шефа жандармов Ме­зенцева. В. Засулич была оправдана судом присяжных в Петербурге. Бисмарк в речи 17 сентября ссылался также на эти действия русских революционеров, обвиняя социал-демократию в том, что она грозит правительству «кинжалом нигилиста и охотничьим ружьем Ноби­линга». — 140.

105 Речь идет о конгрессе анархистской Юрской федерации, состояв­шемся 3—5 августа 1878 года. — 140.

108 Работа Маркса и Энгельса «Альянс социалистической демократии И Международное Товарищество Рабочих», написанная ими при уча-


518


ПРИМЕЧАНИЯ


стии П. Лафарга, была опубликована в виде отдельной брошюры на французском языке в 1873 г. и в немецком переводе в 1874 г. (см. настоящее издание, т. 18, стр. 323—452). — 140.

107 Речь идет о следующем месте «Манифеста Коммунистической партии»: «Коммунисты считают презренным делом скрывать свои взгляды и намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путем насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя» (см. настоящее издание, т. 4, стр. 459). «Мани­фест» был опубликован в феврале 1848 г. от имени Союза коммунистов, первый конгресс которого состоялся в июне 1847 г. — 143.

108 Речь идет о работе А. Бебеля «Unsere Ziele», напечатанной в феврале — марте 1870 г. в виде серии статей в газете «Volksstaat». В ноябре того же года работа вышла отдельной брошюрой. — 143.

109 Цитируемое место см. настоящее издание, т. 23, стр. 761. — 143.

но Эйленбург имеет в виду следующее высказывание А. Бебеля в его речи 16 сентября: «Правительство завязало в свое время связи с Ф. Лас­салем. Когда последний был руководителем рабочего движения, это движение было совершенно иным, чем теперь, ибо каждому известно, что лассальянское течение оттеснено на задний план другим, так называемым интернациональным течением». — 144.

111 Впервые публикуемая в томе историко-экономическая работа «Моно­металлизм, или биметаллизм» дополняет соответствующие 'экскурсы, имеющиеся в томах «Капитала», а также в «Экономических рукописях 1857—1859 гг.» (см. настоящее издание, тт. 23 и 46, части I и II). —145.

112 Таможенный союз немецких государств, установивших общую таможен­ную границу, был основан в 1834 году. Вызванный к жизни необхо­димостью создания общегерманского рынка, он со временем охватил все немецкие государства, за исключением Австрии и некоторых мел­ких государств. Главенствующую роль в союзе играла Пруссия. — 146.

из Упоминаемый здесь факт содержится в книге: Аппиан. «История граж­данских войн в Риме». Книга вторая, 8. — 148.

114 События, на которые ссылается Маркс, описываются в книге: Тацит. «Анналы». Книга I, гл. 50—71. — 150.

lis Конспект книги M. M. Ковалевского «Общинное землевладение, при­чины, ход и последствия его разложения» — один из наиболее важных источников для изучения развития творческой мысли Маркса в послед­ние годы его жизни. С середины 70-х годов Маркс особенно интенсивно занимался исследованиями в области истории докапиталистических формаций, уделяя значительное внимание изучению форм общины в раз­личных обществах. В мае — июне 1876 г. он составляет подробные конспекты трудов Г. Л. Маурера по истории германской общины. В декабре того же года Маркс читает работы Г. Хансена, Ф. Демелича, О. Утешеновича, Ф. Карденаса о развитии общинного строя в Сер­бии, в Испании и других странах. Особое место в исследованиях Маркса занимала русская община в связи с теми спорами, которые шли среди русских революционеров относительно ее роли в преобразовании рус­ского общества В возможности некапиталистического пути развития


ПРИМЕЧАНИЯ


519


России. Маркс в эти годы не только усиленно изучает аграрные отно­шения в России, знакомясь с официальной статистикой и работами различных русских авторов (см. «Архив Маркса и Энгельса», т. XI, XII, XIII), но и высказывает свою точку зрения относительно места общины в дальнейшем развитии России в «Письме в редакцию «Отече­ственных записок»», в письме В. И. Засулич, а также в черновых набросках к этому письму (см. настоящее издание, т. 19, стр. 116—121, 250—251, 401-402, 405—410, 414—415, 417-421).

Книга Ковалевского привлекла внимание Маркса широтой охвата материала, сравнительным изучением исторических судеб об­щины в различных странах, новыми фактами, подтверждавшими выводы Маркса о сущности первобытнообщинного строя как перво­начального этапа в развитии человеческого общества.

Книга Ковалевского была получена Марксом лотом 1879 г., вскоре поело ее выхода в свет, от самого автора, с которым он поддерживал научные и дружеские связи с 1876 года. Знакомясь с книгой, Маркс сделал в ней множество пометок и замечаний, которые затем нашли от­ражение в конспекте. Он опустил лишь замечания, сделанные на полях введения и касающиеся, главным образом, непоследовательности материализма Ковалевского. Обращает на себя внимание, что струк­тура конспекта полностью соответствует структуре книги, хотя при конспектировании книг других авторов Маркс нередко перестраивал порядок изложения. Он прибегает здесь лишь к более четкому члене­нию текста, вводя пункты, обозначенные цифрами и буквами. Однако и в настоящем конспекте Маркс использует сведения, почерпнутые от других авторов, в том числе таких, которые не упоминаются Кова­левским, сопоставляя различные точки зрения и их фактическое обо­снование. Маркс даже прерывает конспектирование Ковалевского, чтобы составить в той же тетради хронологические выписки по истории Индии, на которые он опирается при дальнейшем чтении книги. Стре­мясь к точному изложению ее содержания, Маркс нередко наряду с пе­реводами сохраняет в оригинале русские термины и выражения.

Рукопись конспекта занимает 19—40 и 59—83 страницы в тетради большого формата. В настоящем издании она впервые публикуется полностью. Первая ее публикация на русском языке с некоторыми купюрами была осуществлена в журналах «Советское востоковедение» №№ 3, 4, 5 за 1958 г.; «Проблемы востоковедения» № 1 за 1959 г.; «Народы Азии и Африки» № 2 за 1962 год. На языке оригинала ру­копись до сих пор не публиковалась. — 153.

11« Имеется в виду книга: Th. Waitz. «Die Indianer Nord-America's». Leipzig, 1865 (Т. Вайц. «Индейцы Северной Америки». Лейпциг, 1865).— 153.

117 H. H. Bancroft. «The Native races of the Pacific states of North Ame­rica». Vol. I—V. London, 1875—1876 (X. X. Банкрофт. «Туземные пле­мена тихоокеанских штатов Северной Америки», тт. I — V. Лондон, 1875—1876). В данном случае Ковалевский ссылается на II том этой работы, не цитируя и не излагая содержания указанных страниц. Судя по замечанию Маркса, он собирался непосредственно посмотреть книгу Банкрофта, которая имелась в его личной библиотеке с лета 1877 года. — 154.

118 Имеется в виду книга: Н. Rink. «Tales and Traditions of the Eskimo». Edinburgh, 1875 (Г. Ринк, «Сказания и традиции эскимосов», Эдин­бург, 1875). - 154,


520


ПРИМЕЧАНИЯ


119 Jus Quiritum — квиритское право. Квиритами называли полноправ­ных граждан Древнего Рима. — 155.

120 Записки Алонсо Суриты — «Rapport sur les différentes classes de chefs de la Nouvelle-Espagne, sur les lois, les moeurs des habitants, sur les impôts établis avant et depuis la conquête, etc., etc.» («Донесение относи­тельно различных категорий вождей в Новой Испании, о законах, нра­вах жителей, о налогах, установленных до и со времени завоевания, и т. д., и т. д.») впервые были изданы в упомянутой в тексте коллекции «Voyages, relations et mémoires originaux pour servir à l'histoire de la découverte de l'Amérique, publiés pour la première fois en français par H. Ternaux-Compans». Vol. 11. Paris, 1840, pp. 50—64 («Путешествия, подлинные донесения и мемуары, относящиеся к истории открытия Америки, впервые публикуемые на французском языке А. Терно-Компа-ном». Т. И. Париж, 1840, стр. 50—64). — 156.

121 Имеется в виду книга: Ch. Sartorius. «Mexico. Landscapes and popular sketches». London, 1859 (4. Сарториус. «Мексика. Пейзажи и зари­совки народа». Лондон, 1859). — 157.

122 Здесь и далее, упоминая об указах и законах, издававшихся испан­цами для своих колоний, Ковалевский ссылается на издание: «Re- copilacion de leyes de los reinos de las Indias etc.». Madrid, 1841, libro sexto* titulo segundo («Собрание законов королевств Индии и т. д.». Мад­рид, 1841, книга шестая, раздел второй). Шестой том этого издания содержит законы, касавшиеся исключительно индейцев. Здесь и да­лее выдержки из испанских документов воспроизведены в рукописи Маркса, как и в книге Ковалевского, на испанском языке. — 160.

123 Данный список литературы предшествует в рукописи разделам об Ин­дии. Он составлен главным образом на основе подстрочных ссылок в книге Ковалевского, однако в список включен также ряд книг, не упоминаемых у Ковалевского, такие названия оговорены в подстроч­ных примечаниях. Аналогичные списки литературы предпосланы также разделам о мусульманском праве в Индии, о влиянии английского господства на общинную собственность в Индии, и, наконец, разделу об Алжире (см. настоящий том, стр. 185—186, 201, 214). Необходимые уточнения даны в фигурных скобках или в специальном примечании (см. стр. 186 и примечание 140), а также в библиографическом ука­зателе. Эти списки литературы публикуются впервые. — 166.

124 Мейн считал один из поздних типов большой семьи, так называемую «нераздельную объединенную семью» («joint undivided family») в Индии, первичной формой социальной организации. Критика Марксом этой точки зрения содержится в его конспекте книги Мейна «Лекции по древней истории институтов» (см. настоящий том, стр. 378—379, 398). — 168.

125 Бунделкханд — историческое назвпние района к югу от р. Джамны в Индии. В настоящее время входит в состав штатов Виндхья-Пра-деш и Уттар-Прадеш. — 169.

12в Мауза — в налоговых списках английских колониальных властей наименование села с принадлежащими ему угодьями. Мауза считалась также административной единицей. Дареана — округ или часть ок-


ПРИМЕЧАНИЯ


521


руга (дистрикта). Ламбердар — в колониальный период в Пенджабе так назывался староста села, отвечавший за взнос налога общиной и зарегистрированный в налоговых списках под определенным номером (от искаженного английского слова number — номер — произошло и само название должности). — 169.

127 Джама — в колониальный период в Индии общая сумма налога с дан­ной единицы обложения: села, поместья, округа. — 169.

128 Бхаичара — одтш пз типов сельской общины в Индии. В отличие от паттидарскнх общин, в которых доля каждого общинника в доходах и расходах определялась в соответствии с площадью идеального надела, на который он имел право по наследству, в бхаичара распреде­ление доходов и расходов (в том числе налогов) между членами общины производилось в соответствии с фактическими размерами надела. — 169.

129 Северо-Западные провинции — в среднем течении рек Джамны и Ганга были созданы колониальными властями из так называемых «уступлен­ных округов», отнятых у князя Ауда в 1801 г., и «завоеванных округов», приобретенных в результате войны с маратхами в 1801—1804 годах. — 170.

130 Сборщик податей, или сборщик налогов (коллектор) — в коло­ ниальной Индии начальник округа (дистрикта). Коллектор был наде­лен общей административной властью, ему была подчинена полиция, в его компетенцию входил сбор налогов и принятие судебных решений по налоговым вопросам. — 170.

131 Маурер называл колонизацией выделение из старых общин новых до­черних общин и заселение ими новых земель. В работах Маурера коло­нией называется крестьянская усадьба. — 171.

132 Кхелъ, или хелъ, у афганцев обозначает род, а также и более широ­кие объединения. — 172.

133 Дефтари — у афганцев назывались наследственные земли полно­правных членов племени, зарегистрированные в описи всех земель кхеля — дефтаре (дафтаре). — 173.

134 Кодекс, или законы Ману («Манавадхармашастра») — свод рели­гиозных предписаний, приписываемых легендарному прародителю рода человеческого Ману, обязательных для каждого*благочестивого индуса. В законах Ману отражены также нормы обычного права древней Индии. Дошедшая до нас редакция законов Ману дати­руется II веком нашей эры. — 175, 383,'414.

135 Дважды-рожденные — члены трех высших варн, или древнейших каст: брахманы (жрецы), кшатрии (военная аристократия) и вайшьи (остальное свободное население). По древним религиозным законам они в определенном возрасте проходили специальный обряд, который толковался как второе рождение человека. — 175.

13в Смрити — древние литературные произведения, являющиеся для верующего индуса частью священной ведической литературы. В от­личие от первых четырех Вед («Ригведы», «Самаведы», «Яджурведы» и «Атхарваведы»), почитаемых как услышанные (шрути) святыми мудрецами древности от самих богов, смрити («то, что помнится»)


522


ПРИМЕЧАНИЯ


считаются только основанными на Ведах-шрути. Литературными па­мятниками смрити являются многочисленные сутры, или своды пра­вил, в которых наряду с предписаниями, касающимися обрядовой стороны религии, содержатся также нормы обычного права. — 175.

137 Имеются в виду «Яджнявалкья смрити» и «Парада смрити». По дан­ным современной науки, первый из этих сводов датируют IV— VI ве­ками, время возникновения второго относят к I—IV векам. В «Яд-жнявалкье» особенно подробно трактуются правила судопроизводства и нормы обычного права. — 178.

138 Выдержка из книги Страбопа «География в семнадцати книгах» приве­дена в рукописи Маркса. У Ковалевского имеется лишь ссылка на соот­ветствующее место. — ISO.

138 «Митакшара» — комментарий, составленный в начало XII в. Вид-жнянешварой к своду законов «Яджнявалкья». Впоследствии этот комментарий, переведенный на английский язык, служил пособием для колониальных властей в области индийского обычного права. Ниже Маркс цитирует книгу: Tli. Strange. «Hindu Law», 2 vols. London, 1830 (Т. Стрейндж. «Индийское право», в 2-х томах, Лондон, 1830). У Ковалевского, как и у Мейна, нет ссылок на эту книгу. — 183, 413, 414.

140 Речь, по-видимому, идет о книге: J. Т. Wheeler. «Early Records of
British India». London, 1878 (Дж. Т. Уилер. «Ранние свидетельства
о Британской Индии». Лондон, 1878). Ч. Стюарт указан здесь в каче­
стве автора, вероятно, потому, что у Ковалевского (стр. 144) ссылка
на Ч. Стюарта дана по упомянутой книге.

J.-A. Duhois. «Description of the peoplo of India». London, 1817. Воз­можно также, что Ковалевский пользовался более поздним, француз­ским изданием: «Moeurs, institutions et cérémonies des peuple de l'Inde». Paris, 1825.

Имеется в виду книга: G. Campbell. «Modem India». London, 1852 (Дж. Кэмпбелл. «Современная Индия». Лондон, 1852). У Ковалев­ского фамилия автора и название этой книги приводятся по-английски (стр. 160) и по-русски (стр. 172). При обратном переводе Марксом с русского языка название, очевидно, и приняло форму: Kemble. «Contemporary India», — соответствующую транскрипции и переводу Ковалевского. — 186.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 154; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!