СИСТЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ



С УЧАЩИМИСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

 

В течение учебного года в каждом учреждении образования страны проводятся массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия и соревнования по различным видам спорта. В зависимости от целей, задач, масштаба и ранга соревнований, наличия учебно-материальной базы, традиций, количества учащихся, уровня их спортивной подготовленности и других факторов учитель определяет и использует ту или иную систему проведения соревнований.

КРУГОВАЯ СИСТЕМА

Х=

А (А–1)
2

При проведении соревнований по круговой системе каждая команда (участник) встречается с каждой командой (участником). Преимущество заключается в том, что объективно определяется победитель соревнований и места каждой команды (участника). Недостаток этой системы в том, что для проведения соревнований требуется очень много времени. При нечётном количестве команд, число игровых дней (игр) соответствует количеству команд, при чётном на один день (игру) меньше.

Количество дней (игр) определяется по формуле:

 

где Х - число всех дней проведения (игр), А - число команд (участников).

 

Вариант 1.

Чётное количество команд (участников) – 6.

1 тур 2 тур 3 тур 4 тур 5 тур
1–6 1–5 1–4 1–3 1–2
2–5 6–4 5–3 4–2 3–6
3–4 2–3 6–2 5–6 4–5

 

Нечётное количество команд (участников) – 5.

1 тур 2 тур 3 тур 4 тур 5 тур
1–0 1–5 1–4 1–3 1–2
2–5 0–4 5–3 4–2 3–0
3–4 2–3 0–2 5–0 4–5

 

    Первый тур составляют пары команд (участников), стоящие друг против друга (цифра "0" – для команды (участника) свободный день от игр). Пары на следующий тур соревнований составляются следующим образом: первая команда остаётся на месте, остальные передвигаются против часовой стрелки.

Вариант 2.

Для чередования игр на своём и чужом поле составляется таблица для нечётного количества команд (в нашем примере 5 команд, если чётное, то + 1). Для этого проводится нечётное количество вертикальных линий по количеству игровых дней (туров). Под первой линией ставится номер 1. Чтобы определить какое количество номеров ставить между линиями и какое число поставить над второй вертикальной линией, чётное число команд (при нечётном + 1) разделить на 2, + 1 и это число записать над второй вертикальной линией.

 


      

4                    

    3  5                         

2                       

1                                      

 

Далее по стрелкам пишутся номера в возрастающем порядке.

 

     
 


4                 5

    3  5  4  1  5

2 1 3 2  4

1                 2                 3     

 

При составлении расписания на первый день, вокруг первой вертикальной линии следует написать номера команд против часовой стрелки

 

         
   


4                5

4  3  5  4  1  5

5 2 1 3 2  4

1                 2                 3

 

 

Команды, номера которых расположены под и над вертикальными линиями, будут свободными в этот тур от игры.

При чётном количестве команд к номерам, стоящим под и над чертой, добавляется номер последней команды (6). К номеру, написанному над чертой, добавляем цифру справа, а под чертой – слева. Сетка выглядит так:

 

4–6          5–6

4  3  5  4  1  5

5 2 1 3 2  4

6–1        6–2         6–3

 

Окончательно таблица игр составляется следующим образом: первыми записываются номера, стоящие справа от вертикальной черты, а вторыми – слева.

 

 

1 тур 2 тур 3 тур 4 тур 5 тур
1–6 6–4 2–6 6–5 3–6
2–5 5–3 3–1 1–4 4–2
3–4 1–2 4–5 2–3 5–1

 

Команда, чей номер в таблице стоит первым, является "хозяином поля".

Вариант 3.  

Этот вариант так же позволяет чередовать встречи на своём поле со встречами на поле соперника. Таблица составляется для нечётного количества команд. В первой колонке записываем игровые дни. Чтобы определить число колонок для составления пар, к числу команд прибавляем 1, делим полученное число на два и получаем количество колонок (5+1=6:2=3). Напротив первого игрового дня по горизонтали записываем номера команд по порядку - 1, 2, 3, затем против второго игрового дня записываем оставшиеся номера - 4, 5.

Так продолжаем заполнять таблицу.

Игровые дни 1 колонка 2 колонка 3 колонка
1 1 2 3
2 4 5 1
3 2 3 4
4 5 1 2
5 3 4 5

Затем от последнего календарного дня, справа от цифры, которая стоит в последней колонке и последней строке (5), пишутся цифры в обратном направлении, начиная с цифры 1 в возрастающем порядке, но в первую колонку цифры не пишутся.

Команда, у которой в этот игровой день нет пары, будет свободная от игр.

Игровые дни 1 колонка 2 колонка 3 колонка
1 1 2–5 3–4
2 4 5–3 1–2
3 2 3–1 4–5
4 5 1–4 2–3
5 3 4–2 5–1

Для чётного количества команд в первой колонке подставляем цифру 6. В нечётные игровые дни проставляем с правой стороны, а в чётные с левой.

 

Игровые дни 1 колонка 2 колонка 3 колонка
1 1–6 2–5 3–4
2 6–4 5–3 1–2
3 2–6 3–1 4–5
4 6–5 1–4 2–3
5 3–6 4–2 5–1

 

Команда, чей номер в таблице стоит первым, является «хозяином поля».

СИСТЕМА С ВЫБЫВАНИЕМ

Суть этой системы заключается в том, что команда (участник) выбывает из соревнований после первого или второго поражения. Преимущество заключается в том, что в короткие сроки проводятся соревнования с большим количеством команд (участников). Недостаток этой системы в том, что она не даёт возможности определить места всех команд (участников).


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 352; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!