ЭКОНОМИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ 1844 ГОДА 161



2) что отчуждение самосознания есть то, что полагает вещ­ ность;

3) что это отчуждение имеет не только отрицательное, но и положительное значение;

4) что оно имеет это значение не только для нас, или в себе, но и для самого сознания;

5) что для сознания отрицание предмета, или упразднение предметом самого себя, приобретает положительное значение благодаря тому (или оно сознает это ничтожество предмета бла­годаря тому), что оно отчуждает само себя, ибо в этом отчуж­дении оно полагает себя как предмет, или полагает предмет как само себя, в силу нераздельного единства для-себя-бытия;

6) с другой стороны, здесь заключен вместе с тем и второй момент, именно — что оно в такой же степени сняло и вобрало обратно в себя это отчуждение и эту предметность и, следова­тельно, в своем инобытии как таковом все же находится у себя;

7) это есть движение сознания, и в этом движении сознание есть совокупность своих моментов;

8) сознание должно было относиться к предмету тоже со­гласно совокупности своих определений и рассматривать его с точки зрения каждого из этих определений. Эта совокупность определений сознания делает предмет в себе духовной сущностью, а для сознания он поистине становится таковой благодаря постижению каждого отдельного определения предмета как самости, или благодаря вышеуказанному духовному отноше­нию к ним 74.

К пункту 1-му. — То, что предмет как таковой представ­ляется сознанию как исчезающий, это есть вышеупомянутое возвращение предмета в самость.

К пункту 2-му. Отчуждение самосознания полагает вещ­ность. Так как человек равнозначен самосознанию, то его от­чужденная предметная сущность, или вещность (то, что есть для него предмет, а предметом поистине является для него только то, что есть для него существенный предмет, что, сле­довательно, есть его предметная сущность. Так как субъектом делается не действительный человек как таковой и, следова­тельно, не природа — ведь человек есть человеческая природа, — а только абстракция человека, самосознание, то вещность может быть только отчужденным самосознанием), тождественна с от­ чужденным самосознанием, и вещность положена этим отчуж­дением. Вполне естественно как то, что живое, природное, наделенное и одаренное предметными, т. е. материальными, сущностными силами существо обладает также действитель­ными природными предметами своей сущности, так и то, что


162


К. маркс


его самоотчуждение есть полагание некоторого действитель­ ного, но выступающего в форме внешности и, значит, не при­надлежащего к его сущности и господствующего над ним предметного мира. В этом нет ничего непонятного и загадоч­ного. Скорее, было бы загадочно обратное. Но столь же ясно и то, что самосознание посредством своего отчуждения может по­лагать только вещность, т. е. опять-таки только абстрактную вещь, вещь абстракции, а не действительную вещь. [XXVI ] * Далее ясно, что вещность не представляет поэтому ничего самостоятельного, существенного по отношению к самосозна­нию, а является только чистым созданием, чем-то полагаемым им и что это полагаемое, вместо того чтобы подтверждать само себя, есть только подтверждение акта полагания, закрепляю­щего на мгновение свою энергию в виде продукта и сообщаю­щего ему длявидимости, — но опять-таки только на мгнове­ние, — роль самостоятельного, действительного предмета.

Когда действительный, телесный человек, стоящий на проч­ной, хорошо округленной земле, вбирающий в себя и излучаю­щий из себя все природные силы, полагает благодаря своему отчуждению свои действительные, предметные сущностные силы как чужие предметы, то не полагание есть субъект: им является субъективность предметных сущностных сил, действие которых должно поэтому быть тоже предметным. Предметное существо действует предметным образом, и оно не действовало бы пред­метным образом,-если бы предметное не заключалось в его суще­ ственном определении. Оно только потому творит или полагает предметы, что само оно полагается предметами и что оно с самого начала есть природа. Таким образом, дело обстоит не так, что оно в акте полагания переходит от своей «чистой деятель­ности» к творению предмета, а так, что его предметный про­ дукт только подтверждает его предметную деятельность, его деятельность как деятельность предметного природного су­щества.

Мы видим здесь, что последовательно проведенный нату­рализм или гуманизм отличается как от идеализма, так и от материализма, являясь вместе с тем объединяющей их обоих истиной. Мы видим в то же время, что только натурализм способен понять акт всемирной истории 75.

Человек является непосредственно природным существом п. В качестве природного существа, притом живого природного существа, он, с одной стороны, наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным сущест-

* При пагинации рукопиои страница XXV Марксом не была обозначена. Ред.



Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 149; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!