П.И.Чайковский «Детский альбом» Похороны куклы; песня из м/ф «Чебурашка и крокодил Гена» - Голубой вагон.




Лекция 16. Простые формы. Куплетная форма.

    Простая музыкальная форма – форма, в которой одна из частей или все части являются периодом.

ü Простые формы: одночастная (период), двухчастная, трехчастная.

Простая 2хчастная (пр.2хч) – форма, состоящая из 2х периодов.

Виды: - развивающая а (2я часть на материале 1й)

           - контрастная а в (2я часть на новой теме)   (Чайковский «Детский альбом» «Шарманщик поет»)

Простая 3хчастная (пр.3хч) – одна из самых распространенных форм. Состоит из трех частей, где 1я часть – период, а 2-я и 3-я не сложнее периода. 1-я и 3-я части повторяют друг друга, а средняя (2-я часть) – контрастна им. Часто используется в маршах, танцах, небольших инструментальных пьесах. Перед 1ч. может быть вступление, а после 3ч. - кода (итал. «хвост», «конец» - это построение, завершающее музыкальное произведение).

Виды:    - развивающая      а а (Чайковский «Детский альбом» «Новая кукла», «Игра в лошадки»)

                  - контрастная        а в а ( Чайковский «Детский альбом» «Марш деревянных солдатиков»)

КУПЛЕТНАЯ ФОРМА

Одна из форм, в которой действует принцип повторности. Куплетной называется форма, состоящая из куплетов.

Куплет состоит из:

Запева – музыка всегда одинаковая, а слова разные.

Припева – музыка и слова всегда одинаковые.


Лекция 17. Музыкальные формы. Вариации.

 

Вариационная форма – простая форма, состоящая из темы и нескольких ее видоизменений (вариаций).

Количество вариаций – от 2х до 32.

 

А А1 А2 А3 ……… А n

Тема – яркая, простая, легко запоминающаяся, удобная для развития.

Что может варьироваться в теме:

ü ритм, аккомпанемент, темп, фактура, лад (мажор-минор), контуры мелодии.

      Определилось несколько типов вариаций:

     - вариации на выдержанный бас – basso ostinato (бассо остинато). Тема излагается в нижнем голосе (бас) и повторяется неизменно, а на нее наслаиваются другие голоса.

     - вариации на выдержанную мелодию – soprano ostinato (сопрано остинато). Иногда называют глинкинские вариации. Тема излагается в верхнем голосе и повторяется неизменно. Изменяется сопровождение.

    - строгие (классические) - тема варьируется не сильно, больше изменяется аккомпанемент, в мелодии появляются украшения. Форма темы не меняется.

    - свободные - варьируется форма темы, тембр, жанр, ритм, фактура.

   - двойные – вариации на две темы.

 


Лекция 18. Сложные формы

Сложные формы – формы, части которых написаны в простых формах (период, пр.2хч, пр. 3хч.)

 Особенности сложных форм:

v Части пишутся в простых формах;

v В основе – контраст. Контраст бывает: образный, жанровый, динамический, тембровый, тональный.

 Сложная 3хчастная форма – муз-я форма, части которой написаны в пр.2х- или 3хчастной форме .

                                                     А В А

Ср.часть (2я) – Трио (контрастна, в другой тональности)

Репризы (3я) бывают точные (da capo), варьированные, динамизированные, сокращенные.

В сл.3хчастной форме чаще всего пишутся - менуэт, скерцо, вальс.

Сложная 2хчастная форма – муз-я форма, где 1я часть написана в пр.2хч. или пр.3хч. форме, а вторая часть содержит контраст. Встречается редко (из-за отсутствия репризы). Чаще всего используется в вокальной музыке.

                                                           А В

Сложная многочастная – из нескольких контрастных частей. Особенно распространена сл.4хчастная (в балетной музыке).

                                        А В С D …..

Лекция 19. Рондо

Рондо ( с фр. «круг») – форма в которой происходит чередование главной темы (рефрена), с разнохарактерными другими темами (эпизодами). Рефрен повторяется не менее трех раз, и чаще пишется в любой простой форме (период, пр2хч ил пр3хч). Эпизоды могут быть контрастны рефрену или близки ему.

А  В А      С А D A …… A

                      Рефр. Эп1. Рефр. Эп2. ……    

 

Классическое рондо – тип рондо, установившийся в творчестве венских классиков со схемой ABACA (3х темное, 5тичастное).


Лекция 20. Сонатная форма.

СОНАТНАЯ ФОРМА – это форма, где в первом разделе (экспозиции), даются противопоставления двух тем (главная и побочная партии); во втором разделе (разработке) они развиваются; в третьем (репризе) проводятся в одной тональности.

ЭКСПОЗИЦИЯ (ПОКАЗ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВ)

ГЛАВНАЯ ПАРТИЯ (ГП) Основная тональность СВЯЗУЮЩАЯ ПАРТИЯ (СвП) ПОБОЧНАЯ ПАРТИЯ (ПП) Побочная тональность ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПАРТИЯ (ЗП)

 

РАЗРАБОТКА (ИЗМЕНЕНИЕ ТЕМ ЭКСПОЗИЦИИ)

ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ СОБСТВЕННО РАЗРАБОТКА ПЕРЕХОД К РЕПРИЗЕ

 

РЕПРИЗА (ПОВТОРЕНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ)

ГП Основная тональность СвП ПП Основная тональность ЗП

 

КОДА (ЗАВЕРШЕНИЕ СОНАТНОЙ ФОРМЫ)
Используются фрагменты наиболее важных тем  Утверждение главной победившей тональности

 


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 1169; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!