Лекция 21. Музыкальные формы. Полифонические формы



Полифония – вид многоголосия, где одновременно звучат два или более самостоятельных мелодических голоса.

 

Полифония бывает:

· Подголосочная (применяется в народных песнях)

· Имитационная («подражание, подделывание») - повторение мелодии в другом голосе.

М. Глинка. Опера «Иван Сусанин». 1д Трио «Не томи радимый»

· Контрастная (в основе 2 контрастных темы)

 

Канон - ( правило, закон) прием в музыке, когда одна и та же мелодия проводится по очереди в разных голосах, и каждый новый голос вступает до окончания предыдущего.

Английская народная песня «Братец Яков»

Фуга – (бег, бегство) высшая форма полифонической имитационной музыки. Основана на одной музыкальной теме, которая проводится в разных голосах от разных звуков, а затем развивается. Фуги бывают 2х-, 3х-, 4х- и более голосные.

С.Танеев. Кантата «Иоан Дамаскин». 3ч. «В тот день, когда труба»


Лекция 22. Музыка в драматическом театре.

Театр – один из самых древних и популярных видов искусства. Часто в спектаклях используется музыка. Но роль ее в пьесах различна. Музыка звучит во время действия как фон, для создания общего настроения, усиления чувства зрителей. Иногда композитор использует популярную музыку, написанную раньше, но иногда музыка к спектаклю специально заказывается композитору.

 Многие классические композиторы писали такую музыку:

- П.И. Чайковский – музыка к пьесе Островского «Снегурочка»;

- Бетховен – музыка к трагедии «Эгмонт» Гете;

- Ж.Бизе – к драме «Арлезианка» Доде;

- музыкальные иллюстрации Свиридова к повести Пушкина «Метель»;

- Григ - музыка к драма «Пер Гюнт» Ибсена.

 

Эдвард Григ музыка к драме Генриха Ибсена «Пер Гюнт».

Э.Григ – норвежский композитор 19го века, родоначальник норвежской классической музыки

Г.Ибсен – норвежский писатель.

Главные действующие лица:

ü Пер Гюнт – крестьянский парень из норвежской деревушки. Он фантазер и мечтатель. Он придумывает сказки о своих воображаемых приключениях.

ü Озе - мать Пера

ü Сольвейг (в переводе с норвежского – «солнечный путь») - возлюбленная Пера

ü Анитра – дочь аравийского султана

ü Тролли – сказочные существа норвежского фольклора, живущие в подземельях

Музыка Грига к драма Ибсена стала так популярна, что композитор составил из ее отдельных номеров две оркестровые сюиты.(Сюита – циклическое произведение, где все части являются законченными самостоятельными номерами, но объединены либо общим замыслом, либо музыкальными средствами).

Слушаем:

 1.«Утро»  

2. «В пещере горного короля»

3. «Песня Сольвейг»


Лекция 23. Опера

ОПЕРА – это синтетический жанр, объединяющий в театральном действии различные виды искусств: музыку, актерскую игру (театр), литературу (либретто), изобразительное искусство (декорации, костюмы), хореографию (балет).

Опера пишется на основе либретто (итал. слово libretto означает «книжечка» - полный текст оперы).

Спектакль состоит из действий (актов), которые делятся на картины. Картины строятся из отдельных номеров или сцен.

Основу оперного спектакля составляют сольные и ансамблевые вокальные номера.

- сольные (ария, ариозо, каватина, песня, романс, плач).

 Ария – вокальные монолог героя/героини. В ней раскрывается душевное состояние героя и его характер.

Ариозо – небольшая ария. Отличается от арии не только масштабом, но и меньшим драматическим накалом. . 

!!! В СОЛЬНЫХ НОМЕРАХ ДЕЙСТВИЕ ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ !!!

- ансамблевые (фр. «вместе» - дуэт, трио или терцет и т.д. до 8 человек). Законченный номер, исполняемый несколькими певцами. По драматургии – ансамбли согласия, ансамбли разногласия;

- речитативы - род вокальной музыки, основанный на речевых интонациях. Он строится свободно, приближаясь к речи. В опере речитатив обычно является вступлением к арии. Часто соединяет номера оперы, отражая ход развития речитатива. Именно в речитативах происходит действие.

- хоровые номера. Хор в опере является либо комментатором событий, либо участником драмы;

- оркестровые номера. Роль оркестра в опере велика. Оркестр поддерживает певцов, подчеркивает кульминации. В театре оркестру отведено особое место – оркестровая «яма». Это небольшое углубление перед сценой, где сидят музыканты. Такое расположение предназначено для того, чтобы игра музыкантов не мешала слушателям следить за разворачивающимся действием. Но в некоторых спектаклях оркестр располагается на сцене. Такой оркестр имеет свое название - банда. 

     Увертюра - (от фран. открывать) оркестровый номер. Она не входит в какое-либо действие и является вступлением ко всей опере. Увертюра звучит при закрытом занавесе, чтобы дать время слушателям настроиться на прослушивание оперы. Чаще всего она является носителем главной идеи всей оперы.

Оркестровые вступления к действиям называются антрактами. Во время звучания антракта на сцене меняются декорации, могут вводиться танцевальные (хореографические) номера.

Ø М.И. Глинка. ОПЕРА «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» (по одноименной поэме А.С. Пушкина)

Михаил Иванович Глинка – создатель классической русской оперы. В его творчестве наиболее известные оперы - «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила». «Руслан и Людмила» стала первой русской эпической оперой, родоначальницей этого жанра.

В опере 5 действий.

СЛУШАЕМ: Увертюра , 1е д. Каватина Людмилы «Грустно мне», Хор «Лель таинственный», Сцена похищения Людмилы (Квартет); 2е д. Рондо Фарлафа «Близок уж час торжества моего»; 3е д. Танцы Дев Наины; 4е д. Марш Черномора, Лезгинка.


Лекция 24. Балет

БАЛЕТ – вид музыкального искусства, в котором соединяется музыка, танец, драматическое и изобразительное искусство. Но в отличие от оперы, в балете центром является танец – хореография. Слово «балет» происходит от итальянского «ballo» - «танцую». Возник балет в Италии в 16м веке (эпоха возрождения). В 17м веке балет развивался преимущественно во Франции в придворной среде.

Создатели балета:

ü Балетмейстер - автор, режиссер, постановщик балетов Он сочиняет хореографию, выстраивает действие спектакля. Наиболее известные балетмейстеры – Мариус Петипа, Юрий Григорович, Валентин Елизарьев.

ü Композитор – пишет музыку. Известные композиторы и их балеты: Л. Минкус «Дон-Кихот», В. Асафьев «Бахчисарайский фонтан», С. Прокофьев «Ромео и Джульетта», А. Хачатурян «Спартак», Е.Глебов «Маленький принц» и др.

ü Художник – создает декорации, эскизы костюмов.

Исполнители: балерина (Галина Уланова, Майя Плисецкая) и танцовщик (Рудольф Нуриев, Владимир Васильев, Марис Лиепа).

Костюмы

- женский: укороченное платье – пачка – короткая, пышная, многослойная юбка. Тюник – разновидность пачки, удлиненная юбка. Специальные балетные туфли – пуанты.

- мужской – трико.

В балете различают:

классический танец (на пуантах) – строится на движениях, в которых есть позы и жесты. Он включает элементы придворного этикета: поклоны, реверансы.

2 вида: адажио - медленный, плавный лирический танец и аллегро – быстрый, виртуозный танец;

характерные танцы – танцы на всей ступне. Передают характеры и строятся на движениях, характеризующих этих героев. Передают национальный колорит и воссоздают быт.

По формам подразделяются на:

сольные – портреты действующих лиц (вариации, адажио);

ансамблевые – исполнение танца 2 и более солистами (па-де-де /2, па-де-труа/3, па-де-кятр/4 и тд.);

кордебалет – массовые сцены. 

СЛУШАЛИ:

- Л. Минкус «Дон-Кихот» Па-де-де;

- П. Чайковский «Щелкунчик» Трепак;

- П. Чайковский «Спящая красавица» 2 акт Вариации;

- П. Чайковский «Лебединое озеро» Белое Адажио;

- С. Прокофьев «Ромео и Джульетта» 1 акт Танец рыцарей.

 


Лекция 25.П.И. Чайковский. Балет «Щелкунчик»

В двух актах на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».

Премьера балета состоялась 6 декабря 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге.

Сюжет:

1 акт. Сюжет балета переносит нас в новогоднюю ночь в небольшой немецкий городок. В доме доктора Штальбаума начинают собираться гости. За взрослыми на цыпочках следуют девочки и мальчики. Дети доктора, Мари и Фриц, как и другие дети, с нетерпением ждут подарков. Последний из гостей – Дроссельмейер. Мари получает в подарок от старого фокусника, её крестного и волшебника, Дроссельмейера забавную куклу – уродца Щелкунчика. Гости расходятся, и Мари остается одна в пустом зале. Часы бьют полночь. Девочка засыпает. Вдруг она попадает в волшебный мир сказки. Праздничная ёлка преображается и вырастает до гигантских размеров. Ожившие куклы и игрушки, среди которых и Щелкунчик, сражаются с полчищами серых мышей. Победив, Щелкунчик становится прекрасным юношей – Принцем. Он вместе с Мари оказывается под звёздным небом и фантастически красивой ёлкой, вокруг кружатся снежинки. Принц и Мари отправляются в путешествие.

Слушаем: Марш, Сцена сражения

2 акт. Мари и Принц попадают в царство Конфетенбурга. Прибывают на бал «в колеснице из раковины, усеянной каменьями, сверкающей на солнце и влекомой золотыми дельфинами..» В глубине фонтаны из лимонада, миндального молока и смородинового сиропа. Виден дворец, где находится фея Драже и её свита. Танцуют гости из разных стран мира: Шоколад – из Испании, Кофе – из Аравии. Чай – из Китая. Гости из России танцуют «Трепак». А из Франции – «Танец трёх пастушков». Блестящий дивертисмент завершает Вальс цветов. Весь конфетный народ во главе с феей Драже приветствуют Мари и Принца. Вокруг кружатся снежинки, прекрасные пажи, иностранные гости. Но мышиные полчища во главе с Мышиным королём гонятся за юными героями. В решающем сражении Щелкунчик одерживает окончательную победу. Происходит обручение Мари и Принца. Но тает сказочная грёза. Мари просыпается. В руках у неё кукла – Щелкунчик.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 1270; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!