Наиболее часто встречающихся в тексте.
Агга - все виды материальностей нашей брамфатуры (см.
брамфатура), созданные или создаваемые демоническими
началами. Структурно отличаются от материальностей
физических и вообще от сиайры (см. сиайра) тем, что
количество первичных слагаемых агги крайне ограничено и ни
одна из ее элементарных частиц не обладает ни свободой
воли, ни одушевленностью.
Антикосмос - условное обозначение для совокупности всех миров, создаваемых демоническими
началами, и предполагаемое замещение Божественному космосу. К антикосмосу нашей брамфатуры
ныне принадлежат слои: Шог, Дигм, Гашшарва, Суфэтх и Дно.
Аримойя - ныне создаваемый затомис (см. затомисы)
общечеловеческой культуры.
Арунгвильта-прана - безличная, бессознательная
тонкоматериальная субстанция, разлитая в Энрофе (см.
Энроф), переливающаяся из тела в тело и обеспечивающая возможность индивидуальных
органических существований. Чувство присутствия арунгвильты-праны было осью душевной жизни
праамистического человечества и являлось, по-видимому, древнейшим из откровений.
Астрал - здесь - второе из тонкоматериальных облачений монады (см. монада). Шельт (см.
шельт) - первое из тонкоматериальных облачений, творится самой монадой; в творении же астрала
принимает участие великая стихиаль Мать-Земля. Она принимает участие в творении
индивидуальных астралов всех существ Шаданакара (см. Шаданакар) - людей, ангелов, даймонов
|
|
(см. даймоны), животных, стихиалей (см. стихиали), демонов и даже Великих Иерархий, когда
последние спускаются в слои, где это необходимо. Астрал - высший инструмент шельта. В нем
сосредоточены способности духовного зрения, слуха, обоняния, глубинной памяти, способность
полета, способность общения с существами иных слоев, способность созерцания космических
панорам и перспектив.
Брамфатура - почти каждое небесное тело обладает рядом разноматериальных слоев,
образующих взаимосвязанную и взаимообусловленную систему. Брамфатурами называются такие
системы, объединенные общностью процессов, протекающих в их слоях. В большинстве брамфатур
нашей Галактики основной процесс, объединяющий слои каждой из них, есть процесс борьбы
Провиденциальных и демонических сил. Имеются, однако, и такие брамфатуры, которые полностью
подпали под демоническую власть, и такие, которые уже полностью от нее освободились.
Воглеа - имя великого демона женственной природы, виновника катастрофы, некогда
постигшей человечество Лунной брамфатуры. Долгое время находясь в полуизоляции, враждуя и с
Провиденциальными силами, и отчасти с Гагтунгром, Воглеа ныне сопрягает свои усилия с
|
|
усилиями планетарного демона.
Гагтунгр - имя планетарного демона нашей брамфатуры. Он обладает тремя лицами, как и
некоторые другие из крупнейших иерархий. Первая ипостась Гагтунгра - Великий Мучитель
Гистург, вторая - Великая Блудница Фокерм а, третья - великий осуществитель демонического плана
Урпарп, называемый иногда Принципом формы.
Гаввах - тонкоматериальное излучение человеческого страдания, выделяемое нашим существом
как при жизни, так и в нисходящем посмертии. Гаввах восполняет убыль жизненных сил для многих
категорий демонических существ и самого Гагтунгра.
Гашшарва - один из основных слоев демонического антикосмоса в Шаданакаре; мир двух
пространственных измерений, гнездилище разнообразных и могущественных демонических сил.
Даймоны - высшее человечество Шаданакара, обитатели сакуалы (см. сакуала) миров с
четырьмя пространственными координатами и различным числом временных координат. Даймоны
проходят путь становления, схожий с нашим, но начали его раньше и совершают успешнее. С
нашим человечеством они связаны разнообразными нитями, некоторые из коих уясняются в ходе
общего изложения.
|
|
Дигм - обиталище Гагтунгра, один из миров пяти пространственных и множества временных
измерений.
Дингра - каросса (см. кароссы) России.
Друккарг - шрастр (см. шрастры) Российской метакультуры (см. метакультура).
Дуггур - один из слоев демонических стихиалей, имеющий для человечества особое значение.
Существа, проходящие воплощения в Дуггуре, восполняют убыль своих жизненных сил эйфосом
(см. эйфос) - излучениями похоти человечества.
Жругр - российский уицраор (см. уицраоры).
Затомисы - высшие слои всех метакультур человечества, их небесные страны, опора
народоводительствующих сил, обители синклитов (см. синклиты). Вместе с созидающейся ныне
Аримойей - затомисом Розы Мира - их общее число достигает тридцати четырех.
Звента-Свентана - великая богорожденная монада, выразительница Вечной Женственности,
Невеста Планетарного Логоса, сошедшая с духовных космических высот в верхние слои Шаданакара
около полутора столетий назад и долженствующая принять просветленное (отнюдь нс физическое)
воплощение в одном из затомисов человечества. Это метаисторическое событие отразится в земном
Энрофе как появление Розы Мира.
Игвы - главная из рас античеловечества. Высокоинтеллектуальные демонические существа,
|
|
обитатели "изнанки миров" - шрастров.
Ирольн - один из миров пяти пространственных координат, обитель монад человечества.
Кароссы - локальные, связанные с отдельными нациями или сверхнародами (см. сверхнароды)
проявления великой стихиали человечества, Лилит (см. Лили т). Кароссы лишены монад, но
обладают эквивалентом сознания и воли.
Каррох- аналогичное физическому плотное органическое тело некоторых видов демонических
существ (например, игв и раруггов (см. раругги)), созданное не из сиайры, а из агги.
Крагр - слой, где происходят битвы уицраоров.
Лилит - великая стихиаль человечества, некогда - супруга первоангела, затем ваятельница
физической плоти человеческого рода и некоторых других существ. Ее собственное существо
демонизировано Гагтунгром задолго до появления в Энрофе ныне существующего человечества.
Метаистория - 1. Ныне находящаяся вне поля зрения науки и вне ее методологии совокупность
процессов, протекающих в тех слоях иноматериального бытия, которые, пребывая в других видах
пространства и других потоках времени, просвечивают иногда сквозь процесс, воспринимаемый
нами как история.
2. Религиозное учение об этих процессах.
Метакультура - внутренние сакуалы Шаданакара, представляющие собой как бы сегментарные
членения некоторых его нижних слоев. Метакультуры состоят из разного числа слоев, однако
каждая из них обладает непременно тремя: физическим - местом обитания в Энрофе
соответствующего сверхнарода, творящего свою культуру; затомисом - небесною страною
просветленных душ этого-народа; шрастром - демоническим исподним миром,
противопоставляемым затомису. Кроме того, все метакультуры включают то или иное число слоев
Просветления и слоев Возмездия. Характер этих миров в каждой из метакультур варьируется в
зависимости от хода метаисторических процессов.
Мировая Сальватэрра - условное обозначение вершины и сердца Шаданакара, наивысшей из его
сакуал, состоящей из трех миров: обители Планетарного Логоса, обители Богоматери и обители
Звенты-Свентаны.
Монада - здесь - первичная, неделимая, бессмертная духовная единица, богорожденная либо
богосотворенная. Мироздание являет собой неисчислимое множество монад и многообразные виды
создаваемых ими материальностей.
Монсальват - затомис Северо-западной метакультуры.
Мудгабр - шрастр Северо-западной метакультуры.
Навна - богорожденная монада, одна из Великих Сестер, Идеальная
Соборная Душа Российской метакультуры. Имя условное. Небесная Россия (Святая Русь)-
затомис Российской метакультуры,
обиталище ее Синклита.
Нэртис - один из миров Просветления, страна лучезарного отдыха и блаженного покоя.
Олирна - первый из миров восходящего ряда, страна усопших, общая для всего человечества,
хотя в каждой из метакультур она имеет свой особый характер.
Планетарный Логос - Великая Богорожденная монада,
выразительница Бога-Сына, божественный разум нашей
брамфатуры, древнейшая, самая первая из всех ее монад,
выразившая себя в человечестве Иисусом Христом и
возглавляющая подготовку нашего мира к смене эонов.
Планетарный Логос - вождь всех сил Света в Шаданакаре. Раругги - вторая из рас
антачеловечества, представляющая собой
существа, до стадии которых развились великие хищники
древних геологических эр, пройдя через бесчисленные
воплощения в слоях демонической материальности.
Родомыслы - исторические деятели, оказавшие могучее и благотворное влияние на судьбы
народа или государства и руководимые в своей деятельности вдохновляющим влиянием
народоводительствующих иерархий.
Роза Мира - грядущая всехристианская церковь последних веков, объединяющая в себе церкви
прошлого и связующая себя на основе свободной унии со всеми религиями светлой направленности.
В этом смысле Роза Мира интеррелигиозна или панрелигиозна. Основная ее задача - спасение
возможно большего числа человеческих душ и отстранение от них опасности духовного
порабощения грядущим противобогом. Возникновение Розы Мира в человечестве будет отражением
эфирного рождения Звенты-Свентаны в одном из затомисов.
Сакуала - здесь - система двух или нескольких разноматериальных слоев, тесно связанных
между собою структурно и метаисторически.
Сверхнарод - группа наций или народностей, объединенная между собой общей, совместно
создаваемой культурой.
Сиайра - все виды материальностей, созданные или создаваемые Провиденциальными силами.
Синклиты - обитающие в затомисах метакультур сонмы
просветленных человеческих душ.
Скривнус - верхнее из чистилищ христианских метакультур, имеющее свой аналог и в других
метакультурах человечества. Неизбежный посмертный этап всех душ, кроме тех, что после
физической смерти вступают непосредственно в Олирну и далее - по ступеням миров Просветления.
Стихиали - категория богосотворенных монад, проходящих свой путь становления в
Шаданакаре преимущественно сквозь царства природы, но в большинстве случаев не имеющих
физического воплощения. Так как аспектом своеобразного природного царства обладает и
человечество, то имеются разнообразные виды стихиалей, связанные не со стихиями природы в
широком смысле этого слова, а с природным, стихийным аспектом человечества.
Уицраоры - могущественные, разумные и крайне хищные существа, обитающие в слоях,
смежных со шрастрами. С точки зрения человека, это - демоны великодержавной
государственности. Их очень немного. В метаистории уицраоры играют огромную роль,
противоречивую и двойственную.
Уппум - один из слоев Возмездия, "Дождь Вечной Тоски", ад уицраоров.
Шавва - тонкоматериальное излучение некоторых состояний человеческой психики, связанное с
чувствами "государственного комплекса". Шавва восполняет убыль жизненных сил уицраоров, игв и
раруггов.
Шаданакар - собственное имя брамфатуры нашей планеты. Состоит из огромного числа (более
240) разноматериальных слоев, инопространственных и иновременных.
Шельт - первое из материальных облачений монады. Шельт творится самою монадою из
материальности пятимерных миров. Вместилище монады вместе с ее божественными свойствами и
ее ближайшее орудие. Не сама монада, остающаяся в Ирольне, но именно шельт является тем "я",
которое совершает свое странствие по низшим слоям ради их просветления.
Шрастры - инопространственные материальные слои, связанные с некоторыми зонами в
физическом теле планеты Земля, а именно с "компенсационными выступами" материков,
опрокинутыми остриями к земному центру. Обиталища античеловечества, состоящего из двух
совместно живущих рас. В шрастрах имеются своеобразные огромные города и очень высокая
демоническая техника.
Эгрегоры - здесь - иноматериальные образования, возникающие из некоторых психических
выделений человечества над большими коллективами: племенами, государствами, некоторыми
партиями и религиозными обществами. Они лишены монад, но обладают временно
сконцентрированным волевым зарядом и эквивалентом сознательности.
Эйфос - излучение похоти человечества.
Эйцехоре - здесь - демоническая часть в каждом существе, чье материальное воплощение
происходило при участии Лилит, т. е. не только людей, но и титанов, игв и раруггов, уицраоров.
Энроф - имя нашего физического слоя - понятие, равнозначное понятию современной
астрономической вселенной. Характеризуется наличием в нем пространства трех измерений и
времени одного измерения.
Эоны - здесь - мировые периоды, характеризующиеся различным состоянием в Энрофе какой-
либо брамфатуры. Различие этих состояний определяется той или иной степенью проявления
духовных потенций в материальности Энрофа. При этом учитываются не единичные случаи
уклонения от нормы, а всеобщее, доминирующее состояние. Так, во времена вступления Энрофа
Шаданакара во второй зон совершится трансформа органической материи, а при вступлении в
третий
- трансформа также и материи неорганической. Этим самым Шаданакар выйдет из пределов
мирового Энрофа.
Эфирное тело - третье из тонкоматериальных облачений
воплощающейся монады. Без него невозможна никакая органическая жизнь в мирах трех и
четырех координат.
Иерархия - употребляется в настоящей книге в двух значениях: 1. Иерархия - т.е. лестница
соподчиненных чинов, церковных, военных или административных; 2. Иерархия (иерархии) -
различные категории иноприродных, иноматериальных или духовных существ, например, иерархии
ангельские, демонические, стихиалей, даймонов и многие другие.
Яросвет - богорожденная монада, один из великих демиургов человечества, народоводитель
Российской метакультуры. Имя условное.
24 декабря 1950 г.
12 октября 1958 г.
В. Грушецкий.
ЧЕЛОВЕК СИНЕЙ ЭПОХИ.
Читатель только что закрыл одну из самых необычных книг XX века. Созданная в предельно
противоестественных условиях, она являет подлинный подвиг духа и в этом качестве становится
уникальным документом времени; но другое ее значение состоит в творении нового мировоззрения,
появление которого, хотя и мало ожидавшееся в России середины нашего столетия, приуготовлялось
задолго до создания «Розы Мира».
Творчество Даниила Андреева — это стихи философа, обладающего ярким поэтическим даром,
и проза поэта, способного мыслить философскими категориями. Такой редкостный сплав позволил автору
стать выразителем высшей реальности, предощущение которой так заметно в русской культуре, начиная
с поэзии Державина и кончая стихами Блока. Выделенное Андреевым на страницах «Розы Мира», это
предощущение становится хорошо заметной традицией, соединяющей в единое направление духовные
усилия Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Вл. Соловьева, Достоевского, освещая взаимосвязь создателей
русской культуры с высшей реальностью России, с ее Синклитом — сонмом вестников, родомыслов, гениев
и многих безвестных «подвижников и творцов деятельной любви». До Андреева традиция эта яснее всего
выражена в дневниках Достоевского; «Бог взял семена из миров иных и посеял на землю. И взросло все. что
могло взрасти. Но все на земле живет через таинственное касание мирам иным». О том же, но увиденном
«живым взглядом», поведал Вл. Соловьев в известной поэме «Три свидания». От него принял Даниил
Андреев эстафету духовидення и так же, как Соловьев, «Предчувствием над смертью торжествуя И цепь
времен мечтою одолев...», сумел не только проникнуть духовным взором в высшие слои планетарного
космоса, но и создать, наконец, полное описание мира истинного, завершив усилия многих прошедших до
него исследователей духовной вселенной.
Этот прорыв в надмирное должен был произойти обязательно, он напряженно ожидался в начале
века, чуткий слух художественных гениев нации улавливал отзвуки миров иных, далеких и странных, чей
отсвет временами озаряет этапы истории человеческой культуры... Но пришел Октябрь. На долгие годы
тихие голоса иного были заглушены громом оружия, криками и стонами, а в наступившей вслед за тем
ватной, вязкой тишине, только подчеркиваемой звонкими песнями и бодрыми лозунгами, не слышно уже
ничего. Да и слушать некому. «Иных уж нет, а те — далече». Должны были пройти десятилетия, прежде
чем пришло осознание; нет, совершилась подмена, вместо ожидаемого расцвета духа наступило
торжество плоти.
В романе Даниила Андреева «Странники ночи», уничтоженном после ареста органами МГБ, один из
главных героев, выражающий авторскую позицию, развивал теорию чередования в истории синих
и красных эпох. Наступлению синей эпохи соответствует высокий уровень духовности общества.
В соответствии с общей концепцией Андреева реки духовности, разливающиеся в эти периоды по равнинам
человечества, берут истоки на горних вершинах духа метакультур. Тогда расцветают искусства, меняется
отношение человека к миру, а философы размышляют о нравственности и этике государственной власти.
Но приходят иные времена и наступает красная эпоха вызывающая к жизни «трезвый, реальный взгляд на
вещи»; утилитарный, узкопрагматический подход приводит к вспышке эгоцентризма к опасному во всех
отношениях ускорению технического прогресса, к противостоянию человека и природы; этому способствует череда подмен, касающихся в первую очередь этики и нравственности. На этом фоне вызревают
тоталитарные режимы, обостряются межнациональные, межгосударственные, межрелигиозные противоречия, политизируются искусство и наука. В такие периоды реки духовности мелеют, уходят под землю,
яркие краски жизни выцветают. Образуется своеобразное духовное подполье.
Конечно, это лишь схема. Жизнь намного сложнее, и все-таки в истории цивилизаций чередование
таких эпох видится довольно явственно. Древняя Греция, сделавшая шаг к гармонии жизни,—
и пришедший ей на смену Древний Рим, желчный, жестокий и эгоистичный. Раннее средневековье в Европе
и «великая сушь» века энциклопедистов, поклоняющихся рациональному знанию с вершиной Французской
революции. XIX век России с Пушкиным, Лермонтовым, Достоевским, Толстым — и смерч революционных преобразований, воздвигший алтарь экономике, призвавший к жизни соцреализм и забравший взамен
жизнь цвета нации...
Что же различает синюю и красную эпохи? — Преобладающий тип сознания. За неимением лучших
определений, назовем сознание, соответствующее синей эпохе мифологизированным, а сознание
красной — трезвым реалистическим.
Слово, корнем которого является «миф», путем последовательных подмен к настоящему моменту
сильно дискредитировано. Тем не менее с описанием Андреевым высочайших слоев инобытия, определяемых как пространство бытования Трансмифов Верховных Религий Земли, есть смысл настаивать именно
на этом слове.
На протяжении всей истории миф возникал и жил как попытка отображения в сознании человека
здешнего трехмерного мира другой реальности, реальности многомерного планетарного космоса,
существовавшего задолго до человека, не статичного, а развивающегося по определенным законам.
Духовное познание этой настоящей реальности человеком открывало поначалу слои невысоких
иерархических уровней — слои стихиалей, даймонов, манику и им подобные. В сознании духовидцев они
воплощались достаточно достоверно, но в сознании масс неизбежно упрощались, обожествлялись,
становясь производной мифа — верованиями, религиями. По мере возрастания совокупного духовного опыта человечества наступление каждой новой синей эпохи приносило постижение все более
высоких слоев инобытия и соответственно рождение все более строгих религий все более монотеистического характера, пока, наконец, около двух тысяч лет назад массовому сознанию не была дана
возможность приобщиться высшим слоям планетарной многослойности — уровню Мирового Логоса, причем свидетельствовать о Нем пришел не очередной даймон, открывающий своему подопечному визионеру те или иные органы духовного восприятия, а сам Сын Божий.
Но логично предположить, что и наступление красных эпох соответствовало проявлению все
более явственных эманаций все более глубоких инфернальных слоев. Так, наконец, в духовном опыте человечества оказались явлены оба полюса планетарной многослойности — Мировой Логос и Демон Земли. Формирование мифа, наполнение его содержанием было отображением исследования,
познания этой духовной вселенной редкими великими духовидцами и соответствующего переложения знаний, добытых ими, на более простой, понятный многим язык религий. Параллельно с этим
процессом активное воздействие инфернальных уровней всячески эамутняло чистые истоки мифа,
изобретя для этой цели прежде всего отрицание самой возможности существования другой реальности. Миф, свидетельствуя о более высоких по отношению к человеку эволюционных планах, удерживает в сознании людей эволюционный вектор, долженствование человека и соответствующую систему целей и средств. Задачей Демона Земли становилось, следовательно, лишение человека знания целей
н направление одновременно по тысяче ложных дорог.
П. Т. де Шарден в «Феномене человека» [1] пишет: «... наука в своем подъеме и... человечество в своем
марше в настоящий момент топчутся на месте, потому что люди не решаются признать наличие определенного направления и привилегированной оси эволюции. Обессиленные этим фундаментальным сомнением,
научные исследования распыляются, а у людей не хватает решимости взяться за устроение Земли...» Но
как раз фундаментальное сомнение и отсутствие решимости есть неизбежные свойства реалистического сознания, в основе которого лежит чисто эмпирический опыт, отрицающий существование духовного космоса. пред- и посгсуществование человека на различных уровнях этого космоса и наличие «определенного направления и привилегированной оси эволюции».
Из работ Вернадского и Шардена с очевидностью следует схема: геогенез, достигающий в своей динамике наивысшей фазы, выражающейся в активной тектонической деятельности, передает некий накопленный побудительный импульс биогенезу, после чего, обеспечивая условия следующей стадин. тектоническая деятельность резко идет на спад. Биогенез, набирая динамику, порождает на пике буйствование самых разных форм и, в свою очередь, передает импульс ноогенезу, резко успокаиваясь, отзывая со сцены
жизни монстров, давая возможность развития всего одному виду: человеку разумному. Теперь активность
смещается в сферу умственного развития и, очевидно, на пике должна была породить следующую ступень — человека духовного, но вместо этого порождает... многообразие мертвых механизмов. Это — очевидный эволюционный сбой, что лишний раз подтверждается антагонизмом техносферы и биосферы. Сбой
этот может объясняться только утратой целостного представления о мире, и прежде всего утратой взаимосвязей с планами бытия, располагающими опытом перехода с уровня человека на следующий, тонкоматериальный план.
Мифологизированное сознание, органично включающее в себя понятие иерархичности, некоторое
время пытается сохранить накопленный опыт в культах различных, сообразных национально-историческим условиям религий, но, в конечном счете, вынуждено занять две культурные ниши: эзотерической философии и литературы. В этом положении оно и пребывает сейчас, испытывая непрерывные атаки, инспирированные инфернальной иерархией. В качестве эзотерической философии мифологизированное сознание
представляет удобную мишень в своем крайнем, экстремистском выражении — оккультизме, привлекающем массу незрелых сознаний видимым блеском, внешней таинственностью и извечным стремлением чело-
века к чуду. В истинной же своей сути эзотерическая философия так же мало популярна, как и экзотерическая. так как требует фундаментальных знаний, четкой и напряженной работы организованного сознания,
да к тому же и вполне определенного образа жизни, построенного на основных принципах изучаемого
предмета. Несмотря па это, видимо, время поставить вопрос: что же все-таки делать с накопленным к данному времени огромным массивом эзотерических знаний о Земле, человеке и вселенной'/ До недавнего времени как материалистической, так и идеалистической «академической» философии удавалось делать вид,
что этого массива попросту не существует, что каждый отдельный Гермес, Трисмегист, Орфей, Платон. Бёме, Экхарт, Сведенборг, Вл. Соловьев, а теперь и Даниил Андреев, существовали и творили не как вестники
иной реальности, не как представители мощной, пронизывающей времена и народы традиции, а как частнозаблуждавшиеся мистики, не заслуживающие серьезного анализа ни в части космогонических, ни в части
эсхатологических или нравственных построений, а критика их работ — ниже достоинства «серьезного ученого*. Сейчас такая позиция становится все менее убедительной.
Благополучнее обстоит дело с литературной традицией. Именно здесь заслуги мифологизированного сознания перед человеческой культурой особенно велики, ибо только им привнесены в литературу
истинная духовность, напряженный поиск ответа на фундаментальнейшие вопросы бытия, возможность
парения над бытовыми темами и постоянное побуждение духа к отысканию нравственных начал структуры
мира и путей гармонизации человека как наивысшего эволюционного звена на физическом плане Земли.
Нерушимыми памятниками высятся здесь и «Божественная комедия» Данте, и «Потерянный рай»
Мильтона, и «Фауст» Гёте.
Нет ничего удивительного, что высшая реальность находит отображение прежде всего в поэтическом сознании. Возвышенное само по себе, оторванное от эгоистических планов бытия потребностью
творчества как способа жизни, стремящееся к высоким образам и символам, оно первое способно вместить
высшие миры планетарного космоса,
Даниил Андреев — один из крупнейших поэтов нашего столетия, подлинный продолжатель лучших
традиций одухотворенной русской культуры, чутким сердцем вобравший всю горестную историю Руси,
отобразивший ее страдания в своем крестном пути, был, как никто другой, готов открытым сознанием
вместить грандиозное видение небывалой еще системы мира. Знакомясь с этой системой, мысль в растерянности пытается найти аналог, но на память приходят только Лестница Иакова и триптих Данте.
Первопроходцам всегда трудно, но Андреев никогда не чувствовал своей оторванности, изолированности от
прошедших раньше него творцов великого здания Культуры Человечества. Поэтому «Роза Мира», высшими
мирами вдохновленная, о высших мирах возвещающая и к высшим мирам устремленная, не возносится
одиноким загадочным сфинксом над унылой равниной культурного строительства 50-х годов, а является
очередным примером извечного (и потому находящегося вне времени) стремления человека вырваться из
тесных ущелий плоти на просторы духовного космоса. Написанная человеком синей эпохи из подполья,
книга вобрала в себя опыт великих духовидцев прошлого, объединила разрозненные элементы надмирного,
уловленные в разное время сознанием визионеров разных народов.
1 Это вовсе не значит, что Роза Мира» является компилятивной хоть в какой-нибудь своей части. Достоверно, что Андреев никогда не знакомился со «специальной» литературой: работами Блаватской, Рерихов и другими аналогичными. Д-ра Штейнера читал, но без всякого интереса, во всяком случае, предпочитая Достоевского, Соловьева, Гумилева, Блока.
В ней явственно слышны отзвуки
великих книг мира: Зенд-Авесты, Вед, Библии. Корана; ее автору удалось завершить начатый Вл. Соловьевым (пожалуй, единственным философом, чьим последователем можно по-настоящему назвать Андреева) поиск основы, на которой коренится сама способность человека к вере; «Роза Мира» дает ключи ко
многим загадкам, перед которыми в растерянности останавливались мыслители прошлого.
Переосмыслив весь ход исторического процесса, Андреев отыскал в нем логику развития и вернул
в мир изначальные цели, поставленные перед человеком. Мироощущение поэта безраздельно обращено
к творчеству. Именно способность к творчеству видится ему залогом восстановления утраченных взаимосвязей слоев планетарного космоса и слоя бытования человека. Именно такой тип сознания готов к со-
творчеству с Синклитом Мира, Именно готовность вырвать свое Я из круговорота суетной, эгоистичной
будничности приуготовляет новый тип человека (человеком облагороженного образа называет его
Андреев), человека, владеющего коренными законами бытия, объединяющими его самого и среду его
обитания. Объединяющими, а не наоборот. Глобальные процессы, потрясшие все человечество XX века, до
сих пор не были никем осмыслены в своей целостности, а ведь суть их феноменальна. Феноменально
явление восстания одного вида живых существ на планете прочив всех остальных и против самого себя.
Стремление человека к убийству биосферы (и причинение тяжелейшего урона ноосфере),
достигшее в наши дни критических пределов, скрывает в себе некий суицидный комплекс, выразившийся
отчасти в многообразии форм взаимного истребления, явленном нынешним веком. Это — результат
«трезвого, материалистического» взгляда на мир. Значит, осмысливать этот феномен можно только
с противоположной точки зрения, каковой и пользуется Даниил Андреев, называя ее «метаисторической».
Но мета исторический способ познания, используемый автором «Розы Мира», предполагает наличие
открытых органов духовного восприятия и, следовательно, неприменим ни для кого, кроме визионера. Но
во все времена были и есть люди с мифологизированным сознанием, которое дает возможность видеть мир
ввысь и вглубь и воспринимать весь ход исторического процесса, а не одну горизонтальную плоскость
с колеей, оставленной Колесом истории, как это свойственно сознанию «трезвому и рациональному».
Из числа людей с мифологизированным сознанием формируется когорта вестников. Насколько мне
известно, Даниил Андреев впервые дал определение этой феноменальной категории и провел четкое
разграничение понятий; «талант», «гений», «вестник», «пророк». Взгляд метаисторика, прекрасно усвоенный Андреевым, позволяет ему безошибочно выделять среди строителей русской культуры вестников или
находить элементы вестничества в творчестве просто талантливых художников. Это помогает увидеть
общий замысел, проект, по которому ведется строительство, или, как говорит Андреев, метапрообраз
Храма, воздвигаемого в Аримойе — небесной стране будущей общемировой культуры.
Но если доминантой творчества ваятелей культуры является духовность, одухотворенность их
произведений, вертикальная (духовная), а не горизонтальная (социальная) ось творчества, то неизбежно
возникает вопрос: как же привлечь к участию в строительстве огромное множество людей, не испытывающих интереса к напряженным душевным поискам, к драмам духа Гоголя, Достоевского, Толстого? Как
приобщить к «общему делу» людей, вполне удовлетворенных суррогатами массовой культуры? Творение
подлинной культуры — всегда самоотречение. Массовая культура вся ориентирована на потребление, а возникает из экономически выгодной эксплуатации даже самых незначительных творческих возможностей. В центре ее — всегда эго. Массовая культура ни в коем случае не есть фрагмент собственно культуры, а всегда ее антипод, противопоставление, крикливое, склочное и себялюбивое. Болезни духа человечества носят хронический характер, поэтому, видимо, еще долго мифологизированное сознание останется
сознанием элитарным, в чем, право, нет большой беды, ведь именно оно является движущей силой развития
в человеческом сообществе: в синей эпохе — явно, в красной — скрыто. Иначе неоткуда, к сожалению,
ждать возвращения в человеческие взаимоотношения высоких этических норм, решения нравственных
проблем и в первую очередь — проблемы государственности, превращения самого института государства
из органа подавления и принуждения в чисто воспитательную инстанцию, заботящуюся прежде всего об
этизации всех своих действий.
Выделяя в исторической деятельности человечества культурную доминанту, Андреев заставляет нас
по-новому взглянуть на предмет собственно истории. Вследствие ряда подмен предметом истории
постепенно становится летопись человеческих злодеяний: войн, восстаний, заговоров, переворотов,
убийств, свержений, революций, то есть процессов, в которых наиболее ярко выражена разрушительная,
гибельная тенденция в характере человечества. Это не удивительно, если учесть утверждение о том, что
«История превратилась в науку, когда стала базироваться на идеях К. Маркса и Ф. Энгельса...» (Советский
Энциклопедический словарь, М.: «Советская энциклопедия», 1980 г.), но, «превратившись в науку», она
утратила интерес к творческим созидательным процессам и совсем перестала быть историей исканий
человеческого духа, историей завоеваний в областях культуры и духовности, историей восхождений от
инстинктивного эгоистического начала в человеке к духовному альтруистическому. В качестве же полностью политизированной дисциплины («истории ножниц н клея», по меткому выражению Дж. Коллингвуда) она, в лучшем случае, стала историей ошибок человека в отыскании путей гармонического развития.
Многих, знакомых с трудами Андреева, смущает вопрос о том, как соотносится содержание «Розы
Мира» с ортодоксальным православно-христианским догматом? Здесь налицо определенная ошибка, ибо
сравниваются предметы разных понятийных рядов. Человек Даниил Андреев прожил свою короткую
жизнь убежденным православным христианином. Художник Даниил Андреев создал произведение,
которое несомненно обогатит сокровищницу мировой культуры. Независимо от вероисповеданий, люди
чтят гений Сократа, отдают должное архитектуре Древнего Египта и Индии, восхищаются непревзойденным совершенством китайской пейзажной лирики раннего средневековья, — все это фрагменты веками
создаваемого величественного здания общечеловеческой культуры. В ее пантеоне рядом стоят имена
ветхозаветного Экклесиаста и язычника — автора «Слова о полку Игореве», Лао-цзы и Данте. Низами
и Гете, Шекспира и Достоевского, зодчих пирамид, мечетей, дворцов и храмов; творцов, чей дух не
вмещается в рамки религиозных конфессий, но своими прозрениями творит новые формы искусства,
устанавливает новые этические и нравственные нормы. «Роза Мира» относится именно к таким «опрокидывающим правила» произведениям, появление которых, пусть незначительно, но все же продвигает вперед
строительство земной культуры, смещает угол зрения человека на мир и на свое место в нем.
Давно, очень давно не появлялось в России работ такого масштаба, как «Роза Мира». Заключенный
Владимирского централа отыскал «в морях своей души» путь, поднявший его над временем и местом.
Можно лишь догадываться о том, что такое «долг- вестника», какова сила этого долженствования, если она
сквозь тюремные стены делает различимыми и глубь времен и даль надмирного, если она велит отрешиться
от здешних обид (Андреев на протяжении всего творчества ни разу не жалуется на судьбу, не клянет
тюремщиков и судей, а тяжелый инфаркт, постигший его на восьмом году тюремного заключения, не
отразился в стихах и прозе ни единой дрогнувшей строкой), отрешиться от собственных недугов и властно
требует одного — исполнения миссии. Слишком много частных проблем накопило человечество, слишком
трудно отрешиться от злободневного и посмотреть назад, на века и тысячелетия пройденные, на цивилизации и народы, канувшие в пучину времени — неужели бесследно? — задуматься вновь над настойчивыми
попытками (в каждом веке, в каждом народе) высказать нечто не о хлебе насущном, а о высшей реальности, о путях сужденных, задуматься над трудами вестников и пророков, над трагической раздвоенностью
сущности человеческой, над синим и красным цветами времени.
Долгим и трудным был путь «Розы Мира» к читателю. Рожденная в тюремной камере, похороненная
на тридцать лет в немоте духа разлагающегося времени, ныне, волею Сил, она начинает свою новую жизнь.
Как хочется верить, что это — знамение по-настоящему нового века!
[1] Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.: Прогресс, ІѴ05.
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 119; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!