Схема чина поставления чтеца и певца



Архиерейское благословение

Возложение руки на главу посвящаемого

Первая молитва

Пение тропарей

Пострижение волос

Облачение в фелонь

Архиерейское благословение

Возложение руки на главу посвящаемого

Вторая молитва

Чтение посвящаемым Апостола

Снятие фелони

Архиерейское благословение

Благословение стихаря над крестом

Облачение в стихарь

Назидание об обязанностях чтеца

Произнесение слов благословения в стихарь

Вручение лампады (подсвечника со свечей).

Идейный смысл священнодействий чина.

Литургические священнодействия посвящения в должность чтеца и певца совершаются до литургии посреди храма и начинаются по облачении архиерея. В первой молитве посвящения архиерей просит Бога украсить священосца не скверными и непорочными одеждами, просветить его, чтобы он в будущем веке принял нетленный венец жизни.

Священнодействие пострижения, по объяснению Симеона Солунского означает посвящение: «Власы суть цвет всего тела». Пострижением их «человек приносит Богу начатки» всех своих действий на Ниве Божией.

В знак посвящения Богу и отличия от простых верующих посвящаемый облачается в короткую фелонь, которую Симеон Солунский называет «начатком священных одежд».

Во второй молитве о ставленнике архиерей просит Господа Вседержителя освятить посвящаемого, как своего избранника и даровать ему со всякою премудростью и разумом совершать поучение и чтение Божественных Писаний в храме Божием, сохраняя его в непорочном жительстве.

Возложение руки епископа на голову постриженного и одетого в малую фелонь чтеца при чтении второй молитвы, по объяснению Симеона Солунского, есть видимый знак покровительствующей силы Божией и сообщения благодати посвящения.

Чтением отрывка из Апостола всенародно свидетельствуется начало разумного служения в Церкви. Святость этого служения подчеркивается облачением чтеца в стихарь, который с древнейших времен именуется одеждой славословия. В этой одежде обычно изображаются святые ангелы, славословящие Господа на Небесах.

Поучение об обязанностях чтеца (из Архиерейского чиновника), говорит о звании чтеца как о «первой степени священства». Чтец отныне обязан прочитывать на богослужении Божественные Писания для назидания слушающих, иметь целомудренную и праведную жизнь. Поскольку поставляемый приемлет звание «священосца», архиерей, произнеся: «Благословен Господь. Се бысть раб Божий (имя рек), чтец Святейшей Церкви (имя рек), во имя Отца и Сына и Святого Духа», — вручает ему лампаду (подсвечник со свечей). С возженной свечей чтец стоит во время совершения литургии перед архиереем у иконостаса.

Обычно в день посвящения чтец причащается, но не в алтаре, а, как мирянин, на солее.

ПОСВЯЩЕНИЕ В ИПОДИАКОНА

История возникновения чина

В Православной Церкви звание иподиакона сохраняется с апостольских времен. О нем упоминается в правилах и постановлениях апостольских, в послании Игнатия Богоносца к антиохинянам, в посланиях св. Киприана. В III в. Римский епископ Корнелий в письме Фабию, епископу антиохийскому, о клире Римской Церкви исчисляет семь иподиаконов (Евсевий. Кн. VI, гл.48). В Церкви Константинопольской и в Церквах, к ней принадлежащих, по законодательству Юстиниана, служило 90 иподиаконов.

По древнему уставу в Обязанности иподиакона входило приготовление умовения для рук священнодействующего и изведения из храма оглашенных после возгласа диакона: «Оглашенные, изыдите». Иподиакон должен был охранять святые врата, чтобы никто из недостойных не вошел в алтарь.

В Апостольских Постановлениях дается такое предписание епископу о посвящении иподиакона: «Поставляя иподиакона, возложи на него руку и произнеси: «Господи Боже, Творец Неба и земли и всего сущего, избравший для скинии свидения хранителей святых Твоих сосудов, Сам и ныне призри на раба Твоего, рукополагаемого во иподиакона, и даруй ему Духа Святаго для хранения служебных Твоих сосудов и всегдашнего исполнения воли Твоей во Христе Твоем».

В соответствии с древними правилами и обычаями поставление в иподиакона, как и поставление на должность чтеца и певца, совершалась «молитвою, благословением, рукоположением» святителя и облачением в сообразную чину священную одежду.


Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 216; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!