ИЗЛОЖЕНИЕ РЕЧИ Ф. ЭНГЕЛЬСА НА ПОХОРОНАХ ЕЛЕНЫ ДЕМУТ 1 страница



СТАРЫЙ ДРУГ РАБОЧИХ

Со смертью на прошлой неделе * Елены Демут социалистическая пар­тия потеряла замечательного члена. Родившаяся в день Нового года, в 1823 г., у родителей-крестьян в Санкт-Венделе, она в возрасте 14 лет попала в семью фон Вестфаленов в Трире. Женпи фон Вестфален стала в 1843 г. женой Карла Маркса. Начиная с 1837 г. и до смерти г-жи Маркс в 1881 г., за исключением первых нескольких месяцев ее супружеской жизни, обо женщины постоянно жили вместе. После смерти г-жи Маркс в декабре 1881 г. и Маркса 14 марта 1883 г. Елена Демут переселилась к Фридриху Энгельсу и вела его хозяйство. Вожди социалистического дви­жения свидетельствовали о

«присущем ей исключительном здравом смысле, чрезвычайной прямоте характера, о неустанной заботе о других, о ее надеж­ности и безупречной правдивости ее натуры». Энгельс заявил на ее похоронах, что Маркс советовался с Еленой Демут не только по трудным и сложным партийным делам, но даже в отношении своих экономических произведений. «Что касается меня, — сказал он, — вся работа, которую я проделал после смерти Маркса, оказалась возможной, главным образом, благо­даря ее пребыванию в доме, той радости и поддержке, источ­ником которых она являлась».

Елена похоронена на Хайгетском кладбище, в той же могиле, что Маркс и его жена.

Напечатано в газете «The People* & Печатается по -тексту газеты

Press» 22 ноября 1890 г _ ,

Перевоо с английского

На русском языке публикуется впервые

* Елена Демут умерла 4 ноября 1890 года. Ред.


490 J

ЗАПИСЬ РЕЧИ Ф. ЭНГЕЛЬСА НА МИТИНГЕ ПАМЯТИ ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ

Речь г-на Энгельса (правая рука д-ра Маркса) на митинге, где он при­сутствовал, была очень хороша. Он обратился к истории последних 22 лет и сказал:

«В начале этого периода только два англичанина были свя­заны с Интернационалом — Лекрафт и Оджер — и они поки­ нули его вследствие того, что он одобрил политику коммунаров, и вследствие того, что к социализму они относились с отвраще­нием. Осенью 1871 г. состоялась конференция и был впервые поставлен вопрос о создании политической партии, отличной и отдельной от всех других политических партий. В следующем году в Гааге английские делегаты приняли сторону анархистов в осуждении парламентской деятельности ш. В то время рабочий класс не проявлял активности в политике. Теперь положение полностью изменилось. Создание новых тред-юнионов в 1888 г.237 было важнейшим событием, которое когда-либо происходило в истории рабочего класса; оно впервые привело к созданию Независимой рабочей партии 238, которая должна будет погло­тить все другие партии. Это показывает, полагает он, что уроки Парижской Коммуны не прошли даром и не забыты».

Среди других ораторов на этом собрании были г-жа Элеонора Маркс-Эвелинг (дочь д-ра Маркса), г-н Ф. Лесснер (один из создателей Интерна­ ционала), г-н Эд. Бернштейн и г-н Дж. Коннел. Пусть никогда не умирает память о Парижской Коммуне!

Напечатано в газете «The Labour Печатается по тексту газеты

Elector» Л5 IS, 25 марта 1893 г, „ а

Перевод с английского

На русском языке публикуется впервые


ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ


[ 491


f 493

ПРИМЕЧАНИЯ

1 «Заметки о путешествии по Швеции и Дании» написаны Энгельсом
во время его поездки по этим странам в июле 1867 года.

О своем намерении совершить путешествие Энгельс сообщил Марксу в письме 26 июня 1867 г.: «Я предполагаю через неделю поехать вместе с Лиззи via Гримсби в Гамбург, Шлезвиг, Копенгаген и т. д.» (настоящее издание, т. 31, стр. 264). Сохранившиеся пометки Энгельса на гостиничных счетах, пароходных билетах и других дорожных доку­ментах позволяют уточнить маршрут путешествия и время пребывания в отдельных пунктах. 9 июля Энгельс со своей женой Лидией Берне находились в Гётеборге, 12 июля в Стокгольме, 14 — в Мальме, 18 — в Копенгагене, а 20 уже во Фленсбурге, в Германии. Энгельс возвра­тился в Манчестер в начале августа 1867 года.

«Заметки» являются единственным сохранившимся документом Энгельса за период между 26 июня и 10 августа 18б7 г. (писем Энгельса, относящихся к этому времени, до сих пор не обнаружено). Рукопись представляет интерес и как наблюдение Энгельсом жизпи сканди­навских стран, и как источник для его биографии. «Заметки» сохра­нились в виде записей Энгельса на трех отдельных листах; к ним приложен на листе большего формата план крепости (по-видимому, Карлсборга, о котором упоминается в тексте), нарисованный Энгельсом от руки и снабженный пояснительными надписями (план воспроизводится в настоящем томе в виде иллюстрации на стр. 5). — 3.

2 Намек на переговоры в Мальме в 1848 г. между представителями Дании
и Пруссии, завершившиеся заключением сепаратного перемирия между
обеими державами в шлезвиг-голыптейнской войне. Этим переговорам
Энгельс в 1848 г. посвятил ряд статей в «Neue Rheinische Zeitung»
(см. настоящее издание, т. 5, стр. 411—415 и 419—424). — 7.

3 Работа «Ирландия от американской революции до унии 1801 года.
Выписки и заметки*
является результатом продолжения исследования
ирландской истории, предпринятого Марксом в связи с обоснованием
позиции Интернационала в ирландском вопросе. Предшествующая

17*


494


ПРИМЕЧАНИЯ


стадия этих занятий получила свое отражение в «Наброске непроизне­сенной речи по ирландскому вопросу» и в «Наброске доклада по ирланд­скому вопросу в лондонском Коммунистическом просветительном обществе немецких рабочих 16 декабря 1867 года» (см. настоящее изда­ние, т. 16, стр. 459—478). Новое обострение национально-освободи­тельной борьбы в Ирландии в 1869 г., широкая кампания за амнистию ирландских политических заключенных-фениев побудили Маркса снова заняться ирландскими проблемами. В начале ноября 1869 г. он предложил Генеральному Совету Интернационала для обсуждения вопросы: 1) о поведении английского правительства в вопросе об амнистии; 2) об отношении английского рабочего класса к ирланд­скому национально-освободительному движению («Генеральный Совет Первого Интернационала. 1868—1870. Протоколы», стр. 121). По первому пункту в Совете была проведена широкая дискуссия, в ходе которой Маркс выступал несколько раз (16, 23 и 30 ноября 1869 г.). Однако обсуждение второго пункта по разным причинам, в том числе из-за болезни Маркса, было перенесено на 1870 г., а позднее вообще но состоялось, поскольку выработанная Марксом интернационалистская платформа по этому вопросу была сформулирована в других докумен­тах Интернационала, в первую очередь в письме Генерального Совета Федеральному Совету Романской Швейцарии от 1 января 1870 года (см. настоящео издание, т. 16, стр. 405—407).

Публикуемая работа и была написана, по всей вероятности, в порядке подготовки Маркса к новому обсуждению ирландского вопроса в Генеральном Совете. Это явствует также из того обстоя­тельства, что к ней примыкают выписки, сделанные Марксом из ирланд­ской газеты «Irishman» с материалами о движении за амнистию, а также проект резолюции о ней Генерального Совета, принятой 30 ноября 1869 г. На отдельном листе, приложенном к этому циклу рукописей, рукой Энгельса — по-видимому, позднее, при разборе рукописного наследства Маркса — сделана надпись «Hibernica» («Относящееся к Ирландии») и проставлена дата «1869 г.». Есть основания считать, что «Выписки и заметки» по истории Ирландии конца XVIII в. пред­назначались Марксом в качестве подготовительного материала для доклада по 2-му пункту намеченного им плана. Уже в упомянутых работах 1867 г. он подчеркивал большое значение периода 1776—1801 гг. в ирландской истории как «переходного времени» (см. настоящее издание, т. 16, стр. 469). Из письма Маркса Энгельсу от 10 декабря 1869 г., относящегося как раз ко времени написания его «Выписок и заметок», видно, что ирландские события этого периода интересовали его с точки зрения выявления типичных черт политики английских правящих классов в Ирландии, колонизаторского характера прове­денной ими англо-ирландской унии 1801 г. (уничтожения автоном­ного ирландского парламента), расторжения которой добивалось не одно поколение борцов за освобождение ирландского народа. При­стальное внимание Маркса к этим событиям объясняется также его желанием глубже изучить классовые корни и характер ирландского национально-освободительного движения того времени, деятельность левого крыла общества «Объединенные ирландцы», выдвинувшего весьма актуальное и для XIX в. требование создания независимой Ирландской республики, а главное уяснить те тяжелые последствия, которые имели расправа с ирландскими революционерами и покорение Ирландии английскими властями для самого английского народа. Рассматриваемый период, подчеркивал Маркс, наглядно показывает, что «английская реакция в Англии (как и во времена Кромвеля) коре-


ПРИМЕЧАНИЯ


495


нилась в порабощении Ирландии» (настоящее издание, т. 32, стр. 338). Этот тезис, пронизывающий все содержание «Выписок и заметок» Маркса, несомненно, должен был стать руководящей мыслью подго­тавливаемого им доклада, в котором он намеревался доказать, что «прямой абсолютный интерес английского рабочего класса» требует под­держки им борьбы за разрыв унии, за независимость Ирландии (см. там же).

Публикуемая работа состоит из двух частей: основного исследо­вания и резюме к нему, составленного в виде развернутой хронологии. Каждой из частей соответствует отдельная рукопись с особой пагина­цией; в первой из них 54 страницы, во второй —12, страница 9 отсутст­вует (см. настоящий том, стр. 8—67 и 67—81).

Структура основной рукописи, расчленение ее на разделы, пара­графы и пункты, проведенное Марксом, свидетельствует о том, что ее созданию предшествовала специальная предварительная подго­товка, и сама рукопись, несмотря на ее черновой, подготовительный характер, подвергалась последующей обработке. На отдельных стра­ницах текст вписан поверх зачеркнутых автором строк или на спе­циальных наклейках (стр. 42, 43, 44, 52 рукописи), оборотные стороны которых содержат варианты выписок, повторяющихся в других местах и, как правило, перечеркнутые вертикальной чертой (в настоящей публикации они не воспроизводятся). О предварительной работе, проделанной Марксом, говорят также его отчеркивания и пометки в книге: J. Mitchel. «The History of Ireland from the Treaty of Limerick to the Present Time». V. 1—2. Dublin, 1869 (Дж. Митчел. «История Ирлан­дии от Лимерикского договора до настоящего времени». Тт. 1—2. Дублин, 1869), являющейся одним из главных источников Маркса. Основными источниками, на которые опирался Маркс, послужили также книги: J. Ph. Curran. «The Speeches». Edited with Memoir and Historical Notices by Th. Davis. Dublin, 1855 (Дж. Ф. Карран. «Речи». Издание со вступительным очерком и историческими примечаниями Т. Дэвиса. Дуб­лин, 1855) и G. Ensor. «Anti-Union. Ireland as she ought to be». Newry, 1831 (Дж. Энсор. «Против унии. Ирландия, какой она должна была бы быть». Ныори, 1831). Использованы в работе и другие материалы, в частности, журнал «Political Register» английского радикала Коббета, возможно отдельные документальные публикации (речи Граттана и т. д.) и исторические труды. Некоторые источники пока что еще не удалось установить.

Работа не является конспектом упомянутых книг или какой-либо одной из них. Она носит характер подборки материалов по заранее продуманному Марксом плану, отражающему его собственное пони­мание хода ирландской истории в изучаемый период, ее внутренней периодизации. Очень часто Маркс по-своему группирует и объединяет факты, почерпнутые из разных источников или из разных мест одного источника (например, из биографического очерка о Карране Т. Дэвиса и из его комментариев к отдельным речам этого деятеля). Печать твор­ческого подхода к материалам лежит и на форме изложения. Нередко она отличается от используемого источника большей остротой и чет­костью характеристик событий и исторических деятелей, являясь не просто цитатной выдержкой. Выписки в виде прямых цитат или в соб­ственном изложении сделаны в рукописи на английском языке, автор­ские заметки — частично по-английски, частично по-немецки. — 8.

4 Амьенский мир — мирный договор, заключенный наполеоновской Францией и ее союзниками с Англией 27 марта 1802 г. Фактически


ПРИМЕЧАНИЯ

явился лишь непродолжительным перемирием в вооруженной борьбе за мировое преобладание между этими государствами, возобновившейся уже в мае 1803 г. Изменение королевского титула в связи с Амьенским миром означало окончательный, формальный отказ английских коро­лей от притязаний на французский престол, восходящих еще ко вре­мени Столетней войны XIV—XV веков. — 8, 53.

5 Закон Пойнингса — был принят в 1495 г. парламентом, созванным представителем английской короны Пойнингсом в городе Дрозде, в завоеванной англичанами юго-восточной части Ирландии. Отменен в мае 1782 г. под давлением ирландского национально-освободитель­ного движения (см. настоящий том, стр. 20). — 8, 67.

в Охарактеризованный здесь закон Георга I был издан в 1719 г. и изве­стен также под названием «Объяснительного акта» («The Declaratory Act»); он был отменен в 1782—1783 гг. в результате подъема освобо­дительного движения в Ирландии (см. настоящий том, стр. 23—24). — 9.

7 Абсентеисты, или отсутствующие лендлорды, — обладатели крупных
земельных владений в Ирландии, постоянно проживавшие в Англии;
поместья отсутствовавших лендлордов управлялись земельными аген­
тами, применявшими хищнические методы эксплуатации крестьян,
или сдавались в аренду спекулянтам-посредникам, в свою очередь
передававшим их в субаренду мелкими участками крестьянам-арен­
даторам.

Авантюристами в XVI — XVII веках называли купцов и банкиров, преимущественно лондонского Сити, принимавших активное участие в колониальных предприятиях и финансовых спекуляциях. Во время английской буржуазной революции середины XVII в. авантюристы предоставили парламенту значительные денежные ссуды, для покры­тия которых им были предоставлены конфискованные в Ирландии земли (см. об этом настоящий том, стр. 103—104). — 9, 38, 64, 66, 61, 85, 104.

8 Карательный кодекс (Penal Code или Penal Laws) — серия законов,
изданных английскими колонизаторами с конца XVII в. и особенно
в течение первой половины XVIII в. для Ирландии под предлогом
борьбы против католических заговоров и врагов англиканской церкви.
Эти законы фактически лишали коренных ирландцев, большинство
которых было католиками, всяких гражданских и политических прав.
Ограничив для ирландских католиков право наследования, приобре­
тения и отчуждения собственности и широко введя в практику конфи­
скацию имущества за малейшие проступки, эти законы явились ору­
дием экспроприации ирландских владельцев, еще сохранивших в своих
руках земли. Карательный кодекс устанавливал тяжелые условия
аренды для католиков-крестьян, способствуя закабалению их англий­
скими лендлордами и земельными посредниками. Этот кодекс был
направлен также на искоренение ирландских национальных традиций:
запрещал ирландские национальные школы, предписывал суровые
кары против учителей, ирландских католических священников
и т. д. — 9.

8 Маркс приводит выдержку из выступления Каррана в ирландском парламенте 18 февраля 1792 г. по книге: J. Ph. Curran. «The Speeches». Dublin, 1855, pp. 140—141; (сравни также настоящий том, стр. 43).


Примечания


497


В этой книге воспроизведены полностью или в отрывках 52 выступле­ния Каррана в ирландском парламенте с 29 ноября 1783 по 15 мая 1797 г., а также ряд его судебных речей, произнесенных позднее этой даты, в том числе речей в защиту участников ирландского рево­люционного движения и восстания 1798 года. Ирландский демократ, историк и поэт Томас Дэвис, один из лидеров общества «Молодая Ирландия», подготовивший это второе издание речей Каррана (первое, выпущенное им в 1843 г., было значительно менее полным) снабдил каждую из них подробными комментариями, в которых приводятся также выдержки из речей других членов парламента. Всей книге Дэвис предпослал биографический очерк о Карране, в котором осветил также важнейшие события в ирландской истории конца XVIII века. Маркс, приводя почти на всем протяжении своей работы дослов­ные выдержки из речей Каррана или передавая их содержание в своем изложении, добавляет к ним сведения, почерпнутые из комментариев и вступительного очерка Дэвиса. Считая речи Каррана важнейшим источником для изучения политической истории Ирландии этого «драматического» периода, Маркс исключительно высоко оценивал и деятельность самого Каррана, характеризуя его как «благородней­шую личность», единственного «народного адвоката» Ирландии XVIII века. С выступлениями Каррана Маркс специально ознакомил английских членов Генерального Совета (см. настоящее издание, т. 32, стр. 337). — 10.

10 Главенство, или верховенство протестантов (protestant ascendancy) — принцип, открыто провозглашенный и проводившийся в управлении Ирландией в 1691—1800 годах. Воплощался в жизнь в форме широких политических, социальных и религиозных привилегий протестантов, преимущественно английских колонистов и их потомков, в противовес бесправному положению католического большинства населения Ир­ландии, отстраненного от всех государственных и выборных должно­стей и обязанного к тому же уплачивать десятину в пользу государст­венной англиканской церкви. Наиболее ярким выражением этого принципа были карательные законы против католиков. — 10.

11 Выражение «вооруженный протестантизм Ирландии» применительно к ирландскому волонтерскому движению последней четверти XVIII ве­ка заимствовано Марксом из вступительного очерка Дэвиса к изда­нию «Речей» Каррана, стр. XIX (см. примечание 9). Ниже в своем наброске периодизации истории волонтерского движения Маркс при­водит пространные выдержки из этого очерка. Использует его он также и в других разделах своих «Выписок и заметок». — 12, 67.

1* Католический комитет возник в конце пятидесятых годов XVIII века. Эта организация, состоявшая из представителей католических либе­ральных землевладельцев, торгово-промышленных кругов и интел­лигенции, ставила своей целью борьбу за смягчение и отмену каратель­ных законов против католиков. Первоначально деятельность Католи­ческого комитета отличалась крайней умеренностью и лояльностью по отношению к английским властям. Однако в обстановке националь­ного подъема последней четверти XVIII в. состав и образ действия его изменился, в нем получили преобладание радикальные элементы ирландской буржуазии. Левое крыло Комитета приняло участие в движении волонтеров, а позднее примкнуло к революционному обществу «Объединенные ирландцы». Деятельность Католического


498


ПРИМЕЧАНИЯ


комитета, добивавшегося уравнения католиков в нравах с протестан­тами, продолжалась в первое десятилетие XIX века.

Вигский клуб был основан в 1789 г. в Дублине; в 1791 г. в Бел­фасте возник Северный вигский клуб. Организация была неоднородной по своему составу и политическим тенденциям. Возглавившая ее про­тестантская верхушка, выражавшая интересы либеральных протестант­ских лендлордов и протестантской крупной буржуазии, склонялась к компромиссу с английским правительством и стремилась удержать национальное движение в строго конституционных рамках. В проти­вовес этому ее радикальное крыло стояло за более решительные дей­ствия. В дальнейшем оно составило ядро общества «Объединенные ирландцы». — 13, 41, 44, 78.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 148; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!