Схема чина хиротонии во епископа



1.Наречение кандидата во епископа.

«Благословен Бог наш»

Тропарь и кондак Пятидесятницы

Сугубая ектения

Отпуст

Указ об избрании

Речь избранного

Многолетие.

2.Испытание веры новоизбранного.

Благословение патриарха

Чтение Символа веры

Чтение догмата веры об Ипостасях Триединого Бога

Обеты соблюдения канонов святых апостолов, Семи Вселенских соборов и девяти поместных и правил святых отец...

Передача текста обещания Святейшему Патриарху

Благословение ставленника

Многолетие Патриарху, архиереям и новопоставленному.

3. Рукоположение во епископа в конце пения «Трисвятого».

Преклонение ставленником колен пред святым престолом

Возложение на его голову Евангелия и рук архиереев

Тайносовершительная молитва

«Кирие элеисон» (Господи, помилуй)

Чтение патриархом двух молитв

Чтение первым и вторым митрополитом ектении

Облачение в архиерейские одежды

Приветствие и целование архипастырей.

4. Участие в Божественной литургии.

«Мир всем» перед апостолом и после Евангелия

Принятие святой чаши от пресвитера на Великом входе

Причащение пресвитеров и диаконов в конце Литургии

Благословение архиерейской рясы, панагии, мантии, клобука и четок.

5. Вручение пастырского жезла.

Слово к новопоставленному архиерею

Вручение жезла

Архипастырское благословение народа

Идейный смысл священнодействий рукоположения во епископа

По толкованию Симеона Солунского, «рукоположение совершается после первого входа, потому что так произошло и в начале: ибо, когда Владыка воплотился и пострадал за нас, воскрес и вознесся на небеса, — что все и означается первым входом, — после того и сошел Дух Святый, который рукоположил преемников Спасителя и явил их сопрестольными Ему. Потому и теперь, когда архиерей вместе с прочими войдет во святилище как на небеса, и прежде нежели они войдут на сопрестолие как на пренебесный престол, — рукополагаемый приводится и посвящается, таким образом соделывается сопрестольным с ними. Совершается рукоположение сие после Трисвятой песни, песни ангельской, согласного пения горних и дольних» (Писание отцев и учителей Церкви, относящихся к истолкованию православного богослужения, ч. II, с. 259-260).

Открытое Евангелие возлагаемое письменами вниз, есть образ руки Господа, зовущего посвящаемого на проповедь слова Божия.

В первой молитве патриарх просит Владыку и Господа «наитием благодати Святого Духа» укрепить посвящаемого, как Он укреплял апостолов, пророков, и архиереев, и, сохранил его «непорочным» и украсил всяким благочестием, явил его святым, дабы он мог молится о спасении людей и был услышан Господом.

Во второй молитве он просит Господа сотворить рукополагаемого подражателем истинного Пастыря; «душу свою положившего за овцы», соделать путеводителем слепых, воспитателем немудрых, вразумителем непокорных и дерзновенных, учителем младенцев в истинном ведении, светильником в мире, право правящим вверенные ему души ко спасению.

По объяснению Симеона Солунского, мантию епископ получает как учитель, поэтому источники, украшающие ее, означают «благодать учительства, пребывающую в архиерее, и вместе разнообразие принадлежащих ему высших дарований, через него на всех изливаемых». Жезл, вручаемый епископу, как изъясняет тот же учитель Церкви, означает «власть Духа, силу, укрепляющую и руководящую по отношению к народу».

Возведение в чины протодиакона, протоиерея, игумена и архимандрита.

Возникновения хиротесий в священные чины (протодиакона, протоиерея, игумена и архимандрита)

С древнейших времен за выдающиеся личные заслуги перед Церковью или за многолетнюю безупречную службу некоторые священнослужители удостаивались особых почетных званий, дающих им право первенства и преимуществ среди других. Возведение в эти звания совершалось через церковный обряд – хиротесию, основным литургическими элементами которого были благословение, рукоположение, молитва и наречие.

Диаконы возводились в чин «протодиакона» – «перводиакона», либо – «архидиакона». По преданию среди диаконов, рукоположенных апостолами, архидиаконом был наречен первомученик Стефан. Упоминание о звании перводиакона встречается во многих церковных памятниках. В III в. Архидиаконом был св. Лаврентий, об архидиаконах говорит блаженный Иероним, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст и др.

Высшим духовным отличием пресвитеров было возведение в сан «протоиерея» («протопресвитера»), а в монашестве – в сан «игумена» и «архимандрита». В IV в. об архипресвитерах упоминает Иероним, в V в. – Сократ и Созомон.

Чин возведения в протопресвитера или протоиерея во всех своих подробностях совпадает с аналогичным чином, изложенным в литургических памятниках Византийской Церкви.

Прямого оригинала нашего чина «на произведение в игумена» в литургических памятниках Греческой Церкви не обнаружено. Ближе всего, по исследованию А. Дмитриевского, к нему стоят: чин, изложенный в рукописи 1407 г. патриаршей Александрийской библиотеки, и отчасти чин, известный по рукописи Барбериновского Евхология св. Марка VIII-IX веков. В обоих греческих памятниках имеются молитвы нашего чина, причем в первом памятнике есть и возглашение диакона: «Повелите», — формула: «Благодать Всесвятаго Духа чрез нашу мирность производит тя игумена».

Греческая Церковь не знала «чина, бываемого на произведение архимандрита». В нашей Церкви самостоятельный чин появляется не раньше XVI столетия и притом сначала лишь в богослужебных памятниках юга России. Этот чин, как считает А. Дмитриевский, сложился на основе и, по сути, является копией «чина на произведение игумена». Хотя на Востоке не было особого чина на возведение архимандрита, само звание «архимандрита» там было хорошо известно – так назывались заслуженные иеромонахи, занимающие служебное положение при патриархиях, при церковных заграничных миссиях и т.д. С Востока это звание было перенесено в Русскую Церковь и до XVI в., до появления у нас особого чина на возведение в архимандрита, употреблялось почти с тем же значением, как и на православном Востоке (Проф. А. Дмитриевский. Ставленник. Киев, 1904, с.71-72; 107; 136; 143-145).


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 305; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!