Лекция 12. Лирические и эпические жанры.



Музыкальные жанры, в которых раскрывается внутренний мир человека, его переживания, чувства и мысли, называют лирическими (романс, серенада, ноктюрн, элегия, колыбельная, баркарола).

СЕРЕНАДА(от ит. «вечер») – песня лирического характера, обращение к возлюбленной; исполнялась вечером или ночью перед балконом избранницы, под аккомпанемент гитары или лютни (Ф. Шуберт «Серенада»).

НОКТЮРН (от лат. «ночной») – возник в XVIIIвеке для исполнения на струнных или деревянных духовых инструментах на открытом воздухе, в том числе и в ночное время. Ноктюрн перешёл на концертную эстраду в виде инструментальных и вокальных произведений, которые связаны с образами ночной и вечерней природы(Ф. Шопен. Ноктюрн cis - moll ).

ЭЛЕГИЯ (от греч. «траурное шествие») – вокальное или инструментальное произведение печального характера, выражающее чувства разачарования, неудовлетворённости, воспоминания о прошлом. Для элегии характерны выразительная мелодия, медленный темп, чаще минорный лад (С. Рахманинов.Элегия).

КОЛЫБЕЛЬНАЯ - возникла в народной музыке как песня, служащая для убаюкивания ребёнка; для неё характерны повторения спокойной, однообразной мелодии, минорный лад, повторяющиеся слова( Н. Чуркин - Калыханка).

БАРКАРОЛА – возникла в Венеции(город на воде), где люди передвигаются по улицам-каналам на больших лодках. Это песня, исполняемая гондольером во время плавания. Для неё характерны: размер , умеренный темп, однородный, как бы «покачивающийся» ритмический рисунок, чаще минорный лад, интонации, рисующие картину водной глади (Ф. Мендельсон.Песня без слов №12«Песня гондольера»).

 Музыкальные жанры, которые повествуют о каких-либо событиях связаных с героическими картинами народной жизни, называют эпическими. Для них характерны неторопливое изложение, величавость, спокойствие; иногда в них присутствуют элементы фантастики, сказочности (гимн, баллада,былина, сказание, слово, сказка).

ГИМН - различные по содержанию торжественные песни. Существуют гимны государственные (гимн Республики Беларусь), революционные («Марсельеза»),военные, религиозные. Характерные черты: строгость, величавость, медленные или средние темпы, двухдольный размер. (Глиэр «Медный всадник» Гимн великому городу)

БАЛЛАДА (от лат.«танцую») – одноголосная песня с инструментальным аккомпанементом. Характерные черты: мрачный колорит,элементы сказочности и фантастики, с противостоянием добра и зла, столкновение любви и ненависти, верности и измены. ( Ф. Шуберт баллада «Лесной царь»).


Лекция 13. Камерно-инструментальные жанры.

Камерная музыка (от лат. camerata - комната)– музыка, предназначенная для солирующего инструмента или небольшого исполнительского состава. Звучит в малых залах.

 Название камерного исполнительского состава зависит от:

- количества исполнителей (трио, квартет, квинтет, секстет и тд.);

- тембрового состава (струнный, духовой и тд.)

· КВАРТЕТ - камерно-инструментальный ансамбль для четырех исполнителей. Самый распространенный – СТРУННЫЙ КВАРТЕТ(исполнительский состав: 1яи 2я скрипки, альт, виолончель). Родоначальником стр. квартета является Гайдн (написал около 80 квартетов).

Строится по принципу:

 

Iч                                  IIч                                   IIIч                                      IVч

Быстро                 Медленно                        Быстро                               Быстро

                                                                        

T                                S(D)                                   T                                          T

()

· СОНАТА (итал. sonore – звучать) – пьеса для одного – двух исполнителей (сольный инструмент + ф-но; ф-но). Чаще состоят из 3х частей (есть 2х,4х частные). Части расположенные по принципу:Бытро-Медленно-Быстро.

 

Iч                                          IIч                                   IIIч

Allegro                            Andante                         Allegro

T                                         D(S)                                 T

(Л.Бетховен. Соната №14 «Лунная» - все части)

· МИНИАТЮРЫ (небольшие пьесы) : серенада, каприс, ноктюрн, прелюдия, этюд, менуэт и тд.


Лекция 14. Кроссворд


Лекция 15. Форма в музыке.

   Музыкальная форма – это строение музыкального произведения.

Основой формы является ТЕМА (главная музыкальная мысль). Композитор может ее: - повторить;

                 - ввести контрастный материал;

           - свободно развивать.

Форма состоит из музыкальных построений: мотив, фраза, предложение, период. М.п. отделяются друг от друга цезурами (границы между м.п.).

Период

 ПЕРИОД - наименьшая музыкальная форма, в которой обычно излагается тема. Его продолжительность 8,16 тактов (реже 4 или 32) и состоит из 2-х (реже 3-х, 4-х) предложений.

   Периоды бывают:

· Повторного строения

· Неповторного строения

· Единого строения

 

В конце предложения и периода расположена каденция.

Может быть: а) полная – К D T(t); б) прерванная - К D T(t)

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 2736; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!