Лекция 3. Исполнительские средства музыки. Вокальная музыка
Лекция 1 .Человек и музыка. Музыкальный мир внутри и вокруг нас.
ИСКУССТВО – творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.
ВИДЫ ИСКУССТВА: АРХИТЕКТУРА, ЖИВОПИСЬ, СКУЛЬПТУРА, ТЕАТР, КИНО, ХОРЕОГРАФИЯ, МУЗЫКА.
МУЗЫКА (с греч. - муза) – вид искусства, возникший в глубокой древности, способный передать все оттенки человеческих чувств, явления окружающего мира при помощи звуков, особым образом организованных во времени и тишины.
Древнегреческая легенда «Аполлон и музы*»
По легенде, боги обитали на священной горе Олимп. Царствовал там Зевс – бог-громовержец, владыка богов и людей. Среди его детей самый могущественный – Аполлон – бог света и покровитель искусств (многие скульпторы изображали его с кифарой** в руках).
Каждому виду искусства и науки покровительствует муза. Всего муз девять: Евтерпа-муза лирической поэзии и песен, Каллиопа-муза эпической поэзии, древних сказаний, Полигимния-муза священных гимнов, Эрато-муза любовной поэзии, Терпсихора покровительствует танцу, Талия–комедии, Мельпомена–трагедии, Клио-истории, Урания- астрономии. Обитают музы на священной горе Парнас. И когда они поют гимны под аккомпанемент кифары Аполлона, весь мир благоговейно внимает их стройному пению.
Музы обладают удивительной способностью: стоит им лишь взглянуть на человека при рождении, как вся его жизнь становится разумной и прекрасной. Такой человек обладает даром слова и силой убеждения. Отсюда и возникло слово «музыка». В Древней Греции оно означало «искусства муз», служившие воспитанию человеческой души.
|
|
*Музы - дочери Зевса и богини памяти Мнемозины;
**Кифара – древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность лиры.
ВИДЫ МУЗЫКИ: фольклор -¯ Бел. нар. песня «А ў цёмным лесі мядзведзь ракаіць»
церковная – ¯А. Бондаренко «Благослови душе»
композиторская – ¯В.А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»
развлекательная –¯ Френк Синатра - Fly me to the Moon
СТИЛЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОЙ МУЗЫКЕ С КОНЦА 16 ПО 20 ВЕК
ХХ век
Романтизм поискиновых
Классицизм (19 век) звучаний
|
|
Барокко (17-18 века) столкновение
Старинная (16-17 века) простота, естест- противоречивых Представители:
музыка пышность, мону- венность, порядок. образов (траги- Шостакович,
до 16 века ментальность, ве- Представители: ческого и коми- Прокофьев,
личие. Гайдн, Моцарт, ческого, мечты Стравинский,
Представители: Бетховен. и реальности), Шенберг, Берг,
Бах, Гендель, ¯ В.А.Моцарт - Представители: Веберн, Орф,
Вивальди. Маленькая ноч- Шуберт, Шуман, Малер.
¯И.С. Бах - Такката ная серенада Шопен, Лист, ¯П. Хиндемит -
и фуга ре-минор Чайковский. Сюита «1922»
¯Ф.Лист - Шелест ч.5 Регтайм
|
|
листьев
Лекция 2. Содержание музыкального произведения. Программная и непрограммная музыка.
Музыка во многом отличается от других видов искусства – ее выразительные средства и образы не столь наглядны, как образы живописи, театра, кино. Но в выразительности музыка обладает несравнимыми возможностями. Не зря говорят: «Любое искусство стремится к тому, чтобы стать МУЗЫКОЙ». Это значит, что музыка обладает силой большего эмоционального воздействия на человека.
Содержание музыкальных произведений трудно передать словами. Его нельзя увидеть, прочесть – лишь почувствовать, пережить. Слушая музыку, мы воспринимаем те же чувства, эмоции, настроения, которые овладевали композитором во время создания произведения, и которые он стремился передать нам.
ТРИ СТОРОНЫ МУЗЫКАЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ:
ü Выразительная – сторона музыкального содержания, передающая чувства: радость, любовь, страх, грусть и др.
|
|
ü Изобразительная – при помощи которой в музыке изображаются различные явления природы, животные, фантастические герои.
ü Символическая – смысл музыки зашифрован в мелодии, ритме, гармонии.
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА – это произведения которые имеют название, литературную программу, эпиграф.
Программность может быть:
ü Конкретная – в основе лежит определенный сюжет (литературное произведение, впечатления о картине, архитектурном памятнике, события из истории)
ü Обобщенная – произведение не имеет сюжет. Композитор стремиться вызвать у слушателя определенные ассоциации, используя звукоподражание (пение птиц, журчание воды, порывы ветра) или с помощью небольшого эпиграфа.
НЕПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА – это музыкальное произведение у которого нет конкретного названия или подробно описанного содержания.
¯ СПИСОК МУЗЫКИ:
1. Антонио Вивальди. «Времена года» Лето. Гроза.
2. М.П. Мусоргский. «Картинки с выставки». Балет невылупившихся птенцов
3. П.И. Чайковский. «Детский альбом». Грезы любви
Сказка няни
Лекция 3. Исполнительские средства музыки. Вокальная музыка
ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА (от лат.voce-голос) - музыка в которой голос главенствует, или равноправен с инструментами. Бывает с сопровождением или без сопровождений (a cappella).
ВИДЫ ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКИ:
· Сольная ( от ит. solo – один) – для одного исполнителя (солиста).
ПЕВЧЕСКИЕ ГОЛОСА: Ж. - сопрано – самый высокий (диапазон: до1 и до3)
- меццо-сопрано – средний высокий ( ля и ля2)
- альт – средний низкий (фа и фа2)
- контральто – самый низкий и редко встречающийся (фа и фа2)
М. - тенор – высокий (до и до2)
- баритон – средний (1ля и ля1)
- бас – самый низкий (1до и ми1)
Д. - сопрано
- альт
- дисконт – высокий голос в хоре мальчиков (до1 и соль2)
· Ансамблевая ( от фр. ensemble – вместе) – предназначенная для группы исполнителей (до 12 человек). Название ансамбля зависит от количества его участников (2-дуэт, 3-терцет, 4-квартет, 5-квинтет и т.д.)
· Хоровая ( с греч. chores – толпа) – музыка исполняемая певческим коллективом. От вокального ансамбля отличается наличием как минимум 2х - 3х или более человек исполняющих одну и ту же партию.
Хором руководит дирижер или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.
Виды хоров по составу исполнителей: детский, женский, мужской, смешанный.
¯ СЛУШАЛИ НА УРОКЕ:
1. В. Моцарт. Реквием. №8 Lacrimosa (смешанный хор)
2. Ф. Шуберт – Ave Maria (исп. Мариа Каллас - сопрано; Робертино Лоретти - дисконт)
3. Ж. Бизе. Опера «Кармен».1действие. Хор мальчиков
4. А. Варламов. Романс «На заре ты ее не буди» (дуэт)
5. М. Глинка. Опера «Жизнь за царя». 3 действие. Песня Вани «Как мать убили» (альт)
6. Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко». 4 картина. Песня Варяжского гостя (бас)
7. Н. Римский-Корсаков. Опера «Садко». 4 картина. Песня Индийского гостя (тенор)
8. Е. Крылатов – Крылатые качели (солист и детский хор)
Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 3722; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!