ПРОЕКТ КОММУНИСТИЧЕСКОГО СИМВОЛА ВЕРЫ




357


гражданского общества. Пролетарий признается личностью, членом гражданского общества. Сле­ довательно, раб может иметь более сносное суще­ствование, чем пролетарий, но последний стоит на более высокой ступени развития. Раб освобождает себя тем, что становится пролетарием и упразд­ няет из всех отношений собственности только отно­ шение рабства. Пролетарий же может освободить себя, только упразднив собственность вообще. Вопрос 11. Чем отличается пролетарий от крепостного?

— В пользовании крепостного находится учас­
ток земли, следовательно, орудие производства,
и за это он отдает большую или меньшую часть
дохода. Пролетарий же работает орудиями про­
изводства, которые являются собственностью дру­
гого, и тот уступает пролетарию за его труд долю
продукта, определяемую конкуренцией. Доля кре­
постного работника определяется его собственным
трудом, следовательно, им самим. Доля пролетария
определяется конкуренцией, следовательно, пре­
жде всего самим буржуа. Существование крепост­
ного обеспечено, существование пролетария не
обеспечено. Крепостной освобождает себя тем, что
он изгоняет своего феодала, и сам становится соб­
ственником, следовательно, вступает в сферу конку­
ренции и присоединяется до поры до времени
к имущему, привилегированному классу. Пролета­
рий же освобождает себя тем, что уничтожает собст­
венность, конкуренцию и все классовые различия.

Вопрос 12. Чем отличается пролетарий от ремесленника?

— В отличие от пролетария так называемый
ремесленник, который еще в прошлом столетии
существовал почти везде, да и теперь еще кое-где
существует, является самое большее временным
пролетарием. Его цель — самому нажить капитал
и с его помощью эксплуатировать других рабочих.
Этой цели он нередко может достигнуть там, где
еще существуют цехи, или там, где свобода про­
мысла еще не привела к ведению ремесла на фаб­
ричный лад и к сильной конкуренции. Но как
только фабричная система вводится в ремесло и
широко расцветает конкуренция, эта перспектива
отпадает, и ремесленник все больше превращает­
ся в пролетария. Ремесленник, таким образом,


358


Ф. ЭНГЕЛЬС


освобождает себя тем, что либо становится буржуа, или вообще переходит в среднее сословие, либо становится пролетарием вследствие конкуренции (как это теперь большей частью происходит) и присоединяется к движению пролетариата, ,т. е. к более или менее сознательному коммунистиче­скому движению. Вопрос 13. Следовательно, вы не считаете, что общность иму­щества была возможна во все времена?

— Нет. Коммунизм возник только тогда, когда
машины и другие изобретения сделали возможной
для всех членов общества перспективу всесторон­
него образования, счастливого существования. Ком­
мунизм есть учение об освобождении, которое было
невозможно для рабов, крепостных или ремеслен­
ников, а стало возможно только для пролетариев,
и поэтому он неизбежно принадлежит девятнад­
цатому столетию и был невозможен когда-либо в
прежние времена.

Вопрос 14. Вернемся к шестому вопросу. Если вы намерены подготовить общность путем просвещения и объе­ динения пролетариата, то вы, следовательно, от­вергаете революцию?

— Мы убеждены в том, что всякие заговоры
не только бесполезны, но даже вредны. Мы знаем
также, что революции нельзя делать предумыш­
ленно и по произволу и что революции везде и
всегда являются необходимым следствием обстоя­
тельств, которые вовсе не зависят от воли и руко­
водства отдельных партий, равно как и целых
классов. Но вместе с тем мы видим, что развитие
пролетариата почти во всех странах мира насиль­
ственно подавляется имущими классами и что тем
самым противники коммунистов изо всех сил
работают на революцию. Если все это, в конце
концов, толкнет угнетенный пролетариат на рево­
люцию, то мы будем тогда защищать дело проле­
тариата действием не хуже, чем сейчас словом.

Вопрос 15. Намерены ли вы вместо теперешнего общественного порядка сразу ввести общность имущества?

Мы об этом не помышляем. Развитие масс
не допускает декретирования. Оно обусловливается
развитием условий, в которых живут эти массы, и
происходит поэтому постепенно.


йроейт rtôMMttttHc*H«iÊcrtoro Символа вёрй S59

Вопрос 16. Каким образом вы считаете возможным осуществить переход от современного состояния к общности иму­ щества?

— Первым основным условием для введения
общности имущества является политическое осво­
бождение пролетариата путем установления демо­
кратического государственного устройства.

Вопрос 17. Каким будет ваше первое мероприятие, после того как вы установите демократию?

— Обеспечение пролетариату средств сущест­
вования.

Вопрос 18. Как вы намерены осуществить это?

— I , Путем такого ограничения частной собст­
венности, которое подготовляет постепенное пре­
вращение ее в общественную собственность, напри­
мер, путем прогрессивных налогов, ограничения
права наследования в пользу государства и т. д.

II . Путем предоставления рабочим работы в на­
циональных мастерских и фабриках, а также в
национальных имениях.

III . Путем воспитания всех детей на государ­
ственный счет.

Вопрос 19. Как вы организуете это воспитание в переходный период?

— Все дети с того момента, когда они могут
обходиться без материнского ухода, будут воспи­
тываться и обучаться в государственных учрежде­
ниях.

Вопрос 20. Не будет ли вместе с введением общности имуще­ства одновременно провозглашена общность жен?

— Никоим образом. В личные отношения меж­
ду мужем и женой, как и в дела семьи вообще,
мы будем вторгаться лишь в той мере, в какой
сохранение существующих форм стало бы препят­
ствовать новому общественному строю. Впрочем,
нам очень хорошо известно, что в ходе истории
семейные отношения претерпевали изменения в за­
висимости от отношений собственности и перио­
дов развития, и поэтому уничтожение частной
собственности окажет и на них весьма значительное
влияние,

Вопрос 21. Сохранятся ли национальности при коммунизме?

Национальные черты народов, объединяю­
щихся на основе принципа общности, именно


360


Ф. ЭНГЕЛЬС


в результате этого объединения неизбежно будут смешиваться и таким образом исчезнут точно так же, как отпадут всевозможные сословные и клас­совые различия вследствие уничтожения их ос­новы — частной собственности. Вопрос 22. Отвергают ли коммунисты существующие религии? — Все существовавшие до сих пор религии яв­лялись выражением исторических ступеней разви­тия отдельных народов или народных масс. Комму­низм же является той ступенью исторического развития, которая делает излишними и снимает [aufhebt] все существующие религии *.

От имени и по поручению конгресса
Секретарь Председатель

Хайде ** Карл Шилль ***

Лондон, 9 июня 1847

Впервые опубликовано в книге: KGrunaungsdohumente des Bundes der Kommunisten ( Juni bis September lS47h>, Hamburg, 1899

Печатается по рукописи

Перевод с немецкого

На русском языке впервые опубликовано < журнале «Вопросы истории КПСС» M 1, 1970 г.

• Здесь кончается текст, написанный рукой Энгельса. Рев, ** Союзная кличка Вильгельма Вольфа. Ред, *** Союзная кличка Карла Шаппера. Ред.


T 361

К. МАРКС

ПРОТЕКЦИОНИСТЫ 201

1) Никогда не защищали мелкую промышленность, только
машинную промышленность. Пример, в Германии школа Листа.

Гюлих.

2) Если верить тому, что говорят протекционисты, они
сохраняют в лучшем случае status quo . Протекционизм никогда
не достигает того, чтобы покровительствуемый продукт про­
давался на внешних рынках. Следовательно, протекционизм

реакционен.

3) Последним утешением протекционистов является то, что страна эксплуатируется не иностранными, а отечественными капиталистами.

4) Говорят, что следует провести реформы внутри страны, прежде чем думать о свободе торговли. Протекционистской системе как таковой не дана власть реформировать положение классов. Но, говорят, было бы глупо реформировать междуна­родные отношения, прежде чем будут реформированы отноше­ния внутри страны. Но что такое охранительная система!" Доказательство того, что класс, который ее проводит, держит в своих руках власть. Следовательно, пока охранительная система остается в силе, капиталисты никаких уступок делать не будут. Кроме того, господа, крупные социальные и истори­ческие реформы никогда не совершаются посредством уступок, благодаря великодушию господствующих классов, а лишь в силу nécessité des choses ». К этим реформам надо вынудить. Следовательно, нелепо думать, что в стране, где господствует

• _ объективной необходимости . Ред. 13 М. и Э., т. 42


362


К. МАРКС


протекционистская система, даже в форме пошлин на ввози­мые товары, может что-либо измениться в отношениях между капиталом и трудом. Я не буду больше говорить о протек­ционистах.


Написано К. Марксом около 18 сентября 1847 г.

Впервые опубликовано Marx Engels Gesamtausgabe. Erste Abteilung, Bd. 6, 193g


Печатается по рукописи

Перевод с немецкого

На русском языке публикуется впервые


Страница рукописи К. Маркса «Протекционис


[ 363

К. МАРКС

СПРОС 2оа

В большинстве работ по политической экономии спрос рас­ сматривается почти только с индивидуальной точки зрения. Всемирное историческое развитие спроса — его всеобщее рас­ пространение — зависит прежде всего от знакомства различных стран мира с продукцией друг друга. Если в процессе развития спрос создает торговлю, то в свою очередь первоначальная торговля была создана спросом. Спрос составляет материальное содержание торговли — совокупность предметов обмена, сово­ купность товаров, предназначенных для обмена и торговли. Войны, путешествия, предпринимаемые с целью открытий и т. д., все исторические события, вследствие которых народы устанавливают между собой связи, также являются усло­виями для расширения спроса — образования мирового рынка. Увеличение спроса обеспечивается непосредственно и прежде всего тем, что происходит взаимный обмен уже имеющимися в наличии изделиями разных стран. Спрос постепенно теряет свой локальный и т, д. характер и становится широко распро­страненным. В потребление жителей той или иной страны все больше входит таким образом продукция всех стран.

Крестовые походы, например, сделавшие более известной продукцию Востока, сильно увеличили спрос на его изделия в Западной Европе (ср. J тетрадь III , стр. 106). Пункты, куда сте­ кается эта продукция для обмена, превращаются в города миро­ вого рынка; в такой форме мировой рынок существует преиму­ щественно до открытия Америки. В XIV и XV вв. это Константи­ нополь, итальянские города, Брюгге и Лондон. И теперь еще в них происходит нечто вроде ярмарок, т. е. они служат пунк-

13*


364


К. МАРКС


тами, куда стекаются купеческие караваны. В XIX в. ярмарки уже имеют лишь второстепенное значение (ср. J тетрадь III, стр. 166). То обстоятельство, что эти рынки так мало еще зави­ сят от собственной промышленности и что вообще их расцвет связан именно с тем, что они являются всеобщими торговыми складами, — видно из того, что после 1498 г. торговля итальян­ских городов падает с того момента, когда главным рынком для индийских тканей и пряностей становится Лиссабон. Так­же и Антверпен в XVI в. сохраняет такой же ограниченный характер, как прежде Брюгге и т. д.

Главенство в области торговли. Первой господствующей торговой нацией являются голландцы (с конца XVI до середины XVII в.). До этого времени существовали лишь крупные торго­ вые города. Испанцы и португальцы образуют переход от пре­обладания торговых городов к преобладанию торговых наций. Однако торговое судоходство и рыболовство составляют все еще решающую составную часть голландского главенства.

Европейский северо-восток и его отношение, как земледель­ ческого района, к европейскому западу. По мере того, как здесь развиваются ремесла и судостроение, повышается спрос на се­веро-восточное сырье, и вместе с ним растет и его производство.

Голландия, первая торгово-промышленная нация с конца XVI до середины XVII в., является также первой нацией, которую не обеспечивало собственное земледелие и население которой увеличивалось значительно быстрее, чем земледельче­ское производство внутри страны. Поэтому она первой начи­нает производить крупные закупки зерна. Амстердам стано­вится главным зернохранилищем Западной Европы (ср. J тет­радь III, стр. 167).

Печатается по рукописи Перевод с немецкого На русском языке публикуется впервые

Написано К. Марксом в декабре 1847 г.

Впервые опубликовано

»а французском языке в книге:

Karl Marx. «Oeuvres. Economie, II»,

/Paris/, 1998


Набросок плана III главы «Манифеста Коммунистической партии» К. Маркса


[ 365

К. МАРКС

* НАБРОСОК ПЛАНА III ГЛАВЫ «МАНИФЕСТА КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ» ш

1) (Критика*). Критически-утопические системы. (Коммуни­стические.) 2)

1) Реакционный социализм, феодальный, религиозный, мелко­буржуазный.

2) Буржуазный социализм.

3) Немецко-философский социализм**.

4) Критически-утопическая литература. Системы Оуэна, Кабе, Вейтлинга, Фурье, Сен-Симона, Бабёфа.

5) Непосредственно партийная литература,

6) Коммунистическая литература а04.

Написано К. Марксом в конце декабря Печатается по рукописи

1841 начале января 1848 г. „ .

Перевод с немецкого
Впервые опубликовано

в Marx — Engels Gesamtausgabe. Ha Рискам языке публикуется впервые

Erst* Abteilung, Bd. в, 193Я

* В рукописи это слово зачеркнуто Марксом. Ред.

** Данный пункт плана Марке вставил сяева на полях страницы и соответст­венно изменил нумерацию последующих пунктов. Ред.


366 ]

К. МАРКС

* СТРАНИЦА ИЗ ЧЕРНОВОЙ РУКОПИСИ «МАНИФЕСТА КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ»305

...пролетариев, в пользу закона о 10-часовом рабочем дне, не разделяя их иллюзий относительно результатов этой меры *.

Впрочем мы уже видели:

Коммунисты не выдвигают никакой новой теории частной собственности. Они лишь констатируют тот исторический факт, что (средства производства) ** буржуазные производ­ственные отношения, а тем самым и буржуазные отношения собственности больше не (соответствуют) (наиболее развитым) (обществ...) развитию общественных производительных сил, а потому (развитию самой промышленности) ив...

Но не спорьте с нами (противопоставляя), оценивая при этом отмену буржуазной собственности с точки зрения ваших буржуазных идей о свободе, образовании и т. д. Ваши идеи сами (являются лишь) (соответствуют) являются продуктом (существующих) буржуазных производственных отношений, и буржуазных отношений собственности, точно так же, как ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными усло­виями жизни вашего класса.

(Ваше) Пристрастное представление, заставляющее вас пре­вращать свои буржуазные производственные отношения и отношения собственности из отношений исторических (лишь), преходящих, соответствующих лишь определенной (зрелости) ступени развития производительных сил, в вечные законы

* Первые две строчки написаны рукой Женни Маркс. Ред. ** В угловые скобки заключены зачеркнутые в рукописи слова. Ред,



Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 246; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!