Лекция 10. Музыкальный жанр. Первичные и вторичные жанры. Жанр Марша.



ЖАНР (от фр. - род, вид) – вид произведения, который имеет свои отличительные черты, содержание, назначение.  Например, в живописи: портрет, натюрморт, пейзаж и т.д. В литературе: повесть, роман, рассказ, очерк.

Деление жанров зависит:

1. от времени возникновения

а) первичные – это народные песни, танцы, марши.

б) вторичные – это те виды музыки, которые родились в профессиональной композиторской музыке.

2. от содержания произведения

· лирические (серенада, романс, ноктюрн, колыбельная и др.)

· эпические (гимн, баллада, сказка)

· драматические

· жанры движения (менуэт, полонез, мазурка, болеро, гопак и др.)

3. от исполнительского состава

· инструментальные (соната, симфония, квартет)

· вокальные (песня, романс, ария)

· вокально-инструментальные (кантата, оратория, месса)

4. от бытования

· концертная

· театральная

· камерная

МАРШ  – пьеса в четком, энергичном ритме (обязателен пунктир), умеренном темпе, под которую удобно шагать, маршировать. Пишется в размере или  .

       Различаются по характеру и предназначению:

- ВОЕННЫЙ, ПОХОДНЫЙкогда марширует военная или другая колонна людей. Волевой характер, темп энергичного шага, четкий ритм. Чаще исполняется духовым оркестром.

- ЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ – сопровождает важные события (дипломатические встречи, открытия фестивалей, церемонии награждения, торжества и тд). 

- ТРАУРНЫЙ – сопровождают погребальные шествия. Музыка скорбная, сдержанная, звучит в медленном темпе.

- СКАЗОЧНЫЙ – изображает шествие сказочных героев.

 

¯ СПИСОК МУЗЫКИ:

 1. Василий Агапкин «Прощание славянки»; 2. Дж. Верди. Опера «Аида» 2д. Марш победителей; 3. Ф. Мендельсон «Свадебный марш»(); 4. П. Чайковский «Похороны куклы»(№251); 5. М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила» 4д. Марш Черномора(№175).


Лекция 9. Музыкальные жанры. Танец.

ТАНЕЦ – вид искусства, в котором мысли и чувства передаются при помощи пластических движений тела под музыку.

 У каждого народа сложились свои определенные виды танцев, отражающие их особенности. С восхищением к этому виду искусства относились композиторы, они часто использовали их в своем творчестве.

 

НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ

ü БЕЛОРУССКИЕ

Ø «Лявониха» -  танец парно-массовый. Жизнерадостный, динамичный, задорный, исполняется любым количеством пар;  строится на свободных, стремительных, но не сложных движениях.

Ø «Крыжачок» – парно-массовый. Быстрый темп. Название пошло от расположения пар танцующих (крест-накрест). Относится к группе танцев, подражающим действиям птиц.

ü РУССКИЕ

Ø Трепак – мужской танец, основные движения «приседы», «мельницы», дробное ритмичное притоптывание. Музыка быстрая, веселая, в двухдольном размере. Характерная ритмическая фигура :

Ø Камаринская , Барыня и др.

ü УКРАИНСКИЕ

Ø Гопак – задорный мужской танец-соревнование в ловкости и силе. Он состоит из вращений, прыжков при которых выкрикивается «гоп», отсюда и название. Быстрый темп, размер  . Характерная ритмическая фигура:

ü ПОЛЬСКИЕ

Ø Краковяк - возник в Краковском воеводстве. Четкий двухдольный размер. Сначала танцевали только мужчины: парами, в которых один изображал рыцаря, а другой – его оруженосца. Затем стали танцевать в паре с дамами, которая плавно, изящно кружилась вокруг кавалера. 

ü ГРУЗИНСКИЕ

Ø Лезгинка - парный танец-соревнование. Стремительный, темпераментный. Исполняется мужчинами с силой и блеском, а женщинами - более плавно и изящно. Размер  , острая ритмика.

ü ИТАЛЬЯНСИЕ

Ø Тарантелла - получила своё название от города Таранто на юге Италии. Стремительный, весёлый танец, исполняемый под гитару и кастаньеты, он ярко изображает характер темпераментных южан.

ГЛАВНЫЕ ТАНЦЫ ЭПОХ

Ø Менуэт  (17-18 в.) – французский танец. «Король танцев и танец королей!». Название в переводе означаел «маленький шаг». Его танцевали мелкими шагами, замысловатыми плавными движениями с поклонами и реверансами. Музыка отличается особым изяществом, неторопливым темпом в размере  .

Ø Вальс (19 в.) – соединил в себе три танца – вольт (Франция), фуриант (Чехия), лендлер ( вальцер – Австрия). Парный танец, основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением; один из самых распространённых бытовых муз. жанров, прочно утвердившийся в професиональной музыке. Размер трёхдольный ( , ,  ). Темп умеренно-быстрый.

Ø Полонез (17-19 в.) – польский торжественный танец – шествие рыцарей (16 век). В 19 веке открывал балы. Празднечный, с четким дробным ритмом в размере  .

Ø Мазурка (17-19 в.) - название произошло от одной из областей Польши – Мазовии. Веселая, резко акцентированная мелодия в трехдольном размере.

Ø Полька  – чешский народный танец. Его название произошло от слова pulka – «половинка». Это быстрый, живой, задорный танец в двудольном размере. Исполняется парами по кругу.

Ø Танго(20 в.) – аргентинский парный танец, экспрессивный и чувственный, в котором партнёры движутся, обняв друг друга за плечи. В размере или  .

Ø Фокстрот (20 в.) – появился в Америке. В переводе «лисий шаг». Сложность в том, что окончание музыкальных фраз не совподают с завершением танцевальных пазиций.

 

¯ СПИСОК МУЗЫКИ:

 1. Бел. нар. танец «Лявониха»; 2. Г. Сурус. Опера «Павлинка» - Крыжачок»; 3. П. Чайковский. Балет «Щелкунчик» - Трепак; 4. М. Мусоргский. Опера «Сороченская ярмарка» - Гопак; 5. А. Хачатурян. Балет «Гаянэ» - Лезгинка; 6. Ф. Лист – Тарантелла; 7. М. Кл. Огинский – Полонез ля-минор; 8. И. Штраус – Вальс «На прекрастном голубом Дунае»; 9. М. Глинка. Опера «Иван Сусанин» - Мазурка; 10. П. Чайковский. «Детский альбом» - Полька.


Лекция 11. Песня. Романс.

ПЕСНЯ – наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией.

ДВА ВИДА:

ü народная (первичный жанр)

ü профессиональная (вторичный жанр)

Ø Как первичный: фольклор (folk – народ, lore – учение) – народная мудрость. Анонимное, устное народное творчество.

Песня издавно связана с жизнью людей, их трудом, бытом, что и повлияло на их видовое деление (трудовые, эпические, плясовые, лирические, семейно-бытовые, обрядовые).

Самые древние - календарно-обрядовые. Были связаны с годовым кругом земледельных работ и исполнялись в определенное время года - Веснянки, Калядные, Купальные, Масленичные и др.(Н А. Римский-Корсаков Опера «Снегурочка» - Хор проводы Масленицы)

Исторические песни и былины – еще одна ветвь фольклора. В них рассказывается о подлинных событиях в истории народа. (М.П. Мусоргски Опера «Борис Годунов» - Песня Варлаама и Мисаила)

Гимны – не только военные, но и обрядовые. ( Римский-Корсаков Опера «Снегурочка» хор «Свет и сила, бог Ярило»).

Ø Как вторичный жанр песня распространена в эстрадной музыке и на сегодняшний день является одним из ведущих. Она звучит по радио, телевидению, на концертных площадках, в фильмах и мультфильмах.( Е. Крылатов Песня из м/ф «Умка» - Колыбельная Медведицы)

РОМАНС - испанское слово, обозначает светскую песню, исполняемую на романском (испанском) языке. Позднее так стали называть камерно-вокальные произведения для голоса с сопровождением. В отличие от песни всегда вторичный, важную роль играет аккомпанемент, который дополняет поэтический образ.

Крупнейшие зарубежные мастера романса – Ф. Шуберт, Р. Шуман, Э. Григ. В России в этом жанре работали практически все композиторы 19 века(М. Глинка, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, П. Чайковский).

По характеру мелодии:

ü кантиленная – гибкая, певучая, широкого дыхания (Ф. Шуберт – Ave Maria )

ü речитативно–декломационная - приближение к человеческой речи (М. Глинка – Ночной смотр)

 

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 2185; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!