Символика хиротонии и хиротесии



В Таинстве Священства через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать Таинства и пасти стадо Христово.

К внешней. Видимой стороне Таинства Священства относятся возложение рук архиерея на голову посвящаемого и молитвенное призывание Святого Духа. Внутренним, невидимым действием рукоположения (хиротонии) является особая благодать Священства. Она возвышает их над остальными верующими и наделяет духовной силой и властью учительствовать, священнодействовать и управлять паствой. Таинство Священства «может по справедливости назваться венцом и связью всех других, ибо оно служит спасительным орудием для их сообщения, по благодати, данной апостолами и постепенно нисшедшей, через непрестанное рукоположение до нынешних служителей Христовой Церкви» (Муравьев А.Н. Письма о Богослужении. Париж, 1963, с. 125). Священникам Бога Высшего, служителями Его тайн поставляет людей Сам Дух Святой и, по словам апостола «никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр. 5, 4).

Рукоположение в степени Священства – это сакраментальный акт, в котором, по словам Иоанна Златоуста, «возлагает руку человек, а все делает Бог, и Его-то рука касается главы рукополагаемого, если рукополагается, как должно» (На Деян. Апост., бес. XIV, 4). Благодатная Действенность Таинства Священства состоит во внутреннем освящении рукополагаемого, в преображении его души. Григорий Нисский говорит, что «поставляемый в Священство по внешнему виду остается прежним человеком, но по душе преобразуется он на лучшее невидимою некоею силою и благодатию».

Посвящение в степени священнослужителей есть дверь, через которую пастырь входит «во двор овчий», облеченный духовной властью паствой и ответственностью за нее перед Господом. Поэтому в каждодневном молитвенном предстоянии перед Богом он должен возгревать в своем сердце полученную благодать, чтобы быть достойным Признавшего его. «священство Православной Церкви должно быть светло, как солнце, по качествам души своей и по жизни своей, и по высочайшему небесному, священноначальствующему и тайнодействующему сану своему» (Протоиерей Иоанн Сергиев).

Благодать Священства избранных Церкви получает от Святого Духа по силе ее соборной Молитвы, Хиротонии совершаются поэтому в присутствии всей Церкви – народа Божия с его согласия и одобрения. Они происходят в алтаре во время литургии, которая является высшим выражением соборности Церкви, объединяя верующих в общем молитвенном обращении к Богу.

В отличие от хиротонии посвящение в чины церковнослужителей хиротесия – не является таинственным рукоположением Священства, а представляет собой священнодействие, которое совершается архиерейским благословением и руковозложением в знамение утверждения в церковной должности. При этом возложении руки не произносятся таинственные слова призывания благодати, рукополагающей во Священство. Посвящение в разные степени церковнослужения сопровождается облачением в священные одежды, соответствующие каждому чину. Ее носят «ради Божественного служения, дабы не прикасаться к чему-либо из предметов священных, или чтобы не надевать одежды священства прямо и непосредственно на одежды мирские» (Писания святых отцов и учителей Церкви, ч. ІІ, СПб., 1856, с. 241). Под этими одеждами должен быть «совершенно сокрыт внешний мирской человек со всеми его суетными стремлениями» (А. Дмитриевский).

ЧИН ПОСВЯЩЕНИЯ В ЧТЕЦА И ПЕВЦА

История возникновения чина

В чине посвящения в чтеца и певца посвящаемый называется одним именем «свещеносца», чем подчеркивается утрата различий между этими степенями церковнослужения и объединения их в единую должность. В древней Церкви, в которой существовало большое число наименований и званий низшего разряда клира, должности чтеца и певца заметно отличались друг от друга.

О чтецах упоминается еще в Ветхом Завете, где говорится, что во время Богослужения они «читали из книги закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное» (Нем. 8, 8). В новозаветное время звание чтеца освятил Сам Господь, Который, придя в Назарет, вошел «в день субботний в синагогу, и встал читать» (Лк. 4, 16). Должность чтеца известна была при апостолах (Деян. 13, 15, 27). О ней говорится в Апостольских Постановлениях и указывается в сочинениях церковных писателей первых веков. Звание чтеца в древней Церкви пользовалось высоким уважением, оно давалось как награда за особое достоинство и твердое исповедание Христовой веры. Священномученик Киприан посвятил в должность чтецов исповедников Аврелия и Келерича, проявивших стойкость во время гонений.

На должность чтецов в древности начинали свое служение многие выдающиеся деятели и отцы Церкви – св. Василий Великий, св. Григорий Нисский, св. Иоанн Златоуст, св. Прокл, епископ Константинопольский и другие. История Церкви говорит, что в больших храмах должность чтецов одновременно занимало большое количество клириков. Так, по законодательству Юстиниана при Софийском Константинопольском храме назначено было 110 чтецов (Кормч. Кн. 2, гл. 44, прав. 1).

В древности, как и в настоящее время, в обязанности чтецов входило чтение Священного Писания, за исключением Евангелия, при Богослужении. Они были также хранителями книг и должны были возжигать светильники в алтаре и предносить светильник во время Богослужения пред священнодействующими в необходимых случаях.

В Постановлениях апостольских изображен чин посвящения чтецов, в котором епископу предписывается избрать чтеца, возложить на него руку и произнести молитву, содержащую просьбу ко Господу о даровании Духа пророческого рукополагаемому для чтения святых Писаний народу Божьему и о том, чтобы он, неукоризненно совершал возложенное на него дело, соделался достойным высшей степени служения чрез Христа. В 8-м правиле Карфагенского собора (около 398 г.) говорится, что при поставлении чтеца епископ должен известить народу о его поведении, способностях и верности. После чего епископ дает ставленнику священную книгу для чтения, произносит: «Прими ее, имей звание читать слово Божие и знай, что за исполнение своей должности с усердием и пользою будешь иметь участие с благовестниками слова Божия».

Звание певца, или, по уставу церковному, «канонарха», т.е. возглашателя гласа октоиха, прокимнов и прочего, было также, как и звание чтеца, известно еще в Ветхозаветной Церкви. Ветхозаветные псалмопевцы (1 Пар. 9, 33), священнопевцы, певцы и певицы (1 Пар. 23, 5; 1 Ездр. 2, 42; 65; 2 Ездр. 5, 27, 41) разделялись на два клироса (Неем. 12, 31-47), между которыми был начальник хваления и молитвы (Неем. 11, 17, 12, 46). В Новом Завете звание певца освятил Сам Господь и апостолы, которые после тайной вечери, «воспевши пошли на гору Елеонскую» (Мф. 26, 30).

В первые времена существования Церкви Христовой пение разрешалось всем присутствующим при Богослужении. В 364 г. Лаодикийский собор 15 правилом постановил, чтобы только певцы, «состоящие в клире, на амвон входящие и по книге поющие, пели в церкви». В 10 правиле Карфагенского собора указывается епископу при поставлении певца произносить: «Что поешь устами в то веруй сердцем; а во что веруешь сердцем, испытай на деле». Певцы, или псалмисты, в древности составляли низшую степень чтецов.

Современный чин поставления чтеца и певца в основе своей греческого происхождения. Он состоит из нескольких частей, входивших некогда в чины поставления других церковнослужительских должностей, которые к первой половине XV в. были упразднены. Например, первая Молитва чина на поставление чтеца и певца в древней Церкви составляла самостоятельное молитвословие на возведение особого должностного лица при патриархе, которые назывался «депотатом». Депотат должен был во время совершения крестных ходов идти впереди и освобождать путь патриарху и самой процессии, и, кроме того, его обязанностью было, в положенное по чинопоследованию архиерейской литургии время, предшествовать с лампадою выносу Евангелия на малом и Святым Дарам на великом входах.

Вторая молитва, заключающая в себе всю силу и важность чина посвящения чтеца и певца, является главной и неотъемлемой принадлежностью всех известных литургических памятников от древнейшего времени до наших дней.

В Русской Православной Церкви «Чиновник архиерейский» по указанию патриарха Иоакима (1674-1690), подвергался пересмотру и исправлению: конец чина поставления чтеца и певца был заимствован из Евхологии Якова Гоара (1653), обнаружившего его в рукописном Евхологии XIII в. и перепечатавшего с некоторыми сокращениями и дополнениями. В таком исправленном виде этот чин неизменно с 1677 г. печатается в Чиновнике архиерейском и стал достоянием богослужебной практики (Проф. А.Дмитриевский. Ставленник, Киев, 1904, с. 22-29).


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 236; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!