ЭКОНОМИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ 1844 ГОДА 169



чуждения; это — отчужденное усмотрение действительного опредмечивания человека, действительного присвоения им своей предметной сущности путем уничтожения отчужденного опре­ деления предметного мира, путем его снятия в его отчужден­ном бытии, подобно тому как атеизм, в качестве снятия бога, означает становление теоретического гуманизма, а коммунизм, в качестве снятия частной собственности, означает требование действительно человеческой жизни, как неотъемлемой собст­ венности человека, означает становление практического гума­низма; другими словами, атеизм есть гуманизм, опосредство­ванный с самим собой путем снятия религии, а коммунизм — гуманизм, опосредствованный с самим собой путем снятия частной собственности. Только путем снятия этого опосредст­вования, — являющегося, однако, необходимой предпосыл­кой, — возникает положительно начинающий с самого себя, положительный гуманизм.

Но атеизм, коммунизм, это — вовсе не бегство, не абстрак­ция, не утрата порожденного человеком предметного мира, не утрата принявших предметную форму сущностных сил человека, не возвращающаяся к противоестественной, нераз­витой простоте нищета. Они, наоборот, впервые представляют собой действительное становление, действительно для человека возникшее осуществление его сущности, осуществление его сущности как чего-то действительного.

Таким образом, Гегель, рассматривая — хотя опять-таки в отчужденной форме — положительный смысл отнесенного к самому себе отрицания, рассматривает вместе с тем самоот­чуждение человека, отчуждение его сущности, его распредме­чивание и деградацию — как самоприобретение, проявление сущности, опредмечивание, реализацию. Короче говоря, он рассматривает — в рамках абстракции — труд как акт само­порождения человека, отношение к себе как к чужой сущности и осуществление себя как чужого существа — как становя­щееся родовое сознание и становящуюся родовую жизнь.

Ь) Но у Гегеля — помимо или, вернее, как следствие уже описанного выше извращения понятий — этот акт, во-первых, носит только формальный характер, потому что он абстрактен, потому что человеческая сущность сама признается только как абстрактная мыслящая сущность, как самосознание, а

во-вторых, так как эта точка зрения формальна и абстракт­на, то снятие отчуждения становится утверждением отчужде­ния, иначе говоря, для Гегеля вышеупомянутое движение са­ мопорождения, самоопредмечивания как самоотчуждения есть абсолютное и поэтому последнее, имеющее целью самое себя,

М. и 9., т. 42


170


К. МАРКС


успокоившееся в себе и дошедшее до своей сущности человеческое проявление жизни.

Поэтому это движение в его абстрактной [XXXll форме, как диалектика, рассматривается как истинно человеческая жизнь; а так как оно все же абстракция, отчуждение чело­веческой жизни, то оно рассматривается как божественный процесс, но как божественный процесс человека, процесс, ко­торый проделывает его отличная от него, абстрактная, чистая, абсолютная сущность.

В-третьих, этот процесс должен иметь носителя, субъекта; но субъект возникает лишь как результат; поэтому этот ре­зультат — знающий себя как абсолютное самосознание субъ­ ект — есть бог, абсолютный дух, знающая себя и осуществляю­ щая себя идея. Действительный человек и действительная при­ рода становятся просто предикатами, символами этого скрытого недействительного человека и этой недействительной природы. Поэтому отношение между субъектом и предикатом абсолютно извращено: это — мистический субъект-объект, или пере­крывающая объект субъективность, абсолютный субъект как процесс, как отчуждающий себя и возвращающийся к себе из этого отчуждения и в то же время вбирающий его обратно в себя субъект, и субъект как этот процесс; это — чистое, безоста­новочное кружение в самом себе 78.

К пункту первому: формальное и абстрактное понимание акта самопорождения или самоопредмечивания человека. -

Так как Гегель приравнивает человека к самосознанию, то отчужденный предмет человека, его отчужденная сущностная действительность есть не что иное, как сознание отчуждения, всего лишь мысль об отчуждении, его абстрактное и потому бессодержательное- и недействительное выражение — отрица­ние. Поэтому и снятие отчуждения есть тоже не что иное, как абстрактное, бессодержательное снятие этой бессодержатель­ной абстракции — отрицание отрицания. Поэтому содержа­тельная, живая, чувственная, конкретная деятельность са­моопредмечивания становится всего лишь абстракцией этой деятельности — абсолютной отрицательностью, абстракцией, которая в свою очередь фиксируется как таковая и мыслится как самостоятельная деятельность, как просто деятельность. Так как эта так называемая отрицательность есть не что ино'е, как абстрактная, бессодержательная форма вышеуказанного действительного живого акта, то и содержание ее может быть только формальным, полученным путем абстрагирования от всякого содержания. Поэтому это — всеобщие, абстрактные, присущие всякому содержанию и вследствие этого одыовре-



Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 159; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!